Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:14, курсовая работа
Цель исследования – изучение особенностей воздействия игры на процесс психосоциального развития ребенка старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
исследовать природу сюжетно-ролевой игры в контексте ее воспитательного значения в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
выявить особенности современной сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста;
опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «игра»
1.2 Структура сюжетно-ролевой игры
1.3 Этапы развития сюжетно-ролевой игры
1.4 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Контрольный этап исследовательской работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ребята стали сплоченнее, более активными, менее стеснительными, охотно вступали в игру, стали более доверчивы не только к воспитателю, но так же по отношению друг к другу.
В результате подтвердилось мое предположение о том, что сюжетно-ролевые игры благополучно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога, если создаются следующие условия:
1) создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
2) гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства ею[17].
Педагогам необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.
Необходима тщательная подготовка педагога к игре. При планировании игры следует помнить, что у дошкольников желание играть вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игры. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса.
Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно[18].
Эффективным приемом руководства играми детей старшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей, рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка, а педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь.
Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей[19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пяти - шестилетний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50— 70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных («Он хорошо дежурит»), для игр и занятий — тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника («Мы дружим. Мы всегда вместе играем, он меня защищает. Он добрый, справедливый, не дерется. Я бы с Валей хотел сидеть на занятии, а то Саша мне мешает» и т.д.). Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.
По данным психологов, стремление вместе играть больше выражено у детей старших групп. С возрастом ребенка, особенно в школьный период, укрепляются «деловые связи» (в труде, на занятиях)[20].
Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть! Она ничего не знает»). Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.
В обществе взрослых отношения регулируются правилами, созданными на основе нравственных принципов. В них отражены требования общества, коллектива к отдельному человеку. В нашем обществе они связаны с общественным характером труда и коллективным укладом жизни. В дошкольном возрасте дети осваивают первоначальные правила поведения, составляющие азбуку морали[21].
В освоении ребенком правил поведения наблюдается определенная последовательность. Установлено, например, что правила взаимоотношений в дошкольном возрасте детям освоить труднее, чем правила бытовые, потому что выполнение первых требует волевых усилий, и применять их нужно гибко, сообразуясь с часто меняющейся ситуацией. Исследования показали, что для усвоения правил поведения благоприятен младший и средний дошкольный возраст. Но только в старшем возрасте дети осваивают их значение и потому выполняют сознательно. Однако понимание это еще несовершенно[22].
Для формирования у детей обобщенных представлений надо использовать этические беседы и беседы о явлениях общественной жизни; вести разговоры о прочитанных рассказах, сказках, просмотренных диафильмах, сюжеты которых содержат нравственные коллизии. Важно, чтобы ребенок мог объяснить свое отношение к событию, поставить себя в позицию его участника. Этому помогает рассматривание с детьми картинок, на которых изображены их сверстники в различных (часто конфликтных) жизненных ситуациях. Детям задают вопросы, как, по их мнению, следует поступить персонажам, читают литературные произведения аналогичного содержания.
Формируя навыки общения, надо поднимать авторитет новичка в глазах детей: наделять такого ребенка дополнительной, неизвестной детям информацией, чтобы вызвать у них интерес к общению с новичком; учить его играть; помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию в коллективных играх.
Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения целесообразно осуществлять в двух направлениях: формирование представлений о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта. Задача педагога не только в том, чтобы дать детям определенную сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни, создать условия для превращения требований, предъявляемых взрослым, в осознанные мотивы поведения[23].
Прежде чем планировать воспитательный процесс, надо определить уровень представлений об этических правилах у каждого ребенка. При этом можно использовать различные методы и приемы, например беседу по сюжетным картинкам, в которых нравственная коллизия не решена до конца. В ситуации выбора ребенок, используя свои знания о правилах поведения и личный опыт, решает, как поступят персонажи[24].
Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения. Например, дети играют в "шоферов больших грузовых автомобилей, которые принимают участие в строительстве плотины". Шоферы возят на грузовиках камни и сбрасывают их в реку. Согласно условиям игры победителем будет тот, кто успеет сделать больше рейсов. На дороге, ведущей от каменного карьера к речке, появляется девочка со щенком на руках. Она просит шоферов отвезти ее к ветеринару, потому что щенок очень болен. Дорога к врачу - в противоположную сторону от плотины. Тот водитель, который согласится помочь девочке, может проиграть соревнование. Как поступят дети? Важно не только то, какое каждый их них примет решение, но и оценка действий партнера по игре и рассуждения по поводу того, кто будет назван настоящим победителем.
В данной исследовательской работе сюжетно-ролевая игра послужила главным инструментом формирования взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками. В исследовании 20 оппонентов приняло участие. Сравнительный анализ полученных данных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимоотношений дошкольников со сверстниками. Коэффициент «Лидера, наиболее выбираемого в общении детьми» увеличился на 5%. При повторном проведении данной социометрии Кузнецова Лолита была выбрана наибольшим количеством участников, чем на начальных этапах исследования. Коэффициент «Дети, наименее выбираемые в общении», остался неизменным. Контрольный этап показал, что ребенок, отнесенный к категории «Отверженный ребенок, был принят в группу одним человеком (Хамматулин Ильнур). В ходе моего наблюдения можно отметить у данного ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми.
Контрольный этап позволил прийти к выводу о том, что сюжетно-ролевые игры необходимо включать на занятиях со старшими дошкольниками. Данный вид деятельности благополучно сказался на взаимоотношениях детей в коллективе. Но следует отметить, что необходимо использовать не только сюжетно-ролевые игры, но также проблемные методы и методы активизации творческого мышления (введение игровой задачи, метод гирлянд и ассоциаций, метод мозгового штурма).
Ребята стали сплоченнее, более активными, менее стеснительными, охотно вступали в игру, стали более доверчивы не только к воспитателю, но так же по отношению друг к другу.
Таким образом, поставленные в нашем исследовании цели и задачи достигнуты, подтвердилась гипотеза о том, что анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Шаповаленко И.В. «Возрастная психология» - М.: «Гардарики», 2007
2.Коллектив авторов «Детская практическая психология» - М.: «Гардарики», 2004
3.Кулагин С.Н. «Возрастная психология» - М.: «Просвещение», 2000.
4.Дубровина И.В. Прихожан А.М. «Возрастная и педагогическая психология» – М: «Академия», 2003
5.Бойченко Н.А. «Сюжетно ролевые игры дошкольников», -Киев «Радянская школа», 1987.
6.Швайко Г.С. «Игры и игровых упражнения для развития речи». - Москва, «Просвещение», 1989.
7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М.
«Старший
дошкольник и младший школьник: психодиагностика
и коррекция развития:
Институт
практической психологии». - Воронеж НПО
«МОДЭК»
1998
8.Коссаковская Е.А. Игрушка - М.: «Просвещение», 1998
9.Салахетдинова В.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». - М.: «Просвещение», 1998
10.Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей - М.: «Творческий центр», 2005
11.Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста - М.: «Просвещение»,1991.
12.Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология - М.: «Гардарики». 2003
13.Гербова В.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду - М.: «Мозайка-Синтез», 2005.
14. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. – М.: ЧеРо, 2005
15.Станкин М.И. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008
16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001
17.Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде – Москва: «Просвещение», 1983
18.Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М.: Юнити-Дана, 2010
19. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. –М.: ТИДОТ ДВГУ, 2005
20.Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – М.: СПб.: Речь, 2005
21. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско – родительского взаимодействия. // Журнал практического психолога. – 1996 - № 6. –С. 23-27
22.Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. – М.: АО "Столетие", 1996.
23.Нижегородцева Н.В., В.Д.Щадриков. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: «Владос», 2001.
24. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: « Политиздат», 1998.
Приложение №1
Список респондентов, участвующих в опытно-экспериментальном исследовании
№ |
Ф.И. ребенка |
Дата рождения |
Полных лет | ||
1 |
Андреева Екатерина |
04.09.2007 |
4 | ||
2 |
Глухова Елена |
03.10.2007 |
5 | ||
3 |
Колесников Олег |
19.02.2007 |
5 | ||
4 |
Кузнецова Лолита |
27.01.2006 |
6 | ||
5 |
Ляпунов Денис |
21.05.2006 |
6 | ||
6 |
Мальцева Надежда |
08.10.2007 |
5 | ||
7 |
Мосунов Михаил |
20.05.2006 |
6 | ||
8 |
Нечаев Никита |
22.06.2007 |
5 | ||
9 |
Печерских Елена |
26.07.2007 |
5 | ||
10 |
Пивоварова Диана |
18.12.2006 |
6 | ||
11 |
Пищиков Данил |
02.07.2008 |
4 | ||
12 |
Полутин Данил |
19.05.2008 |
4 | ||
13 |
Портнова Анастасия |
04.06.2008 |
4 | ||
14 |
Решетников Михаил |
17.01.2007 |
5 | ||
15 |
Сапаров Максим |
29.10.2008 |
4 | ||
16 |
Скопина Альбина |
05.01.2007 |
5 | ||
17 |
Тепляков Илья |
27.07.2008 |
4 | ||
18 |
Угринова Кристина |
04.12.2008 |
4 | ||
19 |
Хабибов Семен |
10.12.2006 |
6 | ||
20 |
Хабибуллин Ильнур |
15.12.2007 |
5 |
Информация о работе Роль игры в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста