Речь как инструмент социализации. Виды речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цели исследования были определены, исходя из научной и практической значимости темы, степени ее изученности и имеющихся в распоряжении литературы. Цель моей работы – рассмотреть основные этапы становления речевой функции у ребенка. Показать, что речь – это инструмент социализации. Отсюда задача моей работы – проанализировать как можно больше специальной литературы по данной теме, сгруппировать ряд аспектов, доказывающих коммуникативную функцию речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………стр. 3-4
Глава I. Стадии развития речи в первые пять лет…………....стр. 5-21
1.1 Доречевой этап в развитии речи ребенка (Младенцы на первом году жизни)… ……………………………………… стр. 5-11
1.2 Дограмматический или этап первичного освоения речи жизни (Второй год)……………..………………………………….… стр. 11-14
1.3 Этап освоения грамматики (От трех до пяти лет)……….стр. 14-21
Глава II. Речь как инструмент социализации. Виды речи…стр. 22-24
Заключение……………………………………………………стр. 25-26
Список использованной литературы…………………………стр. 27

Вложенные файлы: 1 файл

Становление речевой функции у ребенка.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

       Процесс усвоения звуковой системы речи включает в себя овладение правильным произношением звуков и развитие фонематического слуха.

       Овладение фонетическим составом речи начинается еще в конце первого года жизни ребенка и к началу дошкольного возраста дети владеют всеми звуками родного языка. Решающее значение для усвоения звуков родного языка имеет развитие сенсорной основы речи, то есть фонематического слуха. Под ним понимается способность воспринимать на слух звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы.

       Ребенок должен четко различать звук, заданный взрослым, от звука, реально произносимого им самим. Это является основным условием усвоения звуковой стороны языка.

       Швачкин Н. X., исследуя фонематический слух детей на ранних этапах развития, показал, что уже у детей 1 года 7 месяцев фонематический слух оказывается сформированным. Ребенок различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.

       В то же время в раннем возрасте у  ребенка еще сосуществуют косноязычный и правильный звуковые фоны. Он еще узнает неправильно произносимые слова, но уже способен проводить различие между правильным и неправильным произношением окружающих.

       В дошкольном возрасте ребенок постепенно перестает узнавать неправильно  сказанные слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Звуковая сторона речи является предметом его пристального внимания.

       В дошкольный период дети начинают осознавать нормы произношения, заботиться о его правильности. При этом, однако, они не могут выделить и назвать звук, подлежащий исправлению, а исправляют все слово. Это уровень неотчетливого сознания, первичная форма абстракции.

       В заключение остановимся на основных акцентах развития ребенка с трех до пяти лет.

       Дети  трех лет обычно общаются посредством  речи, отличающейся разнообразием громкости и тона, что придает ей выразительность. Они умеют вести беседу, хотя у них, по сравнению со взрослыми, ошибки в грамматике и произношении некоторых звуков. Речь детей пока прерывиста. «Быстро увеличивается словарный запас, который к третьему году жизни достигает 1200-1300 слов. Обогащается состав речи – ребенок употребляет почти все части речи»9. В этом возрасте ребенок понимает понятия «далеко», «близко». Появляются первые оценочные суждения (киса-хорошая).

       В словаре детей третьего года жизни, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода и объекты живой природы. При этом пассивный словарь выше активного в 1,2 – 1,3 раза.

       Что же касается речи четырехлетних детей, то она в основном правильна в сравнении с грамматическим строем речи взрослых, у которых они учились. Ребенок уже может различать звуки близкие по акустике (ж-з, с-ш, с-ц). Развивается интонация и силы голоса. Словарный запас в этом возрасте превышает 2000 слов. Вопросы четырехлетнего ребенка могут легко поставить любого взрослого в тупик. Например: что крутит колеса у машины? Это является показателем интенсивного развития диалогической речи. У детей четырех лет начинает вырабатываться шепотная речь.

       На  пятом году жизни дети умеют достаточно связно описывать недавние события, говорить о прошлом и будущем. С помощью взрослого ребенок может рассказать историю по сюжетным картинкам. Он узнает иллюстрации к сказкам.

       Ближе к пяти годам словарный запас превышает планку в 5000 слов. Активно совершенствуется речевой слух, шепотная речь и наблюдается процесс бурного словотворчества. В этом возрасте дети легко вступают в беседу, часто упрямятся и спорят, не имея при этом веских аргументов в доказательство своей правоты.

       Ребенок начинает понимать абстрактные значения чисел, цвета, размера, скорости или времени, но еще видны пробелы. Он различает времена года.

       К четырем – пяти годам разговор с самим собой во время игры становится внутренним, ребенок не всегда выражает вслух свои мысли, идеи.

       Как отмечает Дженни Лешли в свое работе «Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы», к пяти годам «ребенок должен рассматривать речь как средство общения, способ установления контактов и источник радости. Что касается последнего, дети способны получать удовольствие, обучая младшего ребенка»10. 
 
 
 
 
 

       Глава II. Речь как инструмент социализации.

       Виды  речи.

       Речь  – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Возможность  говорить, общаться – удивительный дар природы. И с этим даром  нужно общаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени. Именно в этот период необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить сообщать, убеждать, утешать и т. д.

       Основное  назначение речи – это общение между людьми – коммуникативная функция речи. Она характеризуется наличием сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли и знания, но и воздействует на них. Коммуникативная функция речи имеет важное значение в формировании психики и интеллекта ребенка.

       Общаясь друг с другом, люди употребляют  слова и пользуются грамматическими  правилами того или иного языка. Язык – это система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь – это процесс использования языка в целях общения людей.

       В психологии различают  два вида речи:

    • Внешняя
    • Внутренняя

       Внешняя речь служит общению, поэтому ее основной признак – доступность восприятию других людей. В зависимости от того, употребляются с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную и письменную речь. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, что создает определенные трудности  в построении данного вида речи. Так как человек лишен возможности использовать выразительные средства: интонацию, мимику, жесты для лучшего изложения своих мыслей. Поэтому письменная речь менее выразительна, чем устная. Несмотря на это письменная речь обладает другим преимуществом: она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной нет времени на шлифовку и отделку фраз.

       В зависимости от различных условий  общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

       Диалогическая речь – это разговор, беседа двух или более человек, которые говорят попеременно. Это речь – поддержанная, не планируемая. Направленность такой беседы и ее результаты  в значительной степени определяются высказываниями ее участников, их репликами, замечаниями, одобрением или возражением. Важное требование при диалогической речи – уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.

       Монологическая  речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. К такой форме речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность монологической речи – ярко выраженная направленность ее к слушателю, с целью передачи им знаний, убеждению в чем-либо. В связи с этим этот вид внешней речи носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а следовательно, предварительной подготовки и планирования.

       Внутренняя  речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она не доступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных развернутых предложений. Внутренняя речь своеобразна.

       Именно  потребность в общении с окружающими  создает основу для возникновения  подражания звукам человеческой речи у ребенка. Для него речь выступает, прежде всего, как средство общения. Ребенок овладевает речью практически, не осознавая ни тех закономерностей, которым подчиняется речь, ни своих операций в ней. 

       Речь  помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать  мир. Овладение речью – это  способ познания действительности. Для  ребенка хорошая речь – это  залог успешного обучения и развития. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от объема и динамичности его знаний, от жизненного опыта.

       Таким образом, одна из основных функций речи – служить средством коммуникации или инструментом социализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       В результате изучения специальной литературы и детального изучения темы, поставленные цели были достигнуты.

       Таким образом, были рассмотрены основные этапы становления речевой функции у ребенка и сгруппированы аспекты, доказывающие коммуникативную функцию речи.

       Человек не может жить без общения, что  доказывает уже улыбка младенца, первая настоящая улыбка, которая служит обращением к близкому человеку. Радостная улыбка младенца вызывает ответную радость матери. Улыбка, слова, движения – все направлено на другого человека: у взрослого на ребенка, у ребенка на взрослого. Они сами по себе становятся целью друг для друга. Такое взаимодействие людей называется общением: важно не только то, что делают, важен человек, который делает.

       Первые  диалоги ребенка с матерью  начинаются без слов во время кормления, когда он кладет ручонку на грудь  матери и старается заглянуть  ей в глаза.

       К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Это эмоциональные средства диалога, которыми овладевает ребенок. Диалог - это направленность на другого человека, стремление вызвать его на взаимодействие. Малыш может добиваться этого самыми разными, доступными для него средствами, это может быть и плач понарошку, заглядывание в глаза, и специальное действие, чтобы вызвать внимание.

       Так, еще в доречевой период проявляется  необходимость в общении, что  приводит к возникновению у ребенка подражания звукам человеческой речи, основная функция которой – служить инструментом социализации.

       Коммуникативная функция является одной из наиболее ранних функций речи. Специальными исследованиями было установлено, что  уже у детей в возрасте двух лет речь выполняет функцию общения.

       В дошкольном возрасте происходит становление и упрочнение коммуникативной функции речи, как функции воздействия на других людей и регуляции их деятельности. Она способствует развитию контактности ребенка со сверстниками и взрослыми, развивает возможность совместной деятельности, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.-М.: «Академия», 1999
  2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи.-М.: «Изд-АПН РСФСР», 1961
  3. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка.-М., 1948
  4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить.-М.: «САГА», 2002
  5. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы.-М.: «Просвещение», 1991
  6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.-М.: «Академия», 1999
  7. Попова М. В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии.-М.: «ТЦ Сфера», 2002
  8. Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей.-М.: «Медицина»,  1986
  9. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.-С-П.: «АКЦИДЕНТ», 1997
  10. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М.: «Просвещение», 1981
  11. Швачкин Н. X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте.-М., 1948
  12. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.: «Академия», 2004

Информация о работе Речь как инструмент социализации. Виды речи