Роль застенчивости в межличностном общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить роль застенчивости в межличностном общении.
Задачи:
1)изучить понятие застенчивости и основные ее теории;
2)дать классификацию и раскрыть основные функции;
3)рассмотреть формы проявления и последствия застенчивости;
4)выявить особенности застенчивости у разных возрастных групп;
5)показать основные методы эмпирического исследования застенчивости.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Основные теоретические проблемы застенчивости 5
1.1. Дефиниции застенчивости 5
1.2. Классификации застенчивости 17
1.3. Проявления и функции застенчивости 19
1.4. Возрастные особенности застенчивости 23
Глава 2. Эмпирические исследования застенчивости 28
2.1. Методы и методики исследования застенчивости 28
2.2. Современные исследования 28
Заключение 30
Библиографический список 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

2) Эмоциональный дискомфорт, который  человек испытывает при встрече  и в ходе общения с посторонними, а иногда и со знакомыми.

3) Боязнь любых публичных выступлений.

4) Избирательность в контактах  с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними[10].

Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости, а это производит отталкивающее впечатление. Каждый из нас воздвигает незримые укрепления с целью оградить свой внутренний мир. Застенчивые же строят целые комплексы буферных зон, чтобы не дать другим приблизиться. Эти барьеры определяют, до каких пределов может дойти застенчивый человек в отношениях с другими.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что застенчивость, действительно, довольно-таки неудобное качество. Застенчивый человек не расположен к общению и к встречам с другими людьми, и по причине неуверенности в себе скрытен и склонен к уединению.

 Застенчивость выполняет некоторые жизненно-важные функции. Существуют как положительные, так и отрицательные.

Положительные:

 1.Застенчивость фокусирует внимание на личности или на определённом аспекте личности.

2.Застенчивость увеличивает проницаемость границ я . Чувствительность к данной эмоции делает вполне возможным переживание данной эмоции за другого человека.

3.Застенчивость способствует мысленному  «проигрыванию» трудных ситуаций, что приводит к усилению Я и уменьшению уязвимости личности.

4.Тот факт, что застенчивость вызывается словами и действиями других, гарантирует определённую степень зависимости от чувств и оценок окружающих.

5.Застенчивость вызывает, возможно, больше, чем другие эмоции, осознание  собственного тела. Возникающая при застенчивости чувствительность к себе и своему телу может выполнять определённые полезные функции, как биологические, так и психологические по своей природе.

6.Застенчивость усиливает самокритику  и временное ощущение бессилия. Это способствует формированию  более адекватной Я -концепции. Объективно осознающий себя человек становится более самокритичным, фиксация внимания на себя заставляет индивида осознавать собственные внутренние противоречия. Кроме того, человек начинает лучше понимать как он выглядит в глазах других.

7.Застенчивость содержит сильный враждебный импульс в отношении рациональных, интеллектуальных процессов. Сравнивая застенчивость и вину, можно сказать, что застенчивость менее дифференцированная , более иррациональная , более примитивная ,менее выражаемая в словах реакция. Однако, рефлексия застенчивости может взвать много мыслей и давать работу воображению[24].

Но крайняя застенчивость может  в такой же степени искалечить психику, в какой самый тяжелый  физический недуг может изувечить  тело, а ее последствия могут стать поистине разрушительными.

 Отрицательные :

1 Застенчивость создает трудности  при встречах с новыми людьми  и знакомствах, не доставляет  радости от потенциально положительных  переживаний;

2 Она не позволяет заявлять  о своих правах, высказывать свои  мнения и суждения;

3 Застенчивость ограничивает возможность  положительной оценки личных  качеств другими людьми;

4 Она способствует развитию  замкнутости и чрезмерной озабоченности  собственными реакциями;

5 Застенчивость препятствует ясности мысли и эффективности общения;

6 Застенчивость обычно сопровождается  такими чувствами, как депрессия,  беспокойство и ощущение одиночества.

Итак, такие источники застенчивости, как неуважение к себе, низкая самооценка, повышенный самоконтроль и самоанализ могут привести к необратимым последствиям. В лучшем случае это могут быть замкнутость, ощущение одиночества, а в худшем случае - алкоголизм, различные виды агрессий или застенчивость принимает форму невроза - паралич сознания, которое выражается в депрессии и порой может привести к самоубийству.

Застенчивость несёт в себе как  положительные, так и отрицательные  стороны. Всё зависит от степени  её проявления. Лёгкая застенчивость может создать поведение, адекватное как для самого человека, так и для социума в целом. Более тяжёлая степень застенчивости приводит к негативным последствиям, прежде всего для человека, испытывающего это чувство.

1.4. Возрастные особенности застенчивости

Детство. Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу. Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Её возникновение может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в своём "недостатке", и это очень осложняет работу с ним, поскольку дошкольник непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера. Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания.

Подростковый возраст (отрочество) (от 11 - 12 до 15 - 17)

Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Открытие внутреннего мира - радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Смутное беспокойство, ощущение внутренней пустоты, которую надо чем-то заполнить, потребность в общении. Но в то же время повышается избирательность в выборе друзей, потребность уединения.

 В этот период индивид  имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Замкнутость, чувство собственной неполноценности, свойственные этому возрасту, иногда перерастают в самоизоляцию, затрудняющую общение с окружающими и выбор жизненного пути [15]. Не дают покоя мысли о внешнем облике. Вряд ли найдется юноша или девушка, довольные своей внешностью. На этом фоне разыгрываются целые трагедии: высокий или низкий рост, непропорциональные конечности, длинный нос или оттопыренные уши, появление угрей или прыщей на коже - причин для недовольства собой достаточно. И это как раз в тот момент, когда хочется нравится лицам противоположного пола. Недовольство собственной внешностью вызывает особую подростковую застенчивость, нередко служит мотивом непредсказуемых поступков. От застенчивости страдают в основном те люди, у которых неуверенность в себе - особенность личности. Такой человек всячески избегает ситуаций, в успехе которых он не уверен наверняка: лучше ничего не делать, чем делать плохо. Особенно остро такой человек страдает от собственной застенчивости в обществе новых, малознакомых ему людей. Именно в этом возрасте может сложиться хроническая застенчивость, причинами которой могут служить :

Особенности характера  - тревожность, нерешительность, склонность к "самокопанию".

Частые заболевания (неврозы, последствия травм, нейроинфекций), заикание, физические недостатки.

Деспотичные родители, постоянно и  не всегда "по делу" одергивающие своих детей, стремящиеся контролировать и критиковать каждый шаг подростка.

Неблагополучная обстановка в семье, скандалы.

5)Школа, где у учителей низкий уровень педагогической культуры, чрезмерные и жестокие наказания. Если подростку своевременно не оказана квалифицированная помощь, застенчивость со временем может уродливо трансформироваться в наглость, развязность, хулиганское поведение, склонность к "плохим" компаниям. Так срабатывает механизм компенсации: ненормативной лексикой и грубой силой подросток пытается защитить свой внутренний мир от вмешательства посторонних. В дальнейшем застенчивость накладывает свой отпечаток на различные аспекты жизни: создание собственной семьи, неудовлетворённость своим кругом общения, трудностью выбора профессии[12].

Юношеский возраст (от 15 - 17 до 19 - 21). В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются специфические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигрывание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессиональный выбор. Именно в этих аспектах деятельности проявляется застенчивость ,устанавливая преграды в достижении намеченных целей[3]. Многие исследователи пришли к выводу, что застенчивость может быть временным проявлением (возрастная и ситуативная застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная (подростковая и юношеская) застенчивость возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола. Значительная внутренняя нестабильность периода полового созревания вместе с необходимостью активного освоения социальных ролей приводит к снижению уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Она поддается коррекции вплоть до полного преодоления при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех, физическое и нервно-психическое здоровье, удовлетворение основных социальных и личностных потребностей. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния. Застенчивость как черта имеет более сложный механизм и для её преодоления потребуется множество усилий.

Зрелость (от 25 - 30 до 55 - 60).

 Выделяются три типа застенчивости. Первым, наиболее распространенным, является страх действия, он делает робкого человека особенно неловким в день экзамена или публичного выступления. Ко второму типу относится боязнь контакта с реальной жизнью, проявляющуюся перед лицом непривычных обстоятельств. И, наконец, третьей формой застенчивости является страх самоутверждения, испытываемый в ситуациях, когда необходимо проявить характер. С возрастом застенчивый человек обычно душевно успокаивается. Смягчается и его вегетативная подвижность-неустойчивость. Если же еще ему удается нащупать в жизни свою "жилу" и раствориться в работе, то он подходит к старости с известным душевным спокойствием и уверенностью. В течение всей жизни для таких людей очень важны глубокое сочувствие и понимание со стороны близких, сослуживцев, без чего они нередко проводят в остром напряжении дни и ночи, не принося людям той подчас основательной ценности, которую способны принести.

Старость (от 55 - 60 и старше).

В этом возрасте застенчивый человек наполнен постоянным конфликтом ранимого самолюбия с чувством неполноценности. Однако застенчивость, стеснительность, робость, нерешительность проникнуты болезненным размышлением, самоанализом. Постоянные размышления о смысле жизни построены на густых сплетениях въедливых сомнений[10].

Изучив возрастные особенности  застенчивости, можно прийти к выводу, что особую значимость в развитии составляет подростковый возраст. Это  некий переломный момент в становлении личности, который может либо ослабить влияние застенчивости на субъект, либо укрепит. Это приведёт к закрепощению  человека в дальнейшей жизни.

 

Глава 2. Эмпирические исследования застенчивости

2.1. Методы и методики исследования  застенчивости

Экспериментально-психологическое  исследование застенчивости разнообразно. Наиболее известны анкеты для выявления застенчивых людей (Ф. Зимбардо); анкеты для выявления причин и проявлений застенчивости, методики "Личностный опросник для измерения эмоционального отношения к общению", предназначенной для изучения особенностей характера и темперамента (НИИ им. В.М. Бехтерева). Авторы-составители: доктор мед. наук, профессор Вассерман Л.И., ведущий научный сотрудник, канд. мед. наук Иовлев Б.В., старший научный сотрудник, канд. психол. наук Карпова Э.Б., математик-программист Вукс А.Я.). Опросник основан на самооценке изучаемым индивидом собственных состояний, характерных способов действия в определенных ситуациях. В отличие от анкеты, которая, как правило, opиентировaна на получение конкретных фактов, опросник измеряет отношения, установки, эмоциональные реакции обследуемого лица. Утверждения распределяются по определенным шкалам. На каждую шкалу выпадает достаточно большое количество утверждений, что гарантирует от влияния случайных факторов. Коммуникативная компетентность (умение общаться) - значимое качество любого человека, которое обеспечивается наличием таких психологических характеристик, как уверенность в себе, выраженность эмпатической тенденции, тенденции к аффилиации, чувствительность к отвержению, способность к восприятию социальной поддержки. Важным для формирования коммуникативной компетентности является также интернальный локус контроля. Напротив, к качествам, снижающим способность к установлению и развитию межличностных отношений, относится высокий уровень депрессивных и тревожных переживаний. С помощью данного опросника можно оценить наличие психологических характеристик, формирующих коммуникативную компетентность[23].

2.2. Современные исследования

В последние годы ведётся активное исследование застенчивости и её свойств. Как известно, тяжёлая форма застенчивости может порождать такое явление как социальная фобия. Более подробно социофобия была исследована отечественным психологом В.В.Красновой . Были сделаны следующие выводы: социофобия приводит к серьёзной дезатаптации и зачастую к отказу от деятельности с пугающими явлениями. В настоящее время социофобия имеет статус самостоятельного психического расстройства по классификации МКБ-10.Это расстройство связано с высоким риском суицида и злоупотреблением психотропных веществ. Также установлены типичные симптомы социальной фобии : острая тревога, сильное сердцебиение, покраснение лица, сухость во рту, тошнота, дрожь в ногах, невозможность сосредоточиться в провоцирующих страх ситуациях.[19]

Информация о работе Роль застенчивости в межличностном общении