Роль игры в воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2012 в 01:32, реферат

Краткое описание

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Содержание

Введение………………………….……………………………………………………...стр.3
Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка………….………......стр.5
Дидактические игры…………………………………………………………..…….......стр.9
Сюжетно-ролевые игры………………………………………………………….…....стр.10
Театральные игры……………………………………………………………………...стр.12
Роль игры в воспитании положительного отношения к школе…………………….стр.16
Условия эффективности игры как воспитательного средства……………………...стр.18
Заключение……………………………………………………………………….........стр.19
Ссылки………………………………………………………………………...………..стр.20
Литература…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по психологии и педагогике на тему роль игры в воспитании.docx

— 59.88 Кб (Скачать файл)
:justify">В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней  чаще используется термин "театрально-игровая  деятельность", что также вызывает определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой  театрализации; между импровизационностью  игры и этапностью подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при  условии организации театрально-игровой  деятельности как самоценной свободной  и творческой деятельности дошкольника.

Театрализованно-игровая  деятельность детей рассматривается  в двух взаимосвязанных аспектах:

• как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности; литературная, музыкальная и изобразительная;

• как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка. Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения и бытование театрализированной игры в самостоятельной детской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

КАМЮ  Альбер

 

Подготовить ребенка к  школе – это значит воспитать  у него осознанное положительное  отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание  стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим  на них, уважение к личности и профессии  учителя, понимание общественно  полезной значимости его труда; развить  потребность в книге, стремление научиться читать.

Успешность подготовки детей  к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает  своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к  тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой  игры незаслуженно принижается. А между  тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.

Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к  предстоящим изменениям условий  жизни, отношений со сверстниками и  со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

Методы и приемы, применяемые  педагогом для ознакомления детей  со школой, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять  и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая  им, ведя переписку с детьми других детских садов.

Игра выявляет отношение  детей к изображаемому и в  то же время содействует закреплению  и развитию такого отношения. Детям  нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес  к играм. Именно в игре дети практически  реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе.

Любовь и бережное отношение  к книге сохраняется у детей  и в школе. Те, кто в детском  саду с интересом занимаются с  учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.

Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней  ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться  читать, поддержать и развить интерес  к получению новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Условия эффективности игры как воспитательного средства

Воспитание  происходит всегда, даже тогда, когда  вас нет дома.

МАКАРЕНКО Антон Семенович

Всякое средство, даже самое  совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим  образом, чтобы его применение приносило  безусловную пользу. Точно так  же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал  Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы». Сформулированы они настолько последовательно  и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес:

  1. Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.
  2. Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.
  3. Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.
  4. Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
  5. Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
  6. Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.
  7. При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.

Украшением игры, по Л.Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как  кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные  игры, вообще не должны, считал Я.Коменский, использоваться в воспитании детей3.

Изучение современной  педагогической литературы об игре позволяет  сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно  должны учитывать при организации  детских игр на уроках и во внеурочное время.

  1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
  2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
  3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поскольку дать реальную оценку роли игры в воспитании нелегко, в  качестве заключения приведены пункты о том, что же именно дает игра детям.

  1. Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
  2. Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.
  3. Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ССЫЛКИ

1 – Белов В. М. Избранные произведения: В 3 т. – М., 1984. – Т. З. – С. 195-197

2 – понятие ввел Ж. Пиаже

3 - См.: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2т. -Т. 2. -С. 141 -142.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

В. С. Селиванов «Основы  общей педагогики: теория и методика воспитания» - Москва, 2000 г.

Аникеева Н.П. «Воспитание игрой: Книга для учителя» – Москва, 1987.

Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка»// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

Гельфан Е.М., Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию» – Москва, 1971г.

Змановский Ю.Ф. «Воспитаем детей здоровыми» – Москва, 1989 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пример дидактических  игр

Запомни фигуры.

Для этой игры лучше использовать школьную доску. Ведущий рисует одна за другой (стирая поочередно) 6 простых  геометрических фигур. Каждая из них  демонстрируется секунд семь, затем  стирается и на её месте рисуется новая.

 Условия игры: просмотрев  все 6 фигур, ребята должны в  течение 5 минут на своем листке  восстановить увиденное по памяти.

 Игру можно усложнить,  разделив играющих на две команды  и устроив соревнование, кто быстрее  и точнее выполнит задание. 

 Какие могут быть  фигуры? Равносторонний треугольник,  квадрат, окружность, вписанная в  квадрат; окружность, описанная вокруг  треугольника; квадрат с крестиком  внутри; квадрат с одной диагональю  и т. п. 

 

Где стереть?

 На классной доске  или на листе бумаги каждый  ребенок должен нарисовать "рожицу". Затем, зажмурившись или закрыв  глаза повязкой, стереть в той  последовательности и только  те, которые попросит ведущий,  например, сначала левый глаз, затем  подбородок, волосы...

 

Ужимка  мужика.

Любителям словесных игр. Из истории анаграмм.

Анаграммы ещё в 111 веке до нашей эры греческий грамматик  Ликофрон. Анаграммы - слова, которые  отличаются друг от друга только порядком заключённых в них букв. Например: ток - кот, куст - стук, клоун - колун, кулон - уклон. Каждое двадцатое русское  существительное имеет своего "двойника".

 

Задание первое:

из одного слова составьте цепочку из трех - четырех слов - анаграмм.

Такса (ещё два слова), накал (ещё два слова), накал (ещё два слова), аскет (три слова).

 

Второе задание:

найти весёлые, забавные сочетания  слов: ужимка мужика; Зинина низина; волокита китолова; улыбка балыку.

Можно использовать для веселых  парных сочетаний такие слова: запонка, апостол, обтирка, палач, кончина, чтобы получились забавные пары типа: фиалка, калифа, мошкара, кошмара, ужимка мужика.

 

Мудрость  не знает границ ("перевод" с  иностранного на русский).

В языках многих народов  немало одинаковых пословиц и поговорок, сходных по смыслу. Например, есть финская  пословица " Тот не заблудится, кто  спрашивает" В русском она переводится: "Язык до Киева доведет". Предлагаем ряд пословиц разных народов, пусть  ребята "переведут" их на язык пословиц русского языка:

 

Сын леопарда - тоже леопард (Леопард)

Куда лопата ведет, туда вода течет (Тибет)

После обеда приходится платить (Англия)

Ошпаренный петух от дождя  убегает (Франция)

Всё хорошо в своё время (Франция)

Верблюда под мостом не спрячешь( Афган)

Прежде чем сказать, поверни  язык семь раз (Вьетнам)

Молчаливый рот - золотой  рот (Германия)

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рекомендации  по подготовке сюжетно-ролевых игр  и усложнению их сюжетов

1. Использование сюрпризных  моментов (получение письма, посылки,  телеграммы, приезд и встреча  гостя и т. п.) с целью поддержания  интереса детей к игре.

2. Отправление письма, посылки  с сообщением, с просьбой.

  3. Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.

4. Просмотр диафильма  по теме игры.

  5. Проведение экскурсии по теме игры.

  6. Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребенка (врача, медсестры, повара, швеи и т. д.).

  7. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций.

  8. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей.

  9. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

  10. Совместная с детьми игра.

11. Внесение новых атрибутов,  уточнение их значения, вариантов  применения.

  12. Постановка проблемных игровых задач.

Информация о работе Роль игры в воспитании