Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 01:32, реферат
В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.
Введение………………………….……………………………………………………...стр.3
Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка………….………......стр.5
Дидактические игры…………………………………………………………..…….......стр.9
Сюжетно-ролевые игры………………………………………………………….…....стр.10
Театральные игры……………………………………………………………………...стр.12
Роль игры в воспитании положительного отношения к школе…………………….стр.16
Условия эффективности игры как воспитательного средства……………………...стр.18
Заключение……………………………………………………………………….........стр.19
Ссылки………………………………………………………………………...………..стр.20
Литература…………………………………………………
Из-за этих особенностей театрализованной
деятельности по отношению к ней
чаще используется термин "театрально-игровая
деятельность", что также вызывает
определенные трудности в педагогической
работе, поскольку содержит ряд противоречий:
между свободой ребенка в игре
и обязательной содержательной основой
театрализации; между импровизационностью
игры и этапностью подготовки театрализации;
между акцентом в игре на сам процесс,
а в театрализации - на ее результат.
Эти противоречия снимаются при
условии организации
Театрализованно-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
• как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности; литературная, музыкальная и изобразительная;
• как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка. Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализированной игры в самостоятельной детской деятельности.
Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.
КАМЮ Альбер
Подготовить ребенка к
школе – это значит воспитать
у него осознанное положительное
отношение к учебной и
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Методы и приемы, применяемые
педагогом для ознакомления детей
со школой, должны дополнять друг друга.
Различные занятия нужно
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.
Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.
Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.
Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.
МАКАРЕНКО Антон Семенович
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:
Украшением игры, по Л.Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я.Коменский, использоваться в воспитании детей3.
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку дать реальную оценку роли игры в воспитании нелегко, в качестве заключения приведены пункты о том, что же именно дает игра детям.
ССЫЛКИ
1 – Белов В. М. Избранные произведения: В 3 т. – М., 1984. – Т. З. – С. 195-197
2 – понятие ввел Ж. Пиаже
3 - См.: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2т. -Т. 2. -С. 141 -142.
Литература
В. С. Селиванов «Основы общей педагогики: теория и методика воспитания» - Москва, 2000 г.
Аникеева Н.П. «Воспитание игрой: Книга для учителя» – Москва, 1987.
Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка»// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
Гельфан Е.М., Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию» – Москва, 1971г.
Змановский Ю.Ф. «Воспитаем детей здоровыми» – Москва, 1989 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Пример дидактических игр
Запомни фигуры.
Для этой игры лучше использовать школьную доску. Ведущий рисует одна за другой (стирая поочередно) 6 простых геометрических фигур. Каждая из них демонстрируется секунд семь, затем стирается и на её месте рисуется новая.
Условия игры: просмотрев
все 6 фигур, ребята должны в
течение 5 минут на своем листке
восстановить увиденное по
Игру можно усложнить,
разделив играющих на две
Какие могут быть фигуры? Равносторонний треугольник, квадрат, окружность, вписанная в квадрат; окружность, описанная вокруг треугольника; квадрат с крестиком внутри; квадрат с одной диагональю и т. п.
Где стереть?
На классной доске
или на листе бумаги каждый
ребенок должен нарисовать "рожицу".
Затем, зажмурившись или
Ужимка мужика.
Любителям словесных игр. Из истории анаграмм.
Анаграммы ещё в 111 веке до нашей эры греческий грамматик Ликофрон. Анаграммы - слова, которые отличаются друг от друга только порядком заключённых в них букв. Например: ток - кот, куст - стук, клоун - колун, кулон - уклон. Каждое двадцатое русское существительное имеет своего "двойника".
Задание первое:
из одного слова составьте цепочку из трех - четырех слов - анаграмм.
Такса (ещё два слова), накал (ещё два слова), накал (ещё два слова), аскет (три слова).
Второе задание:
найти весёлые, забавные сочетания слов: ужимка мужика; Зинина низина; волокита китолова; улыбка балыку.
Можно использовать для веселых парных сочетаний такие слова: запонка, апостол, обтирка, палач, кончина, чтобы получились забавные пары типа: фиалка, калифа, мошкара, кошмара, ужимка мужика.
Мудрость не знает границ ("перевод" с иностранного на русский).
В языках многих народов немало одинаковых пословиц и поговорок, сходных по смыслу. Например, есть финская пословица " Тот не заблудится, кто спрашивает" В русском она переводится: "Язык до Киева доведет". Предлагаем ряд пословиц разных народов, пусть ребята "переведут" их на язык пословиц русского языка:
Сын леопарда - тоже леопард (Леопард)
Куда лопата ведет, туда вода течет (Тибет)
После обеда приходится платить (Англия)
Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция)
Всё хорошо в своё время (Франция)
Верблюда под мостом не спрячешь( Афган)
Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (Вьетнам)
Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов
1. Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т. п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
2. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
4. Просмотр диафильма по теме игры.
5. Проведение экскурсии по теме игры.
6. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.).
7. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.
8. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей.
9. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
10. Совместная с детьми игра.
11. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
12. Постановка проблемных игровых задач.