Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа
Цель: определить роль застенчивости в межличностном общении.
Задачи:
1)изучить понятие застенчивости и основные ее теории;
2)дать классификацию и раскрыть основные функции;
3)рассмотреть формы проявления и последствия застенчивости;
4)выявить особенности застенчивости у разных возрастных групп;
5)показать основные методы эмпирического исследования застенчивости.
Введение 3
Глава 1.Основные теоретические проблемы застенчивости 5
1.1. Дефиниции застенчивости 5
1.2. Классификации застенчивости 17
1.3. Проявления и функции застенчивости 19
1.4. Возрастные особенности застенчивости 23
Глава 2. Эмпирические исследования застенчивости 28
2.1. Методы и методики исследования застенчивости 28
2.2. Современные исследования 28
Заключение 30
Библиографический список 32
2) Эмоциональный дискомфорт, который
человек испытывает при
3) Боязнь любых публичных
4) Избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними[10].
Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости, а это производит отталкивающее впечатление. Каждый из нас воздвигает незримые укрепления с целью оградить свой внутренний мир. Застенчивые же строят целые комплексы буферных зон, чтобы не дать другим приблизиться. Эти барьеры определяют, до каких пределов может дойти застенчивый человек в отношениях с другими.
Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что застенчивость, действительно, довольно-таки неудобное качество. Застенчивый человек не расположен к общению и к встречам с другими людьми, и по причине неуверенности в себе скрытен и склонен к уединению.
Застенчивость выполняет некоторые жизненно-важные функции. Существуют как положительные, так и отрицательные.
Положительные:
1.Застенчивость фокусирует внимание на личности или на определённом аспекте личности.
2.Застенчивость увеличивает проницаемость границ я . Чувствительность к данной эмоции делает вполне возможным переживание данной эмоции за другого человека.
3.Застенчивость способствует
4.Тот факт, что застенчивость вызывается словами и действиями других, гарантирует определённую степень зависимости от чувств и оценок окружающих.
5.Застенчивость вызывает, возможно, больше, чем другие эмоции, осознание собственного тела. Возникающая при застенчивости чувствительность к себе и своему телу может выполнять определённые полезные функции, как биологические, так и психологические по своей природе.
6.Застенчивость усиливает
7.Застенчивость содержит сильный враждебный импульс в отношении рациональных, интеллектуальных процессов. Сравнивая застенчивость и вину, можно сказать, что застенчивость менее дифференцированная , более иррациональная , более примитивная ,менее выражаемая в словах реакция. Однако, рефлексия застенчивости может взвать много мыслей и давать работу воображению[24].
Но крайняя застенчивость
Отрицательные :
1 Застенчивость создает
2 Она не позволяет заявлять о своих правах, высказывать свои мнения и суждения;
3 Застенчивость ограничивает
4 Она способствует развитию
замкнутости и чрезмерной
5 Застенчивость препятствует
6 Застенчивость обычно
Итак, такие источники застенчивости, как неуважение к себе, низкая самооценка, повышенный самоконтроль и самоанализ могут привести к необратимым последствиям. В лучшем случае это могут быть замкнутость, ощущение одиночества, а в худшем случае - алкоголизм, различные виды агрессий или застенчивость принимает форму невроза - паралич сознания, которое выражается в депрессии и порой может привести к самоубийству.
Застенчивость несёт в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Всё зависит от степени её проявления. Лёгкая застенчивость может создать поведение, адекватное как для самого человека, так и для социума в целом. Более тяжёлая степень застенчивости приводит к негативным последствиям, прежде всего для человека, испытывающего это чувство.
Детство. Застенчивый ребёнок
Подростковый возраст (отрочество) (от 11 - 12 до 15 - 17)
Характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Открытие внутреннего мира - радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Смутное беспокойство, ощущение внутренней пустоты, которую надо чем-то заполнить, потребность в общении. Но в то же время повышается избирательность в выборе друзей, потребность уединения.
В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Замкнутость, чувство собственной неполноценности, свойственные этому возрасту, иногда перерастают в самоизоляцию, затрудняющую общение с окружающими и выбор жизненного пути [15]. Не дают покоя мысли о внешнем облике. Вряд ли найдется юноша или девушка, довольные своей внешностью. На этом фоне разыгрываются целые трагедии: высокий или низкий рост, непропорциональные конечности, длинный нос или оттопыренные уши, появление угрей или прыщей на коже - причин для недовольства собой достаточно. И это как раз в тот момент, когда хочется нравится лицам противоположного пола. Недовольство собственной внешностью вызывает особую подростковую застенчивость, нередко служит мотивом непредсказуемых поступков. От застенчивости страдают в основном те люди, у которых неуверенность в себе - особенность личности. Такой человек всячески избегает ситуаций, в успехе которых он не уверен наверняка: лучше ничего не делать, чем делать плохо. Особенно остро такой человек страдает от собственной застенчивости в обществе новых, малознакомых ему людей. Именно в этом возрасте может сложиться хроническая застенчивость, причинами которой могут служить :
Особенности характера - тревожность, нерешительность, склонность к "самокопанию".
Частые заболевания (неврозы, последствия травм, нейроинфекций), заикание, физические недостатки.
Деспотичные родители, постоянно и не всегда "по делу" одергивающие своих детей, стремящиеся контролировать и критиковать каждый шаг подростка.
Неблагополучная обстановка в семье, скандалы.
5)Школа, где у учителей низкий уровень педагогической культуры, чрезмерные и жестокие наказания. Если подростку своевременно не оказана квалифицированная помощь, застенчивость со временем может уродливо трансформироваться в наглость, развязность, хулиганское поведение, склонность к "плохим" компаниям. Так срабатывает механизм компенсации: ненормативной лексикой и грубой силой подросток пытается защитить свой внутренний мир от вмешательства посторонних. В дальнейшем застенчивость накладывает свой отпечаток на различные аспекты жизни: создание собственной семьи, неудовлетворённость своим кругом общения, трудностью выбора профессии[12].
Юношеский возраст (от 15 - 17 до 19 - 21). В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются специфические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигрывание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессиональный выбор. Именно в этих аспектах деятельности проявляется застенчивость ,устанавливая преграды в достижении намеченных целей[3]. Многие исследователи пришли к выводу, что застенчивость может быть временным проявлением (возрастная и ситуативная застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная (подростковая и юношеская) застенчивость возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола. Значительная внутренняя нестабильность периода полового созревания вместе с необходимостью активного освоения социальных ролей приводит к снижению уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Она поддается коррекции вплоть до полного преодоления при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех, физическое и нервно-психическое здоровье, удовлетворение основных социальных и личностных потребностей. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния. Застенчивость как черта имеет более сложный механизм и для её преодоления потребуется множество усилий.
Зрелость (от 25 - 30 до 55 - 60).
Выделяются три типа застенчивости. Первым, наиболее распространенным, является страх действия, он делает робкого человека особенно неловким в день экзамена или публичного выступления. Ко второму типу относится боязнь контакта с реальной жизнью, проявляющуюся перед лицом непривычных обстоятельств. И, наконец, третьей формой застенчивости является страх самоутверждения, испытываемый в ситуациях, когда необходимо проявить характер. С возрастом застенчивый человек обычно душевно успокаивается. Смягчается и его вегетативная подвижность-неустойчивость. Если же еще ему удается нащупать в жизни свою "жилу" и раствориться в работе, то он подходит к старости с известным душевным спокойствием и уверенностью. В течение всей жизни для таких людей очень важны глубокое сочувствие и понимание со стороны близких, сослуживцев, без чего они нередко проводят в остром напряжении дни и ночи, не принося людям той подчас основательной ценности, которую способны принести.
Старость (от 55 - 60 и старше).
В этом возрасте застенчивый человек наполнен постоянным конфликтом ранимого самолюбия с чувством неполноценности. Однако застенчивость, стеснительность, робость, нерешительность проникнуты болезненным размышлением, самоанализом. Постоянные размышления о смысле жизни построены на густых сплетениях въедливых сомнений[10].
Изучив возрастные особенности застенчивости, можно прийти к выводу, что особую значимость в развитии составляет подростковый возраст. Это некий переломный момент в становлении личности, который может либо ослабить влияние застенчивости на субъект, либо укрепит. Это приведёт к закрепощению человека в дальнейшей жизни.
Экспериментально-
В последние годы ведётся активное исследование застенчивости и её свойств. Как известно, тяжёлая форма застенчивости может порождать такое явление как социальная фобия. Более подробно социофобия была исследована отечественным психологом В.В.Красновой . Были сделаны следующие выводы: социофобия приводит к серьёзной дезатаптации и зачастую к отказу от деятельности с пугающими явлениями. В настоящее время социофобия имеет статус самостоятельного психического расстройства по классификации МКБ-10.Это расстройство связано с высоким риском суицида и злоупотреблением психотропных веществ. Также установлены типичные симптомы социальной фобии : острая тревога, сильное сердцебиение, покраснение лица, сухость во рту, тошнота, дрожь в ногах, невозможность сосредоточиться в провоцирующих страх ситуациях.[19]
Информация о работе Роль застенчивости в межличностном общении