Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 12:14, доклад
Одним из самых важных, но и самых сложных моментов в про¬цессе общения является умение слушать собеседника. Оно подра¬зумевает тонкий активный мыслительный процесс, требующий оп¬ределенной организации, дисциплины, энергетических затрат. Умение слушать — это восприятие информации от говорящих или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций; такое поощрительное отношение к говорящему, ко¬торое подталкивает его к продолжению акта общения и развитию мысли.
Третий шаг. Прояснение смысла
Выслушав собеседника, следует начать прояснять смысл его слов. Это происходит с помощью вопросов.
Четвертый шаг. Подведение итогов услышанного
Для того чтобы убедиться, что собеседники действительно поняли друг друга, надо подвести итоги услышанного: «Итак, если я вас правильно понял, то дело заключается в том-то и том-то...» Поступив так, можно добиться по меньшей мере двух вещей:
— если один из собеседников что-то упустил, то при подведении итогов услышанного в его рассказе всплывут важные дополнительные детали;
—
есть возможность еще раз
Реализация шагов понимания происходит за счет использования продуктивных способов активного, понимающего слушания.
1. Перефразирование (эхотехника) — это мысль, сказанная иначе. Сущность этой техники состоит в том, что вы возвращаете собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами.
Перефразирование можно начинать такими вводными фразами: «Как я вас понял...», «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...», «Если я вас правильно понял, то...», «Вы поправите меня, если я ошибусь, но...».
Главная цель эхотехники — уточнение информации, показ собеседнику, что он услышан.
Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важные моменты сообщения. Но при «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять от себя, интерпретировать сказанное.
Особенностью этой техники является то, что она наиболее полезна в тех случаях, когда речь собеседника кажется нам понятной. Часто такая «понятность» оказывается иллюзией, и истинного выяснения обстоятельств дела не происходит. Перефразирование легко и непринужденно решает эту проблему.
Эхотехника позволяет дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на обсуждение того, что в его словах кажется вам наиболее важным. Перефразируя, мы помогаем собеседнику услышать его высказывание со стороны, возможно, заметить в нем ошибки, более четко осознать и сформулировать свои мысли. Кроме того, используя «эхо», мы выкраиваем время на обдумывание, что особенно важно в ситуациях, когда не сразу можно найти, что сказать.
2. Резюмирование — это подведение итогов, выделение главной мысли, воспроизведение слов партнера в сокращенном виде. Основное назначение приема — показать, что слушающий уловил сообщение говорящего целиком, а не какую-либо часть. Информация об этом передается с помощью определенного набора фраз. Например: «Вашими основными возражениями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное вами, то...», «Таким образом...», «Итак, вы предполагаете, что...», «Обобщая то, что вы сказали...».
Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике. Данный прием позволяет не тратить время на поверхностные, не относящиеся к делу разговоры, а также оказывается действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником.
3. Развитие идеи дает возможность уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться вперед в беседе, получить информацию без прямых вопросов. Эта техника отличается от предыдущих тем, что не просто перефразируется или резюмируется высказывание собеседника, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного. Во многих случаях развитие идеи совершенно необходимо, но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки и мягкие тона.
4. Нерефлексивное слушание, т. е. внимательное молчание. Главный принцип данного приема — «Меньше ответов!». Подача собеседнику сигналов, полное внимание к нему осуществляется:
— репликами: «Да-да», «Понимаю вас», «Это точно подмечено», «Да, продолжайте, пожалуйста»;
— буферными фразами: «Вас что-нибудь беспокоит?», «Вы, наверное, хотите поделиться своими новостями?»;
— уточнениями: «Поясните, пожалуйста», «Не трудно ли будет повторить?», «Не могли бы вы привести пример?» и т. д.;
— активной позой, предполагающей, что слушание происходит с выразительной мимикой, жестикуляцией, ясным липом, а не в вольготной позе, с пренебрежительной гримасой и т. п.;
— «зеркальным отражением чувств собеседника». Этот прием предполагает, что на эмоционально-чувственном уровне происходит рефлексия мира мыслей и чувств оппонента. Эффективным этот прием будет лишь в том случае, если отражаются реальные переживания, которые испытываются в данный момент.
5. Выяснение — обращение к говорящему за некоторым уточнением. Эффективность выяснения во многом зависит от техники постановки вопросов — и начинается с элементарных вопросов, которые называют проясняющими вопросами. Они как бы не закончены, открыты и, конечно, значат гораздо больше, чем простое поддакивание. Начинаются проясняющие вопросы со слов «где», «когда», «как» и т. д. Например: «О ком вы говорите?», «Что вы имеете в виду?», «Когда это случилось?», «Где?», «Как это произошло?». С их помощью можно собрать очень полезную информацию, которая откроет внутренний смысл беседы. Проясняющие вопросы объясняют обоим собеседникам многие тонкости и детали, упущенные в разговоре. Таким образом можно спокойно и участливо показать собеседнику, что партнер заинтересован в том, что он слышит. С помощью вопросов воздействуют на ситуацию так, чтобы она развивалась в нужном вам направлении. Так в разговоре можно выявить ложь и ее подоплеку, не вызывая со стороны собеседника враждебности. Следует использовать ключевые вопросы типа: «Не повторите ли еще раз?», «Что вы имеете в виду?», «Не объясните ли вы это?». Нельзя задавать вопросы, требующие односложных ответов. Вместо формулировки: «Это что, было трудно сделать?» — правильнее сказать: «Насколько трудно это было сделать?».
Реализовать советы по активному слушанию позволяют две заповеди слушателя:
1. Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.
2. Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их самих.
Рекомендуется чаще задавать себе вопросы, которые позволяют корректировать процесс слушания и добиться позитивного результата:
1.Действительно ли я слушаю собеседника или жду своей очереди высказаться?
2.Правильно ли я даю знать собеседнику, что до меня дошел смысл его слов?
3.Знает ли мой собеседник, что он правильно понят?
4.
О ком я думаю, слушая
Во время общения нередко не помогают даже универсальные советы по активному слушанию. Происходит это из-за того, что собеседник или поглощен своими мыслями, или эмоционально неуравновешен; боится выставления оценок сказанному; сыграло роль так называемое уязвленное самолюбие; возможно, человек не обладает набором техник активного слушания; также это зависит от типа слушателя.
В этой классификации представлено 9 «абстрактных» собеседников: (Винокур Татьяна Григорьевна «Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения»)
1.
Вздорный человек, «нигилист». Такой
человек часто выходит за
2. Позитивный человек. Это самый приятный тип партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии.
3. Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно требует слова.
4. Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространственных высказываний.
5.
Трусишка. Этот тип собеседника
характеризуется недостаточной
уверенностью в себе при
6.
Хладнокровный, неприступный
7.
Незаинтересованный собеседник. Тема
беседы его вообще не
8.
Важная птица. Такой
9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы.
Цель приведенной классификации - показать разнообразие типов собеседников. Авторы обращают внимание на то, что один и тот же человек может меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников и т. д.
Информация о работе Речь как средство коммуникации.Технология активного слушания