Роль игры в воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 01:32, реферат

Краткое описание

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Содержание

Введение………………………….……………………………………………………...стр.3
Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка………….………......стр.5
Дидактические игры…………………………………………………………..…….......стр.9
Сюжетно-ролевые игры………………………………………………………….…....стр.10
Театральные игры……………………………………………………………………...стр.12
Роль игры в воспитании положительного отношения к школе…………………….стр.16
Условия эффективности игры как воспитательного средства……………………...стр.18
Заключение……………………………………………………………………….........стр.19
Ссылки………………………………………………………………………...………..стр.20
Литература…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии и педагогике на тему роль игры в воспитании.docx

— 59.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дидактические игры

 

Начала, заложенные в детстве человека, похожи

на  вырезанные на коре молодого дерева буквы,

 растущие  вместе с ним, составляющие

 неотъемлемую  часть его.

ГЮГО  Виктор

Среди многообразия игр, которые  используются в работе с детьми, дидактические игры берут на себя преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития.

Игра содержит цель в самой  себе; посторонних и отдаленных задач  в игре ребенок не ставит и не решает.

Игра помогает активизировать учащихся в обучении, преодолеть скуку, уходить от шаблонных решений  интеллектуальных и поведенческих  задач, стимулирует инициативу и  творчество.

Все игры, используемые в  дидактических целях, можно разделить  на два вида в зависимости от основного  содержания игровых действий. В одном  случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с  которым облекаются в игровую  форму.

В другом случае дидактический  материал вводится как элемент в  игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Ясно, что в этом случае дидактическая «нагрузка» меньше, чем  в первом.

Основные типы дидактических  игр:

Предметные  игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, различными природными материалами.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций. Простейший пример – складные картинки из кубиков, пазлы, парные картинки – найти одинаковые картинки, различия на почти одинаковых картинках, лото.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа "Краски", "Молчок", "Черное и белое", Весёлый мяч» и др. развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Отметим так же, что в игры по правилам иногда включают музыкальные игры. Такие игры развивают музыкальный слух, чувство ритма и т.д.

  1. Сюжетно-ролевые игры

Педагог — это тот человек, который  должен передать

 новому  поколению все ценные накопления 

веков и не передать предрассудков,

пороков и болезней.

ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич

 

Ребенок, наблюдая за деятельностью  взрослых, переносит ее в игру. Знакомство младшего школьника с особенностями  социума проходит значительно интереснее и эффективнее, если такие занятия  строятся с применением сюжетно  – ролевой игры. Соединение двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно - ролевая.

 Сюжетно-ролевая игра  имеет две линии – сюжетную  и ролевую возможность не запоминать  и слепо повторять сделанное  другими, а придумывать ход  событий самому, возникает основа  для развития сюжета. Как отмечал  Д.Б. Эльконин, ребенок в этой  игре отражает отношения, специфические  для общества, в котором он  живет. В сюжетно-ролевой игре  основное внимание ребенка направлено  на социальные отношения людей.  Именно поэтому ребенок и начинает  обыгрывать знакомые темы —  магазин, больница, школа, транспорт  — и многие другие. И если  раньше эти игры были очень  богаты по содержанию, то теперь  они больше похожи на схемы,  чем на красочные описания  тех или иных событий. Сюжетно-ролевая  игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в  ней серьезные. Именно в сюжетной  игре скрыт большой потенциал  возможностей для обучения ребенка,  элементарным бытовым навыкам,  которые являются крайней необходимостью  для нормальной жизнедеятельности в обществе.

Основная задача педагога - сформировать у детей навыки и  умения необходимые им в быту. В  связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой  адаптации. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и  организованные сюжетные игры, ведь наилучшее  усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры. Необходимым  моментом при подготовке к сюжетно-ролевым  играм являются беседы на этические  темы: («Доставляй людям радость  своими добрыми делами», «Твои добрые дела», «Поступок товарища, достойный  подражания»), в ходе которых дети учатся давать нравственную оценку своим  поступкам и поведению своих  сверстников, начинают понимать, что  наиболее ответственные роли в предстоящих  играх по справедливости должны выполнять  те, кто этого достоин. Чтобы интерес  к игре, которая длится долго, не угасал, необходимо вносить в нее  все новые и новые дополнения, придумывать различные варианты их проведения. Важно правильно закончить  игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре вообще, для формирования у них способности и привычки к анализу поступков своих и товарищей. Обсуждение хода игры позволяет воспитателю также выявить собственные недочеты при ее подготовке.

В соответствии с сюжетообразующими  функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):

«Предметы оперирования» - это  игрушки, имитирующие реальные предметы - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)

«Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки  людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные  для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника  и т.п.

«Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос  корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

Претерпевая различные изменения, всякая сюжетно-ролевая игра превращается в игру по правилам. Эта игра дает ребенку две необходимые способности. Во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением  и воспроизведением воображаемой ситуации. Во-вторых, игра с правилами учит общаться. Ведь большинство игр с  правилами — это игры коллективные.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Театрализованные игры

 

Только  духовная общность, - и ничего, что может

расколоть эту общность; только взаимность

сотворчества, сотрудничества, - и ничего, что

 может посеять в ней недоверие; только любовь,

 проявленная в тончайших формах педагогического

 мастерства, - и ничего, что может отравить ее;

 только  уважение и  утверждение личностного

достоинства,- и ничего, что может отравить ее;

только  уважение и утверждение личностного

достоинства,- и ничего, что может ущемить

радость взросления в ребенке; и наконец, только

оптимизм  и глубокое понимание ребенка  – вот чем

облагораживается  наше воспитательное поле, на

котором выращиваем мы будущее человечества, куем

судьбы и счастье людей.

Ш.А. Амонашвили

Ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом  в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших  результатов заставляет педагогов  заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в  ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка  обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную  игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам  он так не похожи на игру!

Вторую тенденцию в  организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно  часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому  виду игровой деятельности: дети предоставлены  самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов  костюмов, фигурок героев... Младших  дошкольников это привлекает прежде всего из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 - 7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось...

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо прежде всего раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Характерными особенностями  театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме  того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный  с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует  перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно  рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Генезис становления последней  раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки  зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения (как развитии специальных умений) и творчества.

Не вызывает сомнения, что  развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей  дошкольного возраста происходит в  общем контексте становления  художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований (О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др.) доказывает целесообразность его применения для  целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится  на три этапа:

• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

• освоение специальных  умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");

• самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется  синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают  в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах  детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и  творчество проявляются в трех аспектах.

Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

Информация о работе Роль игры в воспитании