Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа
Цель: определить роль застенчивости в межличностном общении.
Задачи:
1)изучить понятие застенчивости и основные ее теории;
2)дать классификацию и раскрыть основные функции;
3)рассмотреть формы проявления и последствия застенчивости;
4)выявить особенности застенчивости у разных возрастных групп;
5)показать основные методы эмпирического исследования застенчивости.
Введение 3
Глава 1.Основные теоретические проблемы застенчивости 5
1.1. Дефиниции застенчивости 5
1.2. Классификации застенчивости 17
1.3. Проявления и функции застенчивости 19
1.4. Возрастные особенности застенчивости 23
Глава 2. Эмпирические исследования застенчивости 28
2.1. Методы и методики исследования застенчивости 28
2.2. Современные исследования 28
Заключение 30
Библиографический список 32
Подход Бихевиористов. Бихевиористы, сфокусированные на поведении как совокупности реакции организма на внешние воздействия считают, что застенчивые люди не овладели навыками эффективного общения. По их мнению, человек усваивает действия, которые вознаграждаются, а от тех, которые наказываются , воздерживается.
Современные бихевиористы определяют застенчивость как закрепившуюся фобическую реакцию на социальные события.
Это закрепление может явиться результатом следующего:•предшествование негативного опыта в общении с людьми в некоторых ситуациях, как при непосредственном контакте, так и при наблюдении за неудачами других;
•недостаток «правильных» социальных навыков;
•постоянное беспокойство о правильности своих действий;
•признания собственной неполноценности.
Бихевиористы отмечают, что неудачи и затруднения порождают условное беспокойство по отношению к первоначально нейтральному социальному раздражителю. Такое беспокойство может мотивировать разнообразные стили поведения, связанные с избеганием чего-либо. Тревога препятствует усвоению социального опыта или разрушает ранее усвоенные стили поведения. Беспокойство может привести к серьезным последствиям: постоянному ожиданию неудач в различных ситуациях; чрезмерной чувствительности к отрицательным оценкам со стороны окружающих. Личностная изоляция, недостаточный социальный опыт и другие аспекты застенчивости традиционно рассматривались и как причины, и как сопутствующие обстоятельства социальных психологических трудностей. В итоге застенчивые люди могут быть более уязвимы по отношению к жизненным стрессам, которые обычно смягчаются благодаря советам и одобрению родственников, друзей [22].
Подход психоаналитиков. Зигмунд Фрейд развил свою теорию на основе наблюдений за пациентами-невротиками. Психические расстройства рассматривались Фрейдом как результат противоречий между тремя составляющими личности — подсознанием, «Я» и сверх - «я». Подсознание олицетворяет собой инстинктивную, сторону человеческой натуры. «Я» — это та часть личности, которая воспринимает окружающую реальность, усваивает информацию и следит за действиями. Сверх - «я» — является носителем традиций и ценностей, передающихся из поколения в поколение, и трудно поддается изменениям. Сверх-Я присущи несколько взаимосвязанных функций. Это: функция совести, функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности совести, и функция формирования Я-идеала. Задача «я» состоит в том, чтобы подчинить стремления подсознания законам сверх- «я». Когда «я» справляется со своими функциями нормально, оно устраивает все таким образом, чтобы производимые личностью действия удовлетворяли потребности подсознания, не нарушая моральных и социальных установок сверх - «я». Но полностью согласовать интересы сторон довольно трудно. Движимое инстинктами подсознание требует немедленного исполнения всех своих желаний. Например, центральные потребности подсознания — секс и агрессия, но сверх-«я» ни в коем случае не позволит этим произвести желаемое в действительное. Так и получается дисбаланс между желаниями и запретами, отсюда и порождаются неуверенность, страх, смущение. Если рассуждать подобным образом, то застенчивость — это симптом. Она представляет собой реакцию на неосуществленные первобытные стремления подсознания. Психоаналитик Дональд Каплан считает, что застенчивость происходит зачастую от чрезмерного внимания, придаваемого «я» своей личности, т.е. нарциссизма. Парадоксально, но его стеснительные, непритязательные и скромные пациенты словно состоят из враждебности и фантазий о собственном величии. Подобные представления могут видоизменяются и вытесняться, заменяясь другими. Следует помнить, что психоаналитики, объясняя причины застенчивости, часто исходили из крайних ее проявлений у «клинически» и «болезненно» застенчивых людей. Таким образом, подобные теории основываются на историях болезни тех пациентов, застенчивость которых лишала их психического равновесия или способности к определенным действиям, т.е. доходила до крайности. В некоторых случаях она проявлялась с такой силой, что пациенты боялись выходить из дома на улицу. У некоторых из этих пациентов застенчивость могла быть симптомом более серьезных психических расстройств. Некоторое внимание З.Фрейд уделял комплексу неполноценности. Вот как он описывал это явление: «Чувство неполноценности имеет глубоко эротические корни. Ребенок чувствует себя неполноценным, если замечает, что он нелюбим, и точно так же взрослый. Но по большей части чувство неполноценности происходит из отношения Я к своему Сверх - Я, являясь, так же как чувство вины, выражением напряжения между ними. Чувство неполноценности и чувство вины вообще трудно отделить друг от друга. Возможно, было бы правильно видеть в первом эротическое дополнение к чувству моральной неполноценности»[23]. Таковы взгляды психоаналитиков на природу застенчивости.
Далее следует обратиться к индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Основным положением его теории является суждение о том, что человек представляет собой единый, самосогласующийся организм. Адлер говорит о том, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а только в соотношении с личностью в целом. Основным механизмом, определяющим развитие тех или иных личностных качеств, является субъективное чувство неполноценности. Адлер считал, что при рождении у всех людей органы тела развиты не в одинаковой степени, и впоследствии страдает именно тот орган, который изначально был слабее, чем остальные. Именно это приводит к возникновению чувства неполноценности. Согласно Адлеру, все поведение человека в дальнейшем направлено на преодоление этого чувства неполноценности, поскольку еще одним принципом концепции Адлера является стремление личности к совершенству. В попытках преодоления чувства собственной неполноценности, у человека формируются личностные качества, которые в дальнейшем отражаются в стиле жизни. Как и Фрейд, Адлер считал, что способы преодоления чувства неполноценности закрепляются у ребенка в возрасте до пяти лет[7].
Американский психолог К. Изард в своей эмоциональной теории среди девяти фундаментальных эмоций выделяет и подробно рассматривает стыд и застенчивость. Он не различает эти понятия между собой, и это создает большие сложности в правильном понимании приводимых им статистических и теоретических данных. К. Изард подчеркивает, что для разных людей ситуации, вызывающие стыд, различны. Общей чертой ситуаций, вызывающих стыд, является присутствие в них возбуждения и удовольствия. При этом стыд на теоретическом уровне рассматривается как эмоция, а застенчивость — как личностная черта [6] .
В русской психологии проблема застенчивости изучалась не так подробно как на западе. Застенчивость и стыд принципиально не отделялись друг от друга.
Представитель социальной психологии В. Н. Куницына считает, что застенчивость наиболее тесно связана со стыдом - эмоцией, возникающей в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность, и имеющей многообразные характерные проявления. На психологическом уровне стыд может вызываться ситуацией, которая фокусирует внимание на “я” или на некотором аспекте “я”, который оказывается “несоответствующим”. Любое переживание, которое создает у человека чувство неуместного самораскрытия, может вызвать стыд. Кроме обостренного самосознания и специфических черт восприятия себя, стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения, затрагивает сферу мыслительных процессов. Стыд обычно возникает в присутствии других людей, но может возникать и в уединении [12].
И.С.Кон определяет застенчивость как “акцентуированное самосознание, повышенную озабоченность индивида своей самостью и тем как ее воспринимают другие”[9]. В частности, И.С. Кон уделяет большое внимание проблемам юношеского возраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания, образа “Я” на фоне серьезных изменений психосоматических функций: возрастает интерес к своему изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышаются тревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой для закрепления соответствующих поведенческих реакций могут стать характерные для этого периода некоторая неустойчивость образа “Я”, неуверенность в себе. Повышенная эмоциональная неустойчивость усиливает потребность в интимном, доверительном общении, но блокируется застенчивостью (человек не решается говорить о своих переживаниях из чувства ложного стыда или опасения, что его не так поймут). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности.
Проанализировав основные теории застенчивости, можно сказать, что как невозможно дать феномену застенчивости одного исчерпывающего определения, так невозможно дать один ответ на вопрос «Почему мы застенчивы?» Но все эти объяснения могут в значительной степени пополнить наше понимание природы застенчивости. Исследователи теорий личности убеждены, застенчивость является врожденной чертой и может передаваться по наследству. Позиция бихевиористов несколько оптимистичней. По их мнению, застенчивость является следствием закрепившегося «неправильного» поведения. Они полагают, что застенчивым просто недостает социальных навыков, необходимых для полноценного общения с другими людьми. С этой точки зрения именно поведение страдающего застенчивостью человека является причиной его стеснительности. Подход психоаналитиков ясно всё объясняет, но ничего не доказывает. Исходя из слов представителей данного направления, застенчивость - это симптом, представляет собой реакцию на неосуществленные первобытные стремления подсознания. Другие исследователи считают, что застенчивость нужно понимать в аспекте социальных установок, либо в моменте акцентуации субъекта на собственной персоне. Каждая теория верна и раскрывается в определённом типе застенчивости.
Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинстве социальных ситуаций; исключение составляют только ситуации общения с близкими, родными, друзьями или хорошо знакомыми деловыми партнерами); адаптированные застенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы саморегуляции и снятия напряженности и во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение, удовлетворительно справляется с трудностями) и – по ряду признаков (замкнутость, низкое самоуважение, аутистичность).
Типологию застенчивости, построенную на основе большой психотерапевтической практики, дают В.Л.Леви и Л.З.Волков[17]. Они выделяют три типа патологической застенчивости:
1. Шизоидно-интровертированная (конституциональная): стойкая и психотерапевтически наиболее неблагоприятная; связана с изолированностью человека в группе, его неконформным поведением, сокращением контакта с людьми. Эта форма застенчивости наиболее близка к аутистичности, ее можно назвать аутистической застенчивостью.
2. Псевдошизоидная застенчивость:
3. Психастеническая
Все эти три вида застенчивости, как указывают авторы, относятся к патологической застенчивости, то есть характеризуют пограничные состояния.
Ф.Зимбардо разделил застенчивых людей на две категории: стесняющиеся на публике и стесняющиеся самих себя. Стесняющиеся на публике больше огорчаются из-за своей неуклюжести в обществе и неспособности должным образом вести себя в той или иной житейской ситуации. Значительная неловкость, которую они испытывают в присутствии других, объясняется их страхом ударить в грязь лицом. Для тех же, кто стесняется перед самим собой, действия отступают на второй план перед субъективным ощущением дискомфорта и опасениями прослыть неумехой. Другими словами, неловкость перед самим собой –это мозг, обращенный против себя. Это не просто процесс перенесения внимания внутрь самого себя, но предрасположение выискивать в себе лишь отрицательные качества: «Я неполноценен», «Я неразвит», «Я глуп», «Я некрасив», «Я ни на что не гожусь» [ 5].
Ю.М. Миланич разделяет застенчивых
людей с эмоциональными нарушениями
на три группы. В первую входят люди
с выраженными
Данные классификации
Внешние проявления
Любые эмоциональные нарушения деятельности могут более отчетливо проявляться либо в психомоторной, либо в интеллектуальной, либо в вегетативной сфере. Нарушение этих сфер и определяет три основных вида проявления застенчивости; такие как:
а) внешнее поведение человека,
сигнализирующее о
б) физиологические симптомы;
в) внутренние ощущения и ранимость интеллектуальных функций
Часто люди краснеют от смущения - кратковременной острой потери уважения к себе, которую время от времени приходится переживать. На физиологическом уровне застенчивые люди испытывают следующие ощущения: учащается пульс, сильно бьется сердце, выступает пот, а в животе появляется ощущение пустоты. Однако подобные реакции мы испытываем при любом сильном эмоциональном потрясении. Отличительным физическим симптомом застенчивости служит покраснение на лице, которое невозможно скрыть. Но опять-таки все мы время от времени краснеем, сильнее бьется сердце или сводит живот. Правда, незастенчивые люди к этим реакциям относятся как к мягкому неудобству, а застенчивые склонны сосредотачивать внимание на своих физических ощущениях.
Существует комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых людей. В него вошли следующие показатели:
1) Локомоции, в которых
Информация о работе Роль застенчивости в межличностном общении