Роль гештальтпсихологии в развитии практической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Психология-это наука, изучающая возникновение, протекание и проявление психологических явлений в результате деятельности и общения человека. Психологические явления - психологические процессы: ощущение, восприятие, психологическое состояние, внимание, воля, эмоции, чувства. Психологические свойства: темперамент, характер направленности личности. Психология-это наука о психики. Психика делится на четыре модальности: я хочу; я чувствую; я думаю; я делаю. В этом задействованы: внимание, память, мышление, воображение, ощущения. Психологическое здоровье-это наука о психологических причинах здоровья, методах, средствах сохранения, укрепления и его развития.

Содержание

Введение ……………..…………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. Зарождение и развитие гештальтпсихологии …………………… 4
1.1. Законы восприятия в гештальтпсихологии ……………………………... 7
1.2.Проблема мышления в гештальтпсихологии ……………………………..18
ГЛАВА II. Экспериментальные исследования динамики деательности в школе Курта Левина ………………………………………………………….. 21
Заключение ……………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Rol_geshtaltpsikhologii_v_razvitii_prakticheskoy.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

Гуманитарный институт

----------------------------------------------------------------------

Кафедра «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»

 

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Роль гештальтпсихологии в развитии практической психологии»

 

 

Выполнила                Ревазова Д.О.

гр. ГГУ-113

 

Проверил

к. с. н., доцент               Смирнова М.В.

 

Москва 2014г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

Введение ……………..…………………………………………………………. 3

ГЛАВА I.  Зарождение и развитие гештальтпсихологии …………………… 4

1.1. Законы восприятия в гештальтпсихологии ……………………………...   7

1.2.Проблема мышления в гештальтпсихологии ……………………………..18

ГЛАВА II. Экспериментальные исследования динамики деательности в школе Курта Левина …………………………………………………………..   21

Заключение …………………………………………………………………….   25

Список использованной литературы ……………………………………….     28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Прежде, чем говорить о психологии, надо понять, что это такое.

Психология-это наука, изучающая возникновение, протекание и проявление психологических явлений в результате деятельности и общения человека. Психологические явления - психологические процессы: ощущение, восприятие, психологическое состояние, внимание, воля, эмоции, чувства. Психологические свойства: темперамент, характер направленности личности. Психология-это наука о психики. Психика делится на четыре модальности: я хочу; я чувствую; я думаю; я делаю. В этом задействованы: внимание, память, мышление, воображение, ощущения. Психологическое здоровье-это наука о психологических причинах здоровья, методах, средствах сохранения, укрепления и его развития.

Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. (Сам термин психология происходит от двух греческих слов: психе душа и логос — слово, учение.) Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории раз вития человеческого общества.

 

Глава I. Зарождение и развитие гештальтпсихологии

Группа немецких молодых исследователей стала центром новой научной школы, выступившей под названием гештальтпсихология (от нем. Gestalt - форма, структура).

Основателями являлись Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941).

Ставя опыты, касающиеся частного вопроса, будущие гештальтисты ощущали необходимость преобразования психологии. Они занялись этой наукой, воодушевленные ее экспериментальными достижениями. Они сами получили хорошие экспериментальные знания. И вместе с тем испытывали неудовлетворенность ситуацией в психологии. Причина их неудовлетворенности была в том, что высшие психические процессы оставались вне точного экспериментального анализа, который ограничивался сенсорными элементами и принципом ассоциаций. Вертгеймер в Вюрцбурге изучал высшие процессы, но пути к новой психологии как «науке о реальных человеческих существах» не нашел. Результаты его изучения были изложены в статье «Экспериментальные исследования видимого движения» (1912). От этой статьи принято вести родословную гештальтизма. Его главный постулат гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. Мысль о том, что целое больше образующих его частей, была очень древней. Чтобы объяснить характер ее влияния на психологию, следует рассмотреть общий исторический фон (весь научно-теоретический «гештальт»), в пределах которого складывалась новая школа.

Продуктом коренных сдвигов в психологическом познании явились и бихевиоризм, и гештальтизм. Их одновременное появление - показатель того, что они возникли как различные варианты ответа на запросы логики развития психологических идей. И действительно, оба направления были реакцией на сложившиеся научные стереотипы и протестом против них.

Сведения об идейной генеалогии школы проливают свет на ее функцию в прогрессе познания.

Преодоление антиномии механицизм - телеологизм стало исторической задачей, решить которую были призваны новые психологические школы - бихевиористская и гештальтистская. Это их роднило, это объясняет факт их одновременного зарождения. Другой вопрос - как они с ней справились.

Их решительно разделяло отношение к проблеме сознания.

Бихевиористы считали ее псевдопроблемой - сознание устранялось из психологии, из научных объяснений поведения.

Гештальтисты, напротив, усматривали главную задачу в том, чтобы дать новую интерпретацию фактам сознания как единственной психической реальности. Гештальтистская критика «атомизма» в психологии являлась предпосылкой переориентации эксперимента с целью выявления в сознании образных структур, или целостностей. Достичь этой цели без самонаблюдения было невозможно.

Гештальтисты приняли третий вариант интроспективного метода, получивший название феноменологического.

И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу наук о природе. Но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов - физика. Понятие о гештальте не считалось уникально-психологическим, приложимым лишь к области сознания. Оно было предвестником общего системного подхода ко всем явлениям бытия. Зарождался новый взгляд на соотношение части и целого, внешнего и внутреннего, причины и цели.

Многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития ребенка, так как в исследовании развития психических функций видели доказательства правильности своей теории.

Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, с точки зрения гештальтистов, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, доказывали эти ученые, зависит его поведение и понимание ситуаций.

Сам процесс психического развития, с точки зрения гештальтпсихологии, делится на два независимых и параллельных процесса - созревание и обучение. Один из основоположников этого направления Курт Коффка подчеркивал их независимость, доказывая, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, процесс созревания не ускоряет обучение.

Доказательства этого подхода к развитию психики гештальтисты искали как в исследовании формирования познавательных процессов (восприятия, мышления), так и в развитии личности ребенка. Изучая процесс восприятия, они утверждали, что основные свойства восприятия появляются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляется постоянство и правильность восприятия, а также его осмысленность.

 

 

1.1. Законы восприятия в гештальтпсихологии

 
 В качестве центральной гештальтпсихологи выдвинули проблему восприятия, так как считали, что это наиболее удобный материал для иллюстрации общих закономерностей, распространяющихся не только на восприятие, но и на мышление, и на поведение вообще. 
В отличие от последователей В.Вундта, гештальтисты полагали, что вычленение отдельных элементов – это вторичный процесс, который искусственно абстрагирует эти элементы от целого. В 1912 году появляется статья Макса Вертгеймера, в которой описывалось очень интересное явление: на экране проецировались две полоски света, и при некотором временном интервале между их предъявлениями наблюдалось кажущееся движение. Современное название этого феномена – стробоскопический эффект. В принципе это явление было известно уже давно, но М.Вертгеймер предложил принципиально новое его объяснение. Эрнст Мах и его сторонники считали, что стробоскопический эффект (М.Вертгеймер называл этот вид кажущегося движения ?-феноменом) возникает в результате процессов, происходящих на сетчатке глаза. М.Вертгеймер объяснял это явление центральными процессами, поскольку, если подавать одну полоску света на сетчатку одного глаза, а другую – на сетчатку второго, то стробоскопический эффект все равно имеет место. Он предложил следующий гипотетический механизм ?-феномена: если в мозгу образуется возбужденный пункт A, связанный с восприятием одной световой полоски и, если через определенное время возбуждается другой пункт B, обусловленный появлением в зрительном поле второй световой полоски, то между ними возникает короткое замыкание, а это и есть восприятие движения. Таким образом, движение – это целостный образ, гештальт, качественно отличающийся от всех входящих в его состав элементов. 
Основополагающий принцип восприятия, то есть базовый закон формирования гештальтов, который был открыт в гештальтпсихологии, это деление перцептивного поля на фигуру и фон. Экспериментально изучая его, гештальтпсихологи использовали очень оригинальные методы. Датский психолог Э.Рубин для исследования динамики фигуры и фона разработал ряд простых, но очень остроумных штриховых рисунков, таких как, например, крест Рубина (рисунок 1).

Рисунок 1 - Крест Рубина

 

Оказалось, что при смене фигуры и фона происходит малозаметное преобразование: на рисунке, расположенном слева, белый крест воспринимается совсем иначе, когда выступают в качестве фона – он представляется субъекту непрерывно простирающейся за фигурой черного креста светлой плоскостью, при этом контур приписывается фигуре. Фигура воспринимается лучше, чем фон и обладает свойством константности. Сразу же возникает вопрос: что воспринимается как фигура, а что – как фон. Экспериментально было выявлено, что небольшие участки перцептивного поля воспринимаются как фигура, прямые линии обычно воспринимаются как фон, чаще фигурой становятся эмоционально окрашенные объекты, на ее выделение оказывает влияние установка, предпочитаемый цвет.

Рисунок 2

 
 Вот еще один пример, на рисунке 2, будут конкурировать изображения дерева и человеческого лица. Все остальные элементы перцептивного поля кроме выделенной фигуры будут восприниматься как фон.

Гештальпсихологи стали заниматься поиском факторов, способствующих или, наоборот, препятствующих организации элементов в перцептивные структуры, то есть законов формирования гештальтов. В 1923 году вышла статья М.Вертгеймера «Принципы перцептивной организации», в которой были сформулированы основные законы гештальта:

 

Закон «близости». Чем ближе по отношению друг к другу в пространстве располагаются элементы перцептивного поля, тем вероятнее возникновение гештальта (Рисунок 3).

 

║║║║║║║║║║║║║║

Рисунок 3 - Закон Близости

 

Закон «сходства». Сходные элементы имеют тенденцию объединяться в упорядоченные структуры (Рисунок 4).

 

 

• ? • ? • ? • ? • ? • ? • ? • 
 
• ? • ? • ? • ? • ? • ? • ? • 
 
• ? • ? • ? • ? • ? • ? • ? • 
 
• ? • ? • ? • ? • ? • ? • ? • 
 
• ? • ? • ? • ? • ? • ? • ? •

 

Рисунок 4 - Закон сходства

 

 

Закон «однородности». «Для некоторых разнообразных элементов, находящихся в реальном пространстве при одних и тех же условиях характерна тенденция к соединению одинаковых элементов в группы», то есть при общих равных условиях гештальт образуется из однородных элементов. Например, как целое воспринимаются или длинные или короткие полоски (Рисунок 5).

 

│׀│׀│׀│׀│׀│׀│׀│׀│׀│׀│

Рисунок 5 - Закон однородности

 

Закон «вхождения без остатка». Перцептивная организация происходит таким образом, что в структуру должны войти по возможности все элементы перцептивного поля (Рисунок 6).

 

■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ 
 
● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● 
 
■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ 
 
● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●

 

Рисунок 6 - Закон вхождения без остатка

 

Закон «завершенности». Если есть два возможных способа организации элементов, но в одном случае конфигурация оказывается разомкнутой, а в другом – замкнутой, то перцептивная система стремится к организации завершенной структуры (Рисунок 7).

 

> < > < > < > < > < > < 
 
) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( 
 
] [ ] [ ] [ ] [ ] [ ] [

 

Рисунок 7 - Закон завершенности

 

 

Закон «хороших кривых». Те части перцептивного поля, которые составляют «хорошую, правильную фигуру» легче образуют гештальт. Этот закон необходим для предохранения соединения частей, принадлежащих разным линиям – очертания предметов, не имеющих «хороших кривых», воспринимаются как различные фигуры. Закон «хороших линий» проявляется там, где есть пересечение двух или более контуров. Перцептивная система человека устроена таким образом, что стремится сохранить кривую линию после пересечения (Рисунок 8).

 

Рисунок 8 - Закон хороших кривых

 

Закон «общей судьбы». Если элементы изменяются в одном направлении или с одинаковой скоростью, то также наблюдается тенденция к организации определенных упорядоченных конфигураций. Например, гештальт – 3 столбика, позади которого протянута нить (Рисунок 9).

 

Рисунок 9 - Закон общей судьбы

 

Закон «простой формы». В процессе восприятия элементы перцептивного поля стремятся войти в хорошую простую и знакомую форму. Другое название этого закона – принцип прегнатности (Рисунок 10).

 

Рисунок 10 - Закон простой формы

 

Закон «опыта». Если предъявить букву Е, написанную пунктиром или точками, то для человека, знакомого с азбукой, это будет буква, а для человека, не знакомого с ней – набор черточек или точек (Рисунок 11).

 

• • • • • 
 
      • 
 
      • • • • 
 
      • 
 
      • • • • •

 

Рисунок 11 - Закон опыта

Фактор установки наблюдателя, направленности внимания. Восприятие зависит от того, на что направлено внимание наблюдателя. На этом рисунке можно увидеть либо вазу, либо два человеческих профиля – все зависит от того, какая установка будет доминировать у воспринимающего (Рисунок 12).

 

 

Рисунок 12

Информация о работе Роль гештальтпсихологии в развитии практической психологии