Роль психодиагностических исследований в ситуациях экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:45, реферат

Краткое описание

Рассматривая психодиагностику в отношении с клинической психологией, стоит обратить внимание на такой важный аспект психологической диагностики как ситуация экспертизы, рассмотрение которой также является и одной из задач психодиагностики.
Существует множество видов экспертиз, но в своей работе я привожу особенности лишь трех из них:
 Судебно – психологическая экспертиза;
 Трудовая экспертиза;
 Военная экспертиза.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………..3
2. Психодиагностические ситуации.…………………………………………4
3.Судебно – психологическая экспертиза……………………………………7
4.Военная экспертиза…………………………………………………………16
5.Трудовая экспертиза………………………………………………………..21
6.Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика.docx

— 55.93 Кб (Скачать файл)

 

 

Трудовая экспертиза.

 

Трудовая экспертиза —  это определение специалистами  пригодности человека к труду  по конкретной профессии. 
Пригодность к тому или иному виду труда (профпригодность) обусловливается: возрастом; состоянием здоровья; уровнем подготовленности; наличием необходимых знаний, навыков и умений; призванием как совокупностью нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии. Но зависит она и от социальных условий, и от пола свидетельствуемого. 
В каждой профессии все перечисленные условия своеобразны, поэтому цели и формы трудовой экспертизы различны. Для экспертизы привлекаются различные специалисты и организации: врачи, психологи, педагоги, инженеры и другие специалисты, приемные комиссии, отделы кадров, вербовщики рабочей силы, военкоматы, врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), военно-врачебные комиссии (ВВК), комиссии по отбору машинистов локомотивов, шоферов, шахтеров и т. д. 
Трудовая экспертиза независимо от ее организационных форм решает следующие общие вопросы: 1) может ли данный человек начинать выполнение определенной работы; 2) может ли он продолжать работать в занимаемой им должности; 3) на какой работе данного человека лучше использовать; 4) если произошел несчастный случай, то в какой степени он зависел от особенностей работника и не была ли, в частности, сделана ошибка при допуске его к работе.

 Значение психологического  аспекта врачебно-трудовой экспертизы (или психологической трудовой  экспертизы, по Платонову) постоянно  возрастает. Во-первых, в связи с  увеличением числа лиц, проходящих  этот вид экспертизы, из-за продолжающегося  ухудшения социально-экономического  положения и экологической обстановки  в стране и, во-вторых, в связи  с пониманием этого вида экспертизы как одного из основных звеньев и этапов социально-трудовой реабилитации. В современных лечебно-реабилитационных программах определение профессиональных возможностей и рациональное обучение (переобучение) и трудоустройство больного приобретают существенную роль в его судьбе. Не случайно поэтому ряд авторов включают в психологическую трудовую экспертизу профориентацию, профконсультацию, профотбор, профподбор и трудоустройство инвалидов. Поэтому, как теоретически, так и практически, психологическая трудовая экспертиза выходит за рамки клинической психологии, являясь разделом самостоятельной отрасли психологии — психологии труда. Но и это имеет свои обоснования: исторически психологическая трудовая экспертиза во всех своих формах проводится в единстве с врачебно-трудовой и военно-врачебной экспертизой. Существует и другая тенденция — сузить понятие врачебно-трудовой экспертизы. Так, медицинскую профконсультацию не считают частью врачебно-трудовой экспертизы, хотя и признают ее большое значение и связь с психологией труда. Психические особенности в пределах так называемой нормы при врачебно-трудовой экспертизе не принимают во внимание; склонность к той или иной профессии, призвание к определенному виду труда, интеллектуальные способности, волевой и эмоциональный профиль человека — всему этому не придают или почти не придают роли при установлении трудоспособности. Едва ли с этим можно согласиться, учитывая роль трудоспособности в системе жизненных отношений личности и ее становлении. На значение личностных особенностей свидетельствуемого, направленности установки индивида, его психических качеств при проведении врачебно-трудовой экспертизы в свое время указывал еще Марциновский.

При врачебно-трудовой экспертизе наиболее важным аспектом деятельности клинического психолога является получение  объективных данных для функционального диагноза, составляющего основу экспертного заключения. Значение последнего трудно переоценить. От него зависит не только характер трудовой деятельности, но во многом и будущий жизненный путь больного, поскольку правильное определение профессиональных возможностей и рациональное трудоустройство (как и адекватно ориентированное профессиональное обучение) являются существенными факторами клинического и социального восстановления. Как и в других случаях функциональной диагностики, психолог в своем заключении обращает внимание не только на пораженные, но и на сохранные функции с точки зрения возможностей компенсации дефекта в той или иной трудовой деятельности. Психофизиологическая оценка характера предстоящей деятельности здесь также имеет большое значение. Важную роль играет оценка выносливости в труде, быстроты и характера утомляемости, лабильности волевого усилия. Особое место занимает изучение социально-трудовых установок больного, индивидуальных склонностей. Необходим, с одной стороны, учет отношения больного к своему заболеванию, субъективная оценка им степени своих трудовых возможностей, с другой — отношения больного к известным ему профессиям, его личной социально-трудовой направленности и возможностей ее коррекции.

Взаимопроникновение различных  отраслей знания и необходимость  комплексного решения почти любого вопроса как медицинской, так  и психологической трудовой экспертизы хорошо иллюстрируется на примере медико-психологической  профориентации и профконсультации подростков. Они тесно связаны с педиатрией и школьной гигиеной. Для школьных врачей важнейшим является учет состояния здоровья школьников и изучение их способностей к труду. Для школьного психолога главной является система комплексной профконсультационной работы с подростками. Конечно, вопросы профконсультации не могут решаться без совместной работы с врачами и педагогами. Поскольку основными принципами врачебно-трудовой экспертизы, полностью относящимися и к медико-психологической экспертизе, являются профилактическая направленность и установка на социально-трудовую реабилитацию больных, деятельность клинического психолога, участвующего в проведении врачебно-трудовой экспертизы, обоснованно приобретают психогигиеническую и психопрофилактическую направленность.

Войтенко и Филомафитский, указывая, что ситуация врачебно-трудовой экспертизы в психологическом плане значительно отличается от обычной лечебно-диагностической ситуации «врач — больной», обращают внимание на следующие ее особенности: 1) установку индивида, проходящего экспертизу; 2) установку самого эксперта; 3) особенности контакта в процессе экспертизы при вынесении экспертного заключения и даче трудовых рекомендаций. Поскольку экспертиза трудоспособности, помимо медицинской, всегда имеет и психосоциальную направленность, то отношение к ней и установки не только свидетельствуемого, но и эксперта имеют также выраженный социальный характер. Установки свидетельствуемого могут быть направлены не только на улучшение своего физического состояния, но и на повышение социально-психологического статуса (признание инвалидом войны или установление связи инвалидности с трудовым увечьем). Поэтому при выборе мер психотерапевтического воздействия врач-эксперт должен особенно подчеркнуть социально-психологические последствия установления группы инвалидности. Это может иметь важное значение на дальнейших этапах социально-трудовой реабилитации. Особую роль, как подчеркивают авторы, играет психотерапевтический подход и психологический контакт со свидетельствуемым при вынесении экспертного заключения и трудовых рекомендаций. Признание (или непризнание) свидетельствуемого инвалидом влечет за собой комплекс психологических стрессовых факторов, которые могут приводить к состоянию фрустрации, потере перспективы, изменению самооценки и уровня притязаний личности.

Понимание экспертом возникающей  перед свидетельствуемым совокупности социально-психологических проблем  требует от врача тщательного  анализа особенностей личности обследуемого, его мотивов, ценностей и идеалов, анализа всей совокупности медико-биологических (диагноз, форма, тип течения, прогноз  заболевания) и социальных (образование, профессия, специальность, вид и  условия труда) факторов. Только в этом случае объявление экспертного заключения носит действительно психотерапевтический характер и становится важной формой реабилитационного воздействия.

Лишь тщательный анализ ценностных ориентаций, отношений, мотивов поведения, личностных особенностей человека, проходящего  экспертизу, позволяет вскрыть неосознаваемое, недостаточно осознаваемое (например, при «бегстве в болезнь» пациента с неврозом (F40-F48)) или вполне осознаваемое установочное поведение (аггравация, симуляция, диссимуляция). Психолог должен помочь так провести экспертизу, чтобы, с одной стороны, соблюдались права, гарантированные больным и инвалидам со снижением трудоспособности Законодательством, но, вместе с тем, чтобы удовлетворение интересов больного не осуществлялось за счет общества.

Заключение психолога, участвующего в экспертизе трудоспособности, должно содержать данные о нарушенных и  сохранных функциях, с точки зрения возможностей компенсации дефекта  в той или иной степени в  условиях выполнения прежней работы (с определенными профрекомендациями или при переобучении).

В настоящее время возрастает роль психолога при проведении экспертизы трудоспособности лиц, направляемых для  работы в условиях эмоциональной  напряженности и в экстремальных условиях (космос, глубины океана, Арктика и Антарктика и др.). Наряду с обычно учитывающимися в этих случаях психофизиологическими характеристиками, оценками выносливости в труде, быстроты и характера утомляемости, лабильности волевого усилия, современная экспериментальная психология располагает возможностями дополнить эти данные представлениями о стрессовой и фрустрационной толерантности обследуемого, используя специальные тесты и ситуацию естественного или моделируемого эксперимента. Конечно, важную роль играет учет отношения и установок испытуемого применительно к деятельности в указанных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Всё вышесказанное приводит нас к выводу о том работа психодиагноста в области экспертиз, является важнейшей сферой деятельности практического психолога.

Работа психодиагноста в судебной психолого-психиатрической практике открыла новые горизонты в исследовании личностных особенностей, лежащих в основе криминального поведения, позволила значительно повысить эффективность работы психологов при решении сложных проблем, связанных с уточнением диагноза, с разработкой критериев вменяемости, при распознавании физиологического аффекта, а также при выявлении симулятивных тенденций.

Роль военно-врачебной  экспертизы в целом и участия  в ее проведении клинического психолога  в современных условиях значительно  возрастает. Многосторонний кризис веры, изменение общественного сознания значительной части населения, перемена отношения к армии в связи  с распространением «неуставных» отношений  — привели к резкому увеличению числа лиц, пытающихся уклониться от военной службы. Ухудшение здоровья населения является причиной существенного  уменьшения числа потенциальных  призывников, которые, пройдя военно-врачебную  комиссию, могут быть направлены для  несения военной службы (без опасения возврата по состоянию здоровья). Поэтому  необходимо качественное проведение военно-врачебной  экспертизы, что практически невозможно без участия клинического психолога.

Значение психодиагностического аспекта психологической трудовой экспертизы, постоянно возрастает. В связи с увеличением числа лиц, проходящих этот вид экспертизы, из-за продолжающегося ухудшения социально-экономического положения и экологической обстановки в стране, а также, в связи с пониманием этого вида экспертизы как одного из основных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008

  1. Каргин, М. И. Основы психодиагностики : учебное пособие /Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2008. – 151 с.
  2. Карвасарский Б. Д., Клиническая психология, СПб: Питер, 2006 -  960с. (Серия: Национальная медицинская библиотека)
  3. Клиническая психология. Словарь / под ред. Н.Д. Твороговой // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с
  4. Основы психодиагностики : учебно-методический комплекс для спе-циальности 030301.65 Психология / автор-составитель Н.В. Зоткин. – Самара : Изд-во «Универс групп», 2007. – 208 с.
  5. Романова Е. С. Психодиагностика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с: ил. —  (Серия «Учебное пособие»).
  6. Сафуанов, Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - М., 2005. –с.259
  1. Собчик Л.Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руководство Боргес, 2007

 

 

 

 


Информация о работе Роль психодиагностических исследований в ситуациях экспертизы