Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа
Цель: определить роль застенчивости в межличностном общении.
Задачи:
1)изучить понятие застенчивости и основные ее теории;
2)дать классификацию и раскрыть основные функции;
3)рассмотреть формы проявления и последствия застенчивости;
4)выявить особенности застенчивости у разных возрастных групп;
5)показать основные методы эмпирического исследования застенчивости.
Введение 3
Глава 1.Основные теоретические проблемы застенчивости 5
1.1. Дефиниции застенчивости 5
1.2. Классификации застенчивости 17
1.3. Проявления и функции застенчивости 19
1.4. Возрастные особенности застенчивости 23
Глава 2. Эмпирические исследования застенчивости 28
2.1. Методы и методики исследования застенчивости 28
2.2. Современные исследования 28
Заключение 30
Библиографический список 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Курсовая работа
Роль застенчивости в межличностном общении
ВЫПОЛНИЛА: студентка группы |
ПС – О -11/1, Свистунова А. С. |
Научный руководитель: Михайлова И. В. |
Ульяновск- 2012
Содержание
Актуальность. Застенчивость – одно из самых интересных свойств человеческой психики. Но, надо сказать, эта тема ещё мало разработана в психологии. Тем не менее, интерес к проблеме застенчивости носит обширный характер. Это неудивительно, ведь большое количество людей сталкиваются с этой трудностью. К феномену застенчивости человечество проявило интерес уже давно, и в наше время застенчивость является предметом активнейших научно-практических исследований. На мой взгляд, застенчивость – это недостаток, препятствующий развитию социальных навыков. Действительно, застенчивость имеет немало свойств, мешающих полноценной жизни. Это прежде всего: нерешительность, зависимость от общественного мнения, боязнь контактов, чрезмерное акцентрирование внимания на внешнем облике. Затруднения в общении, испытываемые застенчивым человеком, часто приводят к тому, что он замыкается в себе, и это, в свою очередь, нередко ведет к одиночеству, невозможности создать семью. Напряжение, испытываемое застенчивым при общении с людьми, может привести к развитию неврозов.
Таким образом, малоизученность феномена
застенчивости, но тем не менее его широкое
распространение делает проблему актуальной
с научно-практических позиций. Коррекция
личностной застенчивости в дальнейшем
может быть эффективной лишь в случае,
если она опирается на данные о природе
целостного явления, а не отдельных его
элементов. Данная работа содержит теоритический
обзор литературы по проблеме застенчивости.
Актуальность проблемы и ее недостаточная
проработанность в рамках психологии
развития предопределили объект,
Цель: определить роль застенчивости в межличностном общении.
Задачи:
1)изучить понятие
2)дать классификацию и
3)рассмотреть формы проявления и последствия застенчивости;
4)выявить особенности
5)показать основные методы
Объект: феномен застенчивости.
Предмет: свойства личности, детерминирующие личностную застенчивость.
Гипотеза: застенчивость блокирует развитие субъектных качеств личности и сопровождается негативным функциональным состоянием.
Теоретическую базу исследования составили труды Кона И.С., Кунициной В.Н., Галигузовой Л.Н., Изарда К., Леонгарда К.,Кагана Д., Фрейда З.,Волкова Л.З.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что знания, полученные в теоретическом обзоре в дальнейшем способствуют борьбе с застенчивостью.
Застенчивость - достаточно распространенное в обществе явление. Субъективно она оценивается как нежелательное качество. Да и объективно застенчивость затрудняет адаптацию в обществе человеку, обладающему ею. Застенчивость серьезно ограничивает социальную жизнь и личное счастье людей. В строгом смысле слово «застенчивость» не является научным термином. Застенчивым называют человека, который постоянно испытывает смущение, неловкость в общении с малознакомыми людьми или в таких ситуациях, где он хотя бы ненадолго становится центром всеобщего внимания. Синонимы застенчивости - робость, молчаливость, социальный страх, социальное беспокойство, интроверсия, коммуникативная боязнь, скованное поведение [4].
Данное понятие отражает реальный психологический феномен, мало изученный в настоящее время. В английском языке слово «shy» (застенчивый) первоначально означало «легко пугающийся»[18]. Сейчас застенчивый определяется как обеспокоенный в компании людей; человек с недостаточной уверенностью в себе; человек, имевший ранее неудачный опыт, чувствующий нервозность и дискомфорт во время собраний и разговоров с людьми.
В словаре Ожегова «застенчивый» определяется как стыдливо-робкий в обращении, в поведении, смущающийся [21] .
Пилконис и Зимбардo считают застенчивость ответной реакцией на социальное воздействие, которая проявляется в стремлении избегать социальных ситуаций, в неспособности участвовать в неформальном общении. Также определяют застенчивость как «боязнь людей», это - «социальная тревога, вызванная пониманием, что собственное поведение оценивается окружающими и оценивается негативно». Кроме того Пилконис добавляет, что застенчивость — «форма социального беспокойства с малым числом положительных аспектов»[5]. Л.Н.Галигузова, рассматривает застенчивость «как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях»[16]. Амбивалентность выражается:
1. по отношению к окружающим в борьбе двух противоположных тенденций «приближение - удаление» - застенчивый человек доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, но не решается проявить свои коммуникативные потребности;
2. по отношению к самому себе в том, что страдающий застенчивостью имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим, и в то же время, сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.
По К.К.Платонову: «Застенчивость — это тяжело переживаемое эмоциональное состояние, определяемое наличием выраженного, мешающего общению психологического барьера и сопровождающееся мыслями о своей неполноценности и иллюзиями отрицательного отношения объектов общения»[11]. Застенчивость резко снижает коммуникативные способности и затрудняет общение .
В.Н.Куницина определила «застенчивость» как свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения; проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания [12]. Следует отметить, что застенчивые субъекты испытывают трудности как в ситуациях неформального межличностного общения, как это подчеркивается в определении, так и в формальных. Несмотря на то, что застенчивость связана с ситуациями общения и взаимодействия, некоторые люди испытывают ее даже находясь в одиночестве. Обычно это происходит при воспоминании о прошлых неудачах и промахах или в преддверии будущих межличностных контактов. Кроме того, нервно-психическое напряжение уже подразумевает различные нарушения.
Если застенчивость
Таким образом, большинство исследователей считают застенчивость неким эмоциональным состоянием, которое в разных ситуациях проявляется с различной степенью интенсивности. На мой взгляд, данное понятие не имеет общего строгого определения. Застенчивость можно рассматривать как эмоциональное состояние, так и как черту личности. Данные различия в определениях зависят в первую очередь от характера и степени проявления застенчивости.
Существуют различные точки зрения на природу застенчивости
Личностный подход. Одна из версий теории врожденной застенчивости принадлежит Р.Кеттеллу . По этой теории базовой структурной единицей личности является черта, которая означает, что поведение будет следовать в соответствии со специфичным механизмом. Показателем «застенчивости - незастенчивости» в тесте Кеттелла является «Н» паттерн, который устойчив во времени и в разных ситуациях. В Н-фактор входят две составляющие: Н(-) - застенчивость, робость, восприимчивость к угрозе, Н(+) -храбрость, выносливость, стойкость. Застенчивость, как личностный фактор обусловлена наследственностью. Она не зависит от внешних событий или воспитания. Люди типа Н(-) рождаются с более чувствительной и легко возбудимой нервной системой, нежели представители Н(+), у них преобладает симпатическая нервная система, поэтому они чрезмерно впечатлительны к угрозам и конфликтам. Повышенная чувствительность и приводит к застенчивости. Исследование позволило представить психологический портрет субъекта с выраженной чертой Н(-): они очень застенчивы, терзаемы безосновательным чувством неполноценности, медлительны, препятствуют собственному самовыражению, избегают контактов, предпочитают узкий круг друзей и не способны устанавливать контакты с разными людьми[8].
Автор работы «Акцентуированные личности» Карл Леонгард полагал, что застенчивость является врожденной чертой характера и свойственна в большей мере сенситивному типу. Сенситивный тип характеризуется робостью, стеснительностью, мнительностью , склонностью к бесконечным рассуждениям , любовью к самоанализу [13].
Теория личностных типов По мнению Г.Айзенка тип личности определяют наследственные биологические различия в функционировании нервной системы. Индивидуальные различия по экстраверсии-интроверсии зависят как от генетических (нейрофизиологических), так и от внешних факторов. Каждый из этих параметров может быть рассмотрен как генетическая предпосылка застенчивости: нейротизм — эмоциональная неустойчивость, склонность к чувствительности и переживаниям; интроверсия - склонность к рефлексии, и самоанализу; психотизм - склонность к одиночеству[1].
И.П.Павлов. Он считал, что психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. Им были выявлены три основных свойства нервных процессов – сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов.
Чувству застенчивости подвержены следующие типы. Флегматик - несколько замедлен, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. В редких ситуациях будет проявляться скованность, смущение.
Меланхолический темперамент. "Меланхолический темперамент, – отмечает И. П. Павлов, – есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное". Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют его деятельность. Он интроверт – занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость[14].
Профессор психологии Гарвардского университета Джером Каган считает застенчивость наследственной чертой. Это он доказал экспериментальным путём. Изучая в течение нескольких лет поведение и физиологическое состояние дошкольников, он обнаружил у застенчивых детей схожие физические и эмоциональные показатели. Так, в течение первого года жизни у них регистрировался учащенный пульс, они были более возбудимы и чаще плакали, чем их общительные сверстники, а в четырехлетнем возрасте у них было выше кровяное давление. Таким образом, они доказали, что феномен поведенческого торможения отличается известной степенью стабильности. Однако следует отметить, что далеко не все дети, первоначально отнесенные к разряду застенчивых, обнаруживали через год первоначальное поведение. Примерно три четверти детей демонстрировали поведенческое торможение только в некоторых экспериментальных ситуациях, и лишь одна треть детей демонстрировала это поведение во всех тестовых ситуациях. Кроме того, сравнивая экспериментальную и контрольную группу детей, исследователи обнаружили, что показатель частоты сердечных сокращений сохранил взаимосвязь с феноменом поведенческого торможения. Впоследствии было сделано два вывода : во-первых, крайне застенчивые дети склонны к смущению в различных ситуациях и на протяжении всего исследованного периода детства, во-вторых, у детей в возрасте 21 и 31 месяцев существует умеренная отрицательная корреляция между вариабельностью частоты сердечных сокращений и поведенческим торможением. Работа Кагана и соавторов служит сильным аргументом в пользу того, что по крайней мере у небольшой части людей (примерно у 10-15%) смущение проявляется как постоянная характеристика или черта личности. Полученные ими данные доказывают, что эта характеристика имеет биологическую основу, что у застенчивых и у раскованных индивидуумов реактивность вегетативной нервной системы и жизненно важных органов, иннервируемых ею, различна. Каган и соавторы делают следующий вывод: для актуализации крайней застенчивости необходима как врожденная предрасположенность, так и постоянные стрессовые воздействия со стороны окружения [6].
Информация о работе Роль застенчивости в межличностном общении