Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:45, реферат
Рассматривая психодиагностику в отношении с клинической психологией, стоит обратить внимание на такой важный аспект психологической диагностики как ситуация экспертизы, рассмотрение которой также является и одной из задач психодиагностики.
Существует множество видов экспертиз, но в своей работе я привожу особенности лишь трех из них:
Судебно – психологическая экспертиза;
Трудовая экспертиза;
Военная экспертиза.
1.Введение……………………………………………………………………..3
2. Психодиагностические ситуации.…………………………………………4
3.Судебно – психологическая экспертиза……………………………………7
4.Военная экспертиза…………………………………………………………16
5.Трудовая экспертиза………………………………………………………..21
6.Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы
Роль психодиагностических исследований в ситуациях экспертизы
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2. Психодиагностические ситуации.…………………………………………4
3.Судебно – психологическая экспертиза……………………………………7
4.Военная экспертиза……………………………………………………
5.Трудовая экспертиза……………………………………………………
6.Заключение………………………………………………
Список литературы
Введение
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ХХ в. под воздействием требований практики.
Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.
Рассматривая психодиагностику в отношении с клинической психологией, стоит обратить внимание на такой важный аспект психологической диагностики как ситуация экспертизы, рассмотрение которой также является и одной из задач психодиагностики.
Существует множество видов экспертиз, но в своей работе я привожу особенности лишь трех из них:
Я рассмотрела особенности данных видов экспертиз исходя из роли психодиагностических исследований в них.
На мой взгляд данная проблема является достаточно актуальной так как на сегодняшний при проведении экспертиз очень часто обращаются к психодиагностическим исследованиям.
Психодиагностические ситуации
В психологической диагностике различают ситуацию клиента и ситуацию экспертизы (аттестации). Эти ситуации существенно различаются
между собой
по характеру задействованных
и по степени ответственности психолога за результаты диагностики
В первой ситуации человек сам обращается за помощью к психологу, он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты.
Во второй ситуации человек знает, что подвергается экспертизе, старается выдержать «экзамен», а для этого вполне осознанно контролирует свое поведение и свои ответы так, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете и для получения приемлемого для себя результата (или добиться своей цели даже ценой симуляции отклонений или расстройств).
В ситуации экспертизы испытуемый подвергается исследованию не по своей инициативе, и не является главным адресатом психодиагностической информации, хотя по результатам исследования другими людьми могут быть приняты решения, жизненно важные для испытуемого.
Ситуация экспертизы, в которой клиент может оказаться и не по своей воле, перестраивает все задачи взаимодействия клиента и психодиагноста по типу социальных задач. Другими словами, клиент в ситуации экспертизы предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, то есть стремится действовать правильно.
Особенно ярко это проявляется в работе клиентов в ситуации экспертизы с опросниками, - они не могут дать однозначный ответ «да» или «нет», как того требует опросник, а начинают вводить конкретизирующие моменты или открыто лгут, отрицая у себя те или иные формы поведения, даже если они реально присутствуют в исследуемой ситуации. В ситуации экспертизы клиенты настолько бывают ориентированы на социально одобряемые нормы, что готовы отказаться даже от малейших признаков индивидуальности, мгновенно подстраиваясь даже под малейшую эмоциональную реакцию эксперта.
Ситуации экспертизы накладывают на способы работы психолога-диагноста жесткие требования к защищенности его методик от возможной фальсификации или осознанной стратегии подэкспертного.
Ситуация экспертизы в работе психодиагноста является психологической задачей для него самого, так как сам психолог должен понять, что значит поведение подэкспертного, тогда как подэкспертный в это же время решает другую задачу взаимодействия - как выглядеть «правильным», как построить свое поведение в соответствии с социально одобряемыми нормами.
Ситуацию клиента и ситуацию экспертизы различают по следующим признакам:
Психодиагностические ситуации в целом можно различать также с точки зрения того, кто и как будет использовать диагностические данные и какова ответственность психодиагноста в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого.
психологического диагноза или формулирования административного реше-
ния. Эта ситуация типична в использовании психодиагностических данных в
медицине, комплексной психологической экспертизы, по запросу суда, пси-
ходиагностике профессиональной компетентности работника или профпри-
годности по запросу администрации. Психолог выносит суждения о специ-
фических особенностях в области психологии, а уже специалист-смежник
ставит свой диагноз. В этом случае психолог не несет ответственности ни за
диагноз, ни за то, какое именно лечение или действие будет проведено по
отношению к испытуемому.
хологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследования осу-
ществляется специалистом другого профиля. Такова, например, ситуация
психодиагностического обследования к поиску причин школьной неуспе-
ваемости. Диагноз имеет психологический характер, а работу по его реали-
зации в жизнь проводят учителя, родители, другие воспитатели.
хологического диагноза, а последний служит ему основанием для разработки
путей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики в
условиях психологического консультирования, психотерапии, психокоррек-
ции.
Судебно – психологическая экспертиза.
Справедливость вершимого правосудия при оценке криминального поступка зависит не только от полноты информированности в области юриспруденции, но и от правильной оценки субъекта правонарушения - человека, его индивидуально-личностных особенностей.
Судебно-психологическая экспертиза является самостоятельным видом судебной экспертизы, состоящим в использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления реальных обстоятельств, входящих в процесс доказывания по уголовному делу. Она имеет свой предмет, собственные объекты и методы экспертного исследования.
В предмет судебно-
Объектами судебно-психологической
экспертизы служат источники информации
о психической деятельности человека
- результаты экспериментально-
Методы судебно-
В процессе судебно-психологической экспертизы психолог-эксперт, используя свои специальные познания и методы, получает новые факты, необходимые для установления объективной истины по делу. В качестве объекта такой экспертизы выступает психическая деятельность подэкспертного лица (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего) в юридически значимых ситуациях. Предмет исследования судебного психолога-эксперта — закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.
Основой производства судебно-психологической экспертизы является психодиагностическая деятельность эксперта. Потребность в применении специальных психологических познаний появляется у судебно-следственных органов именно тогда, когда они не могут доступными им средствами получить объективные данные об особенностях психической деятельности человека, имеющих значение для принятия судебного решения, и которые могут быть получены только в результате психодиагностического исследования, проведенного профессиональным психологом.
Полноценное планирование психодиагностического исследования требует четкого понимания структуры и этапов взаимодействия эксперта-психолога с органом, назначившим экспертизу, с одной стороны, и с подэкспертным лицом - с другой.
На первом этапе определяется
задача психодиагностического
Экспертные психологические выводы формулируются на языке юридических критериев, которые результируют психодиагностическое исследование способности лица к осознанию и регуляции определенного вида деятельности и в то же время являются правовыми понятиями, встроенными в уголовный и уголовно-процессуальный кодекс. Основой же формулирования экспертного вывода на языке юридического критерия является психодиагностическое исследование психологических закономерностей и механизмов, которое описывается в заключении эксперта-психолога в узкопрофессиональной терминологии, которая может быть и малопонятной людям, не обладающим познаниями в психологии, но позволяет суду, как отмечает И.А. Кудрявцев, проверить фактическую и научную обоснованность экспертного заключения по внутреннему убеждению, путем привлечения иных специалистов или повторных экспертиз.
На втором этапе производства экспертизы психолог выделяет предмет исследования, т.е. уясняет, какое явление необходимо диагностировать.
В общем случае предмет
психодиагностического
Эксперт-психолог имеет право делать экспертные выводы, касающиеся тех обстоятельств, относительно которых не было задано вопросов, - очевидно, что выделение этих обстоятельств, подлежащих экспертному исследованию, также является прерогативой самого эксперта-психолога и должно основываться на его опыте, степени владения специальными познаниями в психологии и анализе материалов уголовного дела.
Кроме того, выделение предмета
психодиагностического
На третьем этапе планирования производства экспертизы решается самый важный вопрос: как именно исследовать подэкспертное лицо, какие методы применить в конкретном экспертном исследовании?
Эксперт-психолог должен четко
представлять возможности используемых
психодиагностических методов, и в
первую очередь - направленность метода,
а также особенности техники,
процедуры
Информация о работе Роль психодиагностических исследований в ситуациях экспертизы