Роль психодиагностических исследований в ситуациях экспертизы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:45, реферат

Краткое описание

Рассматривая психодиагностику в отношении с клинической психологией, стоит обратить внимание на такой важный аспект психологической диагностики как ситуация экспертизы, рассмотрение которой также является и одной из задач психодиагностики.
Существует множество видов экспертиз, но в своей работе я привожу особенности лишь трех из них:
 Судебно – психологическая экспертиза;
 Трудовая экспертиза;
 Военная экспертиза.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………..3
2. Психодиагностические ситуации.…………………………………………4
3.Судебно – психологическая экспертиза……………………………………7
4.Военная экспертиза…………………………………………………………16
5.Трудовая экспертиза………………………………………………………..21
6.Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Психодиагностика.docx

— 55.93 Кб (Скачать файл)

Классификация психодиагностических методов по процедуре исследования:

а) Биографический метод. В деятельности эксперта-психолога данная процедура предстает в виде психологического анализа уголовного дела и приобщенных к нему материалов и включает в себя элементы контент-анализа и герменевтики.

Психологический анализ материалов уголовного дела состоит из следующих  основных компонентов:

  • изучение объективного анамнеза жизни подэкспертного лица - по документам, отражающим его жизненный путь; показаниям родственников, друзей, сослуживцев и т.п.; по медицинской документации (истории болезни, медицинские карты, акты судебно-психиатрической экспертизы и др.);
  • изучение субъективного анамнеза жизни - по показаниям подэкспертного лица, по данным клинико-психологической беседы;
  • изучение динамики психической деятельности подэкспертного лица в интересующий судебно-следственные органы период времени - по показаниям свидетелей; по показаниям подэкспертного лица во время следствия и судебного разбирательства (в случае, когда подэкспертный является обвиняемым или подсудимым - и из явки с повинной и чистосердечного признания); из следственных экспериментов и выхода на место происшествия; из материалов других экспертиз (в первую очередь - судебно-медицинских и судебно-психиатрических).

б) Наблюдение. Включает в себя наблюдение подэкспертного во время проведения экспертизы, а также просмотр различных видеоматериалов (если имеются видеозаписи допросов, выхода на место происшествия).

в) Диалоговые методы. Основной диалоговый метод - это беседа, которая при обследовании несовершеннолетних и малолетних подэкспертных (свидетелей, потерпевших по делам об изнасилованиях) может дополняться различными игровыми интерактивными методами.

г) Объективные тесты. Характеризуются наличием правильных или нормативных ответов. В деятельности эксперта-психолога обычно используются психометрические методы (типа тестов Векслера, Равена), позволяющие измерить уровень интеллектуального развития, и классические патопсихологические методы исследования познавательных процессов - внимания, памяти, мышления (10 слов, Опосредованное запоминание по Леонтьеву, Пиктограмма, Классификация предметов, Исключение понятий, Исключение предметов, Сравнение понятий, Аналогии, Счет по Крепелину, Проба Бурдона, Отсчитывание, Таблицы Шульте и др.), с акцентом на качественный анализ данных, отличающихся от нормативных.

д) Стандартизированные самоотчеты.

  • Тесты-опросники. Опросники могут основываться на клини-ко-психологической типологии личности (MMPI), типологии черт личности (16-факторный опросник Кеттелла), характера (опросник Шмишека, ПДО А.Е. Личко), темперамента (опросник Стреляу, EPI Айзенка), отдельных черт личности и психических состояний (опросник субъективной локализации контроля Роттера, агрессии Басса-Дарки, тревожности Спилбергера и др.).
  • Субъективное шкалирование. Чаще всего в судебно-психологической экспертизе применяют шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн или более сложные техники выявления личностных конструктов по Келли (репертуарные решетки и др.).

е) Проективные техники.

  • Классическая словесная апперцепция. От испытуемых требуется дать вербальное описание достаточно неструктурированного неопределенного стимульного материала или составить на его основе рассказ (ТАТ, тест Роршаха, тест руки Вагнера и др.).
  • Проективное предпочтение. Методы, основанные на выборе испытуемым одного или нескольких из предлагаемых стимулов (цветовой тест Люшера, тест Сцонди, цветовой тест отношений А.Эткиндаидр.).
  • Рисуночные тесты. Чаще всего используются рисунок человека, несуществующего животного, семьи. Применяется достаточно унифицированная стандартизированная схема интерпретации. Эффективен при работе прежде всего с малолетними и несовершеннолетними испытуемыми.
  • Полупроективные тесты. К ним можно отнести тест Розенцвейга, методы незаконченных предложений, Пиктограмму.

ж) Анализ продуктов спонтанного творчества. Применяется в тех случаях, когда в распоряжении эксперта-психолога есть рисунки, картины, литературные произведения подэкспертного.

Классификация методов по объекту психодиагностики:

  • а) Индивидуально-психологические особенности:
    • - Темперамент (опросник Стреляу, опросник Айзенка).
    • -Характер (опросник Шмишека, ПДО).
    • - Черты личности (опросник Кеттелла).
    • - Интегративные типы личности (MMPI).
  • б) Отдельные психические функции (патопсихологические методы исследования внимания, памяти, мышления).
  • в) Функциональные и эмоциональные состояния (тест Люшера).
  • г) Интеллект (тест Векслера, матрицы Равена и др.).
  • д) Самосознание и самооценка (Репертуарные решетки Келли, шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн).
  • е) Ценности, социальные установки (тест Рокича).
  • ж) Эмоционалъно-мотивационная сфера (ТАТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга и др.).
  • з) Саморегуляция (методика "Уровень притязаний" Хоппе, субъективная локализация контроля Роттера).

При выборе конкретных методов  психодиагностики важно учитывать  и такую характеристику тестов, как  экологическая репрезентативность, т.е. приближенность эксперимента к  реальным условиям существования человека.

Основные этапы психологического исследования при производстве судебно-психологической  и комплексных с нею экспертиз  можно представить в виде следующей  обобщенной схемы:

1. Четкое уяснение фабулы  дела. Эксперт-психолог реконструирует  временную последовательность событий,  используя все имеющиеся в  деле показания (обвиняемого,  свидетелей, потерпевших), материалы  выхода на место происшествия  и следственных экспериментов,  а также данные судебных экспертиз.  Существенно облегчает понимание  динамики ситуации и поведения  подэкспертного текст обвинительного заключения, если оно имеется в уголовном деле.

2. Психологический анализ  индивидуально-психологических особенностей  подэкспертного по уголовному делу и приобщенным к нему материалам.

3. Психологический анализ  динамики психического состояния  и психической деятельности подэкспертного по материалам дела.

4. Проведение клинико-психологической  беседы и экспериментально-психологического  исследования с одновременным  наблюдением подэкспертного.

5. Сопоставительный анализ  данных психологического изучения  уголовного дела, данных беседы, наблюдения и результатов экспериментального  исследования.

6. Анализ взаимодействия  личности подэкспертного с юридически значимой ситуацией, исследования особенностей отражения, осознания, понимания, смыслового восприятия ситуации, произвольной волевой регуляции своих действий, контроля своего поведения, прогностических возможностей, степени опосредованности действий и других регуляторных психологических механизмов - с учетом индивидуально-психологических возможностей, эмоционального и функционального состояния, особенностей уровня психического развития, психических расстройств.

7. Составление заключения  с формулировкой экспертных выводов  (ответов на вопросы судебно-следственных  органов).

Опыт использования психодиагностики в судебной психолого-психиатрической  практике открыл новые горизонты  в исследовании личностных особенностей, лежащих в основе криминального  поведения, позволил значительно повысить эффективность работы психологов при  решении сложных проблем, связанных  с уточнением диагноза, с разработкой  критериев вменяемости, при распознавании  физиологического аффекта, а также  при выявлении симулятивных тенденций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Военная экспертиза.

 

Роль военно-врачебной  экспертизы в целом и участия  в ее проведении клинического психолога  в современных условиях значительно  возрастает. Многосторонний кризис веры, изменение общественного сознания значительной части населения, перемена отношения к армии в связи  с распространением «неуставных» отношений  — привели к резкому увеличению числа лиц, пытающихся уклониться от военной службы. Ухудшение здоровья населения является причиной существенного  уменьшения числа потенциальных  призывников, которые, пройдя военно-врачебную  комиссию, могут быть направлены для  несения военной службы (без опасения возврата по состоянию здоровья). Поэтому  необходимо качественное проведение военно-врачебной  экспертизы, что практически невозможно без участия клинического психолога.

Круг задач, решаемых клиническим  психологом при военно-врачебной  экспертизе, в основном соответствует  тому при обычной психидиагностике. Результаты психологического исследования используются для установления или, напротив, исключения прежде всего психических заболеваний, наличие которых несовместимо с военной службой. Часто это дифференциальная диагностика между нераспознанными до экспертизы олигофренией (F70-F79) и внешне сходными состояниями, обусловленными неблагоприятными прижизненными влияниями: низким культурным уровнем семьи, в которой воспитывался освидетельствуемый, педагогической запущенностью и др. Трудными в экспертном плане могут быть случаи несвоевременной диагностики психопатий и патологических развитий личности (F60-F69), современных неврозо- и психопатоподобных форм шизофрении (F21) и ларвированных форм других нервно-психических заболеваний.

Военно-врачебная экспертиза, как правило, производится в условиях психиатрического учреждения, и работа клинического психолога существенно  не отличается в этих случаях от той, которая выполняется им обычно в процессе психиатрической диагностики. Два обстоятельства придают своеобразие  психологическому исследованию при  проведении этого вида экспертизы. Одно из них связано с нередкой заинтересованностью испытуемого  в содержании экспертного решения  и возможностью установочного поведения  с тенденцией к аггравации или  диссимуляции. При этом оказывается  необходимым выявление структуры, характера и степени действительных нарушений, маскируемых притворным поведением. С другой стороны, сама экспертная ситуация, как и предшествовавшие ей события жизни, неизбежно вызывают особое эмоциональное состояние, требующее  учета при проведении исследования и интерпретации его результатов. Последнее обстоятельство вызывает необходимость соотнесения обнаруживаемых особенностей психики с характером содеянного (если оно относится к периоду прохождения военной службы), с особенностями психологической структуры той деятельности (действия), в отношении которой проводится экспертиза. Здесь требуется экспериментально-психологический анализ различных сторон психической деятельности, которые могут не играть диагностической роли и не иметь никакого значения для терапевтических решений, а клинико-психологический метод может быть недостаточно адекватным инструментом исследования.

Одним из вопросов на решение которого направлена военная экспертиза, является вопрос о годности к военной службе. Практически он распадается на две проблемы: интеллектуальная диагностика (наличие олигофрений или иных психических состояний, связанных со снижением интеллекта) и воспрос о наличии личностных девиаций, которые в зависимости от степени выраженности могут препятствовать службе в Вооруженных Силах. Отсюда рациональнее было бы ставить вопросы к психологу:  
1) годен ли подэкспертный к военной службе по состоянию познавательных процессов? 
2) Каковы характерологические и личностные особенности подэкспертного, не препятствуют ли они службе в Вооруженных Силах? 
В МКБ-10 специально указывается, что коэффициент интеллекта является только составной частью диагноза умственной отсталости, а не определяющей, поэтому в заключении психолога по военной экспертизе IQ также не следует указывать, чтобы не входить в противоречие с ранее изданным и до сих пор не отменённым нормативным актом Минобороны. 
В данном вопросе эксперта- психолога интересует порог легкой дебильности и пограничной умственной отсталости, критерии разграничения которых были уже ранее подробно рассмотрены. Но следует учесть, что при наличии пограничной умственной отсталости у индивида могут иметься такие особенности нейродинамики, как чрезмерная торпидность нервно-психических процессов (нередко встречающаяся в рамках эпилептоидного типа характера), как легкие органические изменения аттентивно-мнестических процессов, слабо проявляющиеся в жизни, но свидетельствующие о последствиях ранее перенесенных черепно-мозговых травм или иных органических вредностях. Такое сочетание (пограничная умственная отсталость и нарушения нейродинамики) способствуют трудностям адаптации в армейских условиях, предъявляющих повышенные требования не только к физическим, но и к психофизиологическим возможностям индивида. Отсюда следует, что даже при отсутствии интеллектуальных нарушений в патопсихологическом обследовании обязательно исследование нейродинамики с последующим ее описанием в заключении. При наличии умеренно выраженных органических изменений аттентивно-мнестических процессов следует назначить консультацию психиатра и невропатолога для исключения резидуально-органического поражения ЦНС любого генеза. Также пограничная умственная отсталость может сочетаться с характерологическими особенностями, не достигающими степени психопатии, но выраженными в степени акцентуации. Такие сочетания следует особенно тщательно рассматривать, поскольку оба явления ни по отдельности , ни вместе не являются категорическим противопоказанием к службе в армии. Тем не менее, как показывает практический опыт,особенно посмертных судебно-психологических экспертиз, сочетание невысокого интеллекта с акцентуациями астенического круга (сензитивная, психастеническая, астено-невротическая) часто является значительным дезадаптирующим фактором.  
Все призывники проходят первичную психиатрическую диагностику у психиатра в РВК, который при наличии данных, вызывающих сомнение в психическом здоровье (указание на инфериорный интеллект, на органические вредности в анамнезе, выраженные поведенческие нарушения и суицидальные тенденции) может направить допризывника или призывника на окончательную диагностику в психиатрическую больницу, где производится развернутое психолого-психиатрическое обследование. Одновременно все призывники работают в психофизической лаборатории РВК, где им предъявляется обширный набор тестов. В итоге они разбиваются на четыре группы и входящие в последнюю (четвертую) группу не рекомендуются к службе с оружием (из-за признаков нервно-психической неустойчивости). 
К личностным девиациям в сложившейся психолого-психиатрической практике относятся психопатии, патохарактерологические развития, транзиторные подростковые реакции, психопатоподобные нарушения поведения при психических заболеваниях.  

Информация о работе Роль психодиагностических исследований в ситуациях экспертизы