Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение особенностей воздействия игры на процесс психосоциального развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
исследовать природу сюжетно-ролевой игры в контексте ее воспитательного значения в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
выявить особенности современной сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «игра»
1.2 Структура сюжетно-ролевой игры
1.3 Этапы развития сюжетно-ролевой игры
1.4 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Контрольный этап исследовательской работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

зайцева3.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Республики Казахстан

 

Карагандинский университет «Болашак»

 

Гуманитарно – педагогичсекий факультет

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Психология развития человека»

 

на тему: «Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. зДОВ - 12 – 1к

О.В. Зайцева

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Н.И. Хван

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Караганда 2012

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие «игра»

1.2 Структура сюжетно-ролевой  игры

1.3 Этапы развития сюжетно-ролевой  игры

1.4 Влияние сюжетно-ролевой  игры на формирование положительных  взаимоотношений детей

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ  ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

2.1 Организация исследования

2.2 Результаты исследования

         2.3 Контрольный этап исследовательской работы

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность поднятой проблемы вызвана  потребностью психологов, педагогов, родителей  в совершенствовании методов психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.

Вся жизнь ребенка-дошкольника  пронизана игрой, только так он готов  открыть себя миру и мир для  себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском  саду.

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

 Актуальность этого исследования мы связываем с возможностью качественно менять приоритеты начального образования, вызывать у воспитателей и учителей творческое отношение к учебной игре и стремление применять ее как технологию личностного развития старших дошкольников и младших школьников.

На развивающих возможностях игры акцентировали внимание классики зарубежной и отечественной педагогики (А. Дистервег, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др.). А.С. Макаренко отмечал, что без игры нет, и не может быть полноценного нравственного и умственного развития, так как в ней раскрываются творческие способности личности. Динамика психологии игры как специфической формы деятельности, актуальной для разных возрастов, отражена в трудах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Значительный вклад в решение педагогических вопросов развития личности в игровых формах организации учебно-воспитательного процесса внесли А.А. Вербицкий, О.С. Газман, М.В. Кларин, А.А. Люблинская, П.И. Пидка-систый, П.А. Рудик, С.А. Шмаков и др.

         Объект исследования – игровая деятельность старшего дошкольника.

Предмет исследования – особенности воздействия сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – изучение особенностей воздействия игры на процесс психосоциального развития ребенка старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. исследовать природу сюжетно-ролевой игры в контексте ее воспитательного значения в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
  2. выявить особенности современной сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
  3. опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.

          Методы  исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, наблюдение.

Структура работы. Работа состоит из введения, в котором  определены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования.

Во введении определены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования. В основной части содержится две главы. В первой главе раскрываются теоретические аспекты особенностей игры. Вторая глава посвящена опытно – экспериментальной работе по исследованию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. В заключении представлены выводы по итогам исследования. В структуру работы входит также список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие «игра»

 

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко – игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В психологии понятие «игра» выступает как ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении[1].

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь  в обществе сверстников, Поэтому  столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания, и в первую очередь формирования нравственной стороны личности. В настоящее время перед дошкольными специалистами стоит задача дальнейшего изучения игры как формы организации жизни и деятельности детей. В основе понимания игры как формы организации жизни и деятельности детей лежат следующие положения:

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных общественных качеств  ребенка являются первоочередными;

Игра должна носить самодеятельный характер и все более развиваться  в этом направлении при условии  правильного педагогического руководства;

Важной особенностью игры как формы  жизни детей является ее проникновение  в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность и игра.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции, как:

- развлекательную (это основная  функция игры – развлечь, доставить  удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики  общения;

- самореализации в игре как  полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение  позитивных изменений в структуру личностных показателей[2];

- межнациональной коммуникации: усвоение  единых для всех людей социально-культурных  ценностей;

- социализации: включение в систему  общественных отношений, усвоение  норм человеческого общежития.

Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности  дошкольника, в условиях которой  педагог может, применяя различные  методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.

1.2 Структура сюжетно-ролевой  игры

 

Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в  сюжетно-ролевой игре знания, впечатления  ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.

Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними[3].

Основной особенностью сюжетно-ролевой  игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.

Сюжет игры — это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными  связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой  игры. Чаще всего ребенок принимает  на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем  сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех  взрослых или детей (старших, а иногда и сверстников), действия и поступки которых произвели на них наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т. д. Интерес ребенка к той или иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения — равноправия, подчинения или управления — вступает с другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.

В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные  — «как будто».

Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при  этом им придается воображаемое, игровое  значение.

Как товарищи по игре дети вступают в  реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). Но между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.)[4].

Отличительной особенностью игровой  воображаемой ситуации является то, что  ребенок начинает действовать в  мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет лошадь), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.

Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив — стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой — с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения.

Непосредственные мотивы игры с  возрастом детей изменяются, определяя  содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры — действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив — воспроизведение отношений, в которые вступают друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для школьника основное в сюжетно-ролевой игре — проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек (храбрость, честность и др.).

               

1.3 Этапы развития сюжетно-ролевой  игры

 

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельней игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения меры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре[5].

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре объединяются 2—3 человека.

Информация о работе Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста