Роль гештальтпсихологии в развитии практической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Психология-это наука, изучающая возникновение, протекание и проявление психологических явлений в результате деятельности и общения человека. Психологические явления - психологические процессы: ощущение, восприятие, психологическое состояние, внимание, воля, эмоции, чувства. Психологические свойства: темперамент, характер направленности личности. Психология-это наука о психики. Психика делится на четыре модальности: я хочу; я чувствую; я думаю; я делаю. В этом задействованы: внимание, память, мышление, воображение, ощущения. Психологическое здоровье-это наука о психологических причинах здоровья, методах, средствах сохранения, укрепления и его развития.

Содержание

Введение ……………..…………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. Зарождение и развитие гештальтпсихологии …………………… 4
1.1. Законы восприятия в гештальтпсихологии ……………………………... 7
1.2.Проблема мышления в гештальтпсихологии ……………………………..18
ГЛАВА II. Экспериментальные исследования динамики деательности в школе Курта Левина ………………………………………………………….. 21
Заключение ……………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы ……………

Вложенные файлы: 1 файл

Rol_geshtaltpsikhologii_v_razvitii_prakticheskoy.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

 

 

В своих экспериментах гештальтпсихологи предъявляли своим испытуемым точечные фигуры или рисунки из линий. На основе этих экспериментов они и выводили свои законы. То же самое касается и звуковых стимулов – гештальтисты часто использовали метроном. Оказалось, что человек не в состоянии воспринять редкие удары метронома, если искусственно не сформирует какой-то ритм, то есть звуковой гештальт. Именно на основе принципа целостности создается музыка. По сути, мелодия – это тоже гештальт. Доказывается это очень просто: если отдельные звуки мелодии давать через длительные промежутки времени, то она не воспринимается как музыка.

Гештальтисты придавали законам гештальта очень большое значение, они считали, что все психические процессы работают по этому принципу. Они очень удачно распространили свои законы на другие элементарные психические процессы, например на осязательные ощущения. Если приложить к коже три точки, то возникало ощущение, будто приложили кружок.

Затем эти законы были распространены на область общения: человек воспринимает целые предложения, а не отдельные слова; если же ведется дискуссия, то воспринимается изложение в целом, а не отдельные фразы. 
Свойства гештальта:

- качество гештальта зависит  от выразительности и точности, то есть психическая организация  всегда будет настолько хороша, насколько позволяют господствующие  условия (законы равномерности, простоты, симметрии и замкнутости).

- части общей структуры имеют различную ценность: некоторые части необходимы, другие – необязательны. Если у человека опустились уголки рта, то выражение лица (гештальт) сразу же изменится.

- гештальты возникают принудительно, то есть их появление не зависит от воли человека, он не может воспринять или не воспринять его. Чем сильнее гештальт, тем сильнее принуждение. Жирный гештальт более сильный, поэтому у него больше шансов принудить индивида к восприятию.

За такими простыми примерами у гештальтистов стояла вся человеческая жизнь. Впрочем и в жизни экстремальная для индивида ситуация является более сильным гештальтом.

Для объяснения мозгового механизма в процессе восприятия В.Келер попытался применить две подхода: модель электромагнитных полей М.Фарадея и теорию Э.Маха, согласно которой все физические системы стремятся к простоте и симметричности2. С точки зрения В.Келера, кора больших полушарий представляет собой однородную электрическую жидкость, поэтому основой всех психических явлений, происходящих в мозге, является взаимодействие физических полей. Морфология вообще в расчет не принималась. Можно привести много доводов против этого положения. Кроме этого, модель В.Келера проверялась экспериментально. Кора головного мозга, согласно его точке зрения, однородный элемент, поэтому, соединив проводниками различные участки мозга, можно изменить восприятие. Следовательно, если искусственно нарушить динамику электрических процессов, восприятие должно пострадать. Опыты проводились на обезьянах, у которых методом лоботомии удалялась часть мозга, и проекционные зоны соединялись полосками золотой фольги. Однако изменений восприятия не происходило. Взаимодействием физических полей гештальтпсихологи пытались объяснить и принцип прегнатности. Фактор близости они объясняли коротким замыканием. Согласно точке зрения гештальтпсихологов, все выявленные ими закономерности зрительного восприятия врожденны. К 1933 году было предложено 114 законов гештальта, а после 1935 года начинается новый этап в развитии гештальпсихологии.

К новым направлениям можно отнести исследования феноменов фигурного последействия. Например, если испытуемый воспринимает кривую линию, а после этого в этом же перцептивном поле предъявляется прямая, то он видит ее изогнутой. Восприятие искажается в результате длительного воздействия какой-то стимуляции. В этом направлении работал А.Мишотт.

Главный недостаток гештальтпсихологов состоит в том, что они использовали ограниченные методики, а результаты распространяли на широкий спектр явлений, пытаясь сформулировать общие законы психической деятельности. Они вообще отрицали развитие психики, поэтому проводили свои эксперименты только на взрослых.

Им так и не удалось до конца преодолеть недостатки рецепторной теории. Фактически они оторвали работу органов восприятия от деятельности мозга. Получалось, что органы чувств функционируют сами по себе и их деятельность никак не связана с мозговыми процессами. Они считали, что любые психические феномены изоморфны динамике физиологических процессов. Это значит, например, что в мозгу при восприятии белого круга на черном фоне в проекционной зоне зрительного анализатора возникает область, ограниченная сильным электромагнитным полем. Периферическая стимуляция механически отражается в пространственной структуре физических полей, возникающих в проекционных зонах коры головного мозга, и таким образом формируется целостный образ воспринимаемого объекта. «И нервные импульсы, и процессы в коре имеют ту же структуру, что и на сетчатке» – так сформулировал принцип изоморфизма В.Келер. Гештальтпсихологи считали, что никакой активности при восприятии не требуется. Таким образом, аналитическая деятельность периферических органов никак не связана с синтезом воспринятой информации в коре больших полушарий, но ведь анализ не может существовать без синтеза, так же как и синтез без анализа. Все представления гештальтистов о мозговых механизмах спекулятивны. Биологические и физиологические закономерности подменяются физическими. Образ может быть сформирован только тогда, когда на одни и те же участки последовательно подается стимуляция. Однако если один и тот же участок раздражать разными стимулами, то все равно возникает образ. Особенно четко этот физикализм проявился во взглядах К.Коффки. Он фактически приравнял физические и биологические процессы.

Еще один важный недостаток гештальтпсихологии в том, что ее представители полностью игнорировали культурно-исторические факторы. «Треугольник воспринимается как треугольник независимо от того, воспринимает его человек или муха» – считали они. Но ведь даже перцептивная система насекомых в процессе эволюции приспособилась к условиям своей среды обитания: пчела лучше различает сложные фигуры, чем простые, потому что основными объектами ее жизнедеятельности являются растения с цветами сложной геометрической формы. В середине 30-х годов XX столетия А.Р.Лурия проводил исследования в Узбекистане, в котором принимали участие простые крестьяне, не умевшие даже читать и писать. Они воспринимали, например, разорванное кольцо не как фигуру, а как браслет, а треугольник без одной вершины – как мерку для керосина. Следовательно, восприятие имеет исторический смысл как в эволюционном, так и в социальном аспекте.

Тем не менее, заслуга гештальтпсихологии в том, что она четко поставила многие психологические проблемы, однако решены эти проблемы были не совсем правильно. Гештальтпсихологи показали, что есть восприятие как самостоятельный психический процесс, который подчиняется своим законам, то есть гештальтисты фактически открыли психологию восприятия. Кроме того, гештальтпсихология сыграла важную роль в критике ассоциативной теории. После изучения процесса восприятия гештальтисты занялись мышлением; при этом они использовали ту же самую методологию, что и в исследованиях восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Проблема мышления в гештальтпсихологии

 

Основная работа в этой области – «Продуктивное мышление» Макса Вертгеймера, изданная в 1945 году.

Главным тезисом гештальтпсихологии в исследованиях мышления является положение о продуктивной его природе. Его творческую сущность гештальтисты видят в том, что в процессе мышления всегда возникает новое качество. Это и есть новый гештальт.

Процесс мышления – это непрерывное взаимодействие мыслящего индивида с задачей. Познающий субъект включает изучаемый объект в новые условия, это приводит к его изменению и обусловливает новый ход мышления. Таким образом, гештальтисты понимают мышление как деятельность постоянного переконструирования, продолжающуюся до того момента, пока не появится новый гештальт данной ситуации. Нахождение такого гештальта, то есть принципа решения задачи, называется инсайтом (insight), а само мышление – инсайтным.

Инсайт – это озарение, нахождение целостной структуры в процессе решения задачи. Другими словами, реально мышление в гештальтпсихологии происходит таким образом: имеется задача, и индивид начинает перебирать различные варианты ее решения (перебор подходов). При каждом подходе проблемная ситуация переструктурируется, и это происходит до тех пор, пока не будет найден такой конкретный гештальт, который обеспечивал бы решение задачи. Это не логическая цепочка следствий и посылок, а примерка разных, не связанных между собой способов решения. В результате, для человека результат этого процесса выглядит как внезапное озарение. Таким образом, основа модели мышления в гештальтпсихологии – это целостность и перекодирование: после каждого подхода объект раскрывается в новых качествах и, следовательно, в каждом новом гештальте учитываются все новые и новые качества объекта. Озарение полностью исключает динамику и диалектику познания. В качестве единственного критерия продуктивности мышления берется конечный гештальт. Таким образом, решение или может быть, или его нет, частичное решение исключается. Учение об инсайте не может объяснить и детерминацию процесса мышления. Гештальтисты видят причину движения мысли в самодвижении, которое возникает в силу особых внутренних закономерностей.

Гештальтпсихология также полностью отрицает роль прошлого опыта, а, следовательно, и субъекта как носителя знаний, навыков и умений. Отсюда – отрицание социальной обусловленности психики. Но наряду с отрицательными моментами, у гештальтпсихологов были и свои положительные стороны при решении важных вопросов психологии мышления: 

  • они поставили проблему продуктивного мышления;
  • они правильно и очень тонко описали результат процесса мышления, который действительно состоит в выделении новой структуры;
  • верно также положение гештальтистов о том, что объект может быть познан только при включении его в новые связи и отношения.

 
Таким образом, проблема мышления нашла в гештальтпсихологии свое оригинальное решение и имела положительные прогрессивные моменты. 
 
 От анализа психических процессов гештальтисты перешли к исследованию целостного поведения человека. А началось все с изучения поведения животных. Прежде всего, это работа В.Келера «Интеллектуальное поведение у приматов» (1921), в которой он изложил результаты опытов над человекообразными обезьянами. Он объяснял их поведение с помощью все того же понятия гештальта. Обезьяна в какой-то момент хватает две палки и соединяет их, чтобы достать банан. Этого одного раза достаточно для того, чтобы в подобной ситуации она поступала точно таким же образом и только так. В.Келер делает вывод, что важнейшим элементом такого поведения является формирование структуры зрительного поля. Ведь если палка была вне видимости, то обезьяна не искала ее. «Интеллект животного является оформленной структурой окружающей среды, падающей на достаточно оформленную структуру мозга» – писал В.Келер. Более того, он считал, что такое поведение, организованное по принципу инсайта в условиях структуризации, характерно и для человека.

В 1925 году Курт Левин предпринимает цикл исследований и чисто человеческого поведения. В результате проведенных экспериментов исследовательская группа, возглавляемая им, определила основные факторы, влияющие на поведение человека.

  - условия среды. Индивид действует под влиянием условий среды, и эти условия всегда составляют ситуацию, оформленную в определенную структуру.

- потребности. Они играют важную  роль в поведении человека. Внутренние  стимулы заставляют его проявлять определенную активность. В конечном итоге эти стимулы сводятся к задачам и целям, которые индивид ставит перед собой и стремится осуществить.

  - динамический фактор. Состояние человека в каждый момент времени зависит от того, насколько удовлетворена или не удовлетворена его актуальная потребность.

Гештальтисты всегда связывали поведение человека с ситуацией, которая, в свою очередь, зависит от вещей-стимулов, которые оказывают влияние на поведение в зависимости от гештальта, в который эти вещи входят. Таким образом, отдельные части среды – это не самостоятельные факторы, а лишь части общей структуры, зависящие от самой среды. Однако выявление этих факторов не может определить всего поведения человека в целом. К.Левин впоследствии отошел от гештальтпсихологии и создал свое направление, но его школа рассматривается все-таки в рамках гештальтпсихологии, так как полностью преодолеть ее влияние К.Левин не смог.

ГЛАВА II. Экспериментальные исследования динамики деятельности в школе Курта Левина

 
 Годы жизни К.Левина 1890-1947. Он очень рано стал заниматься психологией. В 1932 году К.Левин эмигрировал в США, а до этого работал в Берлинском психологическом институте. В США он стал изучать волевые и эмоциональные проявления личности и психологию малых групп.

Деятельность по Левину вызывается не раздражителем, а внутренним напряжением, которое всегда опирается на определенную потребность. Соприкосновения «элементов души», то есть внутренних противоречий недостаточно для осуществления деятельности. Для ее полноценной реализации нужна еще определенная энергия в форме потребности или интереса. Следовательно, напряжение будет равно энергии, а сама энергия равна степени осознанности потребности, то есть тому, насколько у индивида сформировался мотив будущей деятельности.

Под воздействием потребности все силы личности начинают мобилизовываться в определенном потребностью направлении, но в процессе деятельности это направление указывает не сама потребность, а объект, на который она направлена. Когда акктуализирована потребность, определенный объект должен выполнять функцию принуждения для того или иного действия. Под воздействием потребности мобилизуются все представления о том, как ее удовлетворить, и субъект начинает двигаться в направлении удовлетворения этой потребности. Если для этого нужно решить сложную задачу с большим количеством препятствий, то она, наряду с привлекательностью еще и отталкивает. Возникает неустойчивое равновесие, то есть складывается уравновешенная, но полная напряжения система. И в такой системе человек находится постоянно, поскольку его всегда окружают и притягивающие объекты, и препятствия.

Напряжение возникает по трем причинам:  

  1. Естественные потребности и влияния, которые вынуждают человека удовлетворять их.
  2. Квазипотребности, то есть мнимые, ложные потребности. К.Левин приводил в качестве примера такой квазипотребности рекламу.
  3. На основе пресыщения. Если многократно повторяется одна и та же деятельность, то возникает желание выйти из этой ситуации. Это может быть достигнуто двумя способами:

Информация о работе Роль гештальтпсихологии в развитии практической психологии