Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:02, курсовая работа
Психология-это наука, изучающая возникновение, протекание и проявление психологических явлений в результате деятельности и общения человека. Психологические явления - психологические процессы: ощущение, восприятие, психологическое состояние, внимание, воля, эмоции, чувства. Психологические свойства: темперамент, характер направленности личности. Психология-это наука о психики. Психика делится на четыре модальности: я хочу; я чувствую; я думаю; я делаю. В этом задействованы: внимание, память, мышление, воображение, ощущения. Психологическое здоровье-это наука о психологических причинах здоровья, методах, средствах сохранения, укрепления и его развития.
Введение ……………..…………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. Зарождение и развитие гештальтпсихологии …………………… 4
1.1. Законы восприятия в гештальтпсихологии ……………………………... 7
1.2.Проблема мышления в гештальтпсихологии ……………………………..18
ГЛАВА II. Экспериментальные исследования динамики деательности в школе Курта Левина ………………………………………………………….. 21
Заключение ……………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы ……………
Напряжение всегда направлено от внутренних потребностей к внешним препятствиям. После снятия барьеров напряжение ослабевает, но не исчезает полностью. Человек никогда не может насытиться, он все время находится в состоянии определенного напряжения.
В 1936 году К.Левин выпускает
«Психологическую теорию векторов», где
он пишет, что человека окружает поле действий,
состоящее из частей, которые более или
менее для него важны. Одни части направлены
на человека, другие – нет. Эти направленности
К.Левин предлагает выразить математически,
через векторы. Чем сильнее направленность,
тем больше вектор. Построив систему векторов,
можно предсказать, под действием каких
стимулов и в каком направлении возникнет
реакция индивида.
Теория векторов позволила применить
математические понятия в психологии.
Это была попытка представить психологическую
структуру в математической форме. Напряженная система векторов
была названа К.Левином «динамическим
полем». При этом все пункты этого поля
взаимодействуют друг с другом. Динамическое
поле – это не строго определенное понятие,
в него могут входить различные внешние
условия. Если в динамическом поле появляется
изменение, то возникает тенденция к восстановлению
равновесия. Основной механизм при этом
– снятие, устранение напряжения. Поэтому
поведение человека всегда должно рассматриваться
как взаимодействие субъекта со средой
в динамическом поле. Для классических гештальтпсихологов
динамическое поле – это психологическая
структура, то есть то, что в данный момент
находится в сознании субъекта. К.Левин
считал, что в это поле может входить и
неосознаваемое. Важную часть структуры
динамического поля составляют мотивационные
намерения индивида.
Опираясь на эти положения, К.Левин
создает динамическую теорию мотивации.
В принципе она достаточно прогрессивна,
однако основная формула К.Левина, как,
впрочем, и всей гештальтпсихологии, о
нераздельности объекта и субъекта приводит
к субъективному идеализму, то есть к постулату
о том, что не существует объекта без субъекта
и наоборот. Впоследствии К.Левин отошел
от этих принципов гештальтпсихологии.
Недостатки гештальтпсихологии:
Достоинство гештальтпсихологии:
Особые заслуги в развитии экспериментальной психологии принадлежат школе К.Левина.
Рассмотрев в данной работе основные положения гештальтпсихологии, мы можем сказать, что ни одна из школ не оправдала надежды на создание полной объективной позитивной психологической теории, но их идеи все еще имеют влияние, хотя и не столь популярны в современной психологии.
Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали применению в области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее более соответствующей достижениям естественных наук. Вместе с тем основные проблемы, породившие общий кризис психологической науки, гештальтпсихология, не решила, а только несколько снизила их остроту, привлекая внимание исследователей к новым интересным проблемам. Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако даже сейчас можно говорить о влиянии этой школы на многие современные концепции. Общеизвестно, например, что именно ореол личности Вертгеймера повлиял на молодого ученого А. Маслоу, который начал изучение проблемы самоактуализированной личности, одним из образцов которой и стал Вертгеймер.
Таким образом, можно сделать вывод, что гештальтпсихология, несмотря на все их положительные и отрицательные стороны, явились важным этапом построения современного здания психологической науки. Так же гештальтпсихология получила применение в области психотерапевтической практики. На ее общих принципах основывается одно из самых распространенных направлений современной психотерапии - гештальт терапия, основателем которой является Ф. Перлз (1893-1970).
Какой огромный вклад внесла гештальтпсихология в дальнейшее развитие мировой науки? Сейчас гештальтпсихология - это направление, практикуемое во всем мире.
Фундамент гештальтпсихологии - это феноменология и диалог, направленные на то, чтобы увеличить сознание и сделать непосредственное переживание более четким и ясным. Объяснения и интерпретации полагаются менее надежными, нежели то, что видится и воспринимается непосредственно. Гештальтпсихология с одинаковым уважением относится к непосредственному переживанию и терапевта, и клиента. Различия в восприятии и переживаниях участников становятся материалом для экспериментов и диалога. Цель клиентов - прийти к осознанию того, что они делают, как они это делают, и в тоже время научиться принимать и адекватно оценивать себя.
Гештальтпсихология сосредоточена на процессе (что происходит), а не на содержании (что обсуждается). Процесс относится к наблюдаемому развитию поведения, происходящему во время часа терапии. Акцент на том, что есть, а не на том, что было, могло бы быть, возможно произошло бы, должно было бы произойти. Гештальт психологический подход позволяет успешно справляться с проблемами коммуникативного характера. На основании этого подхода может быть успешно построена практика психотерапевтической группы, что, в частности, психоанализ не предполагает. Гештальтпсихология также с успехом может быть использована при краткосрочных терапиях, таких, как работа с шоковыми травмами, или при работах направленных на необходимые изменения в поведении. Также она может применяться в работе с семьей. Предполагается также работа с существующими историческими проблемами человека: одиночество, свобода, смерть, смысл. Вопросы, связанные с этими проблемами, неизбежно возникают практически в любой психотерапии, и в гештальт подходе содержится возможность работы с этими темами.
Существует также практикум по гештальтпсихологии, который позволяет, после небольшой подготовки, вести самостоятельную работу, что в других психотерапевтических направлениях не предусматривается.
Большое место в гештальтпсихологии занимает эксперимент, как возможность увеличения уровня сознавания и присутствия, как возможность испытать новые модели поведения в проблемных ситуациях, как возможность актуализации новых ресурсов и возможностей человеческой целостности.
Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако серьёзные достижения гештальтпсихологии как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии.
1. Анциферова Л. И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1994.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Лабиринт Пресс., 2012 г.
3. Гальперин П.Я. История психологии. Академический проект. М., 2005 г.
4. Гиппенрейтер Ю.Б., Любимов В.В., Михалевский М.Б. Психология ощущений и воспиятия, АРС, 2009 г.
5. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 2002 г.
6. Зиш Зембински. Перенос и контрперенос в гештальт–терапии // Вестник московского гештальт–института. М., 1999.
7. Левин К. Теория поля в социальных науках. Речь. Сенсор, 2000 г.
8. Мазилов В.А. Журнал Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки.
9. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник. М. Академия, 2009 г.
10. Митькин, А.А. Законы гештальта и фазность восприятия// Психологический журнал. – 1983. № 6. – С. 30
11. Петровский А.В. Общая психология. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
12. Резник. Р. Гештальтпсихология: принципы, точки зрения и перспективы.// Гештальт 2000. Сборник материалов Московского Гештальт-Института за 2000 г. М., 2001.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. Питер. 2008 г.
14. Соколова Е.Е. Хрестоматия по курсу введение в психологию, 1999 – 545 с.
15. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М., 2008 г.
Информация о работе Роль гештальтпсихологии в развитии практической психологии