Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:03, курсовая работа
Сегодня, успех деятельности организации зависит не только от одного лидера, но также от того в какой степени удается использовать потенциал коллектива. В свою очередь, формирование сплоченного, дружного, а главное эффективного коллектива, требует целенаправленного и профессионального отношения со стороны руководителя.
Важно помнить о том, что коллективу на ранних этапах свойственна высокая скорость изменений, и поэтому руководителю необходимо успевать реагировать на быстро меняющиеся условия. Руководитель должен не только создать коллектив, но и «удержать» его. Необходимо создать условия для достижения цели – распределить роли, функции, ответственность, создать систему контроля и мотивации.
Введение 3
1. Трудовой коллектив 4
1.1 Понятие и основные признаки коллектива 4
1.2 Психологические особенности и совместимость работников в коллективе 7
1.3 Сплоченность работников коллектива 10
2. Задачи руководителя в создании успешного коллектива. 12
2.1 Поведение и роль руководителя в создании коллектива 12
2.2 Мотивация сотрудников 14
2.3 Личность руководителя и стили руководства. 20
3. Стадии создания успешного и сплоченного коллектива 26
Заключение 29
Список литературы 30
6. Интерес и вызов. Стремление
добиваться значительных
Если сложившаяся на работе ситуация удовлетворяет потребности работника, открывает перед ним возможности самореализации, для него характерна удовлетворенность своей работой, которая в значительной степени определяет эффективное трудовое поведение.
Каковы должны быть принципы организации труда, в максимальной степени мотивирующие персонал?
Ниже перечислены 15 признаков системы мотивации персонала к труду:
1. Любые действия должны быть осмысленными. В первую очередь это относится к тому, кто требует действия от других.
2. Большинство людей испытывают
радость от работы, отвечая за
нее, удовлетворяя свою
3. Каждый на своем рабочем
месте хочет показать, на что
он способен. Он хочет доказать
свои способности и свою
4. Каждый стремится выразить
себя в труде, узнать себя
в каких-то результатах, иметь
доказательство того, что он может
что-то сделать. Это «что-то»
по возможности должно
5. Практически каждый имеет
собственную точку зрения на
то, как можно улучшить свою
работу, ее организацию. Он хочет
реализовать свои цели и не
боится санкций. Он
6. Людям нравится ощущать свою значимость. Каждый сотрудник знает, как важен его труд для общего успеха.
7. Каждый человек стремится к успеху. Успех – это реализованные цели. У сотрудников выработаны цели, достижение которых поддается измерению по уровню и срокам выполнения.
8. Успех без признания
приводит к разочарованию.
9. По тому, каким способом,
в какой форме и с какой
скоростью сотрудники получают
информацию, они оценивают, какова
их реальная значимость в
10. Сотрудники негативно
относятся к тому, чтобы решения
об изменениях в их работе
и рабочих местах, даже если
эти изменения позитивны,
11. Каждому требуется информация
о качестве собственного труда.
12. Для всех нас контроль
со стороны неприятен. Каждая
работа выигрывает от
13. Большинство людей стремится
в процессе работы приобрести
новые знания. Повышенные требования,
дающие шанс дальнейшего
14. Сотрудники остро реагируют, если их старания и полученные результаты приводят только к тому, что их еще больше загружают. Особенно, если это никак не компенсируется в денежном отношении. Так «убивают» инициативу.
15. Имеется свободное
Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Одной из составляющих функций управления является лидерство. Стиль руководство отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу. Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.
Существуют четыре вида моделей организационного поведения:
Авторитарная модель – данный подход обуславливает жесткий контроль менеджмента над трудовым процессом. Внимание к работнику как к человеку отсутствует, его заставляют работать при помощи унижений и угроз. Работники ориентированы на подчинение руководителю, в силу чего возникает психологическая зависимость от начальника, власть которого почти абсолютна. Эта модель не предполагает вербальной обратной связи подчиненного с начальником, хотя работник и хотел бы иногда высказаться. Отсутствие «права голоса» вызывает порой чувство неуверенности, разочарования, агрессии по отношению к менеджменту. Принципиально слабой стороной модели являются высокие темпы износа людей.
Модель опеки – ставит своей целью развитие у работников чувства удовлетворенности трудом и ощущения безопасности для того, чтобы снизить уровень агрессии и повысить качество трудовой жизни (основа утверждения авторитета – патернализм). Усилия руководства направлены на обеспечение выплаты заработной платы и предоставления льгот работникам.. Эффективность модели опеки лишь не на много превосходит показатели производительности, достигаемые при авторитарном подходе. Успех модели опеки зависит от экономических ресурсов. Физические потребности работников удовлетворены, в качестве основного мотивирующего фактора рассматривается потребность в безопасности. Опека приводит к усилению зависимости работника от организации. (По мере уменьшения личной зависимости работника от руководителя возрастает подчиненность организации).
Поддерживающая модель –
базируется на принципе поддерживающих
взаимоотношений Ренсиса
Коллегиальная модель – успех
этой модели определяется возможностью
формирования у работников чувства
партнерства, ощущения своей необходимости
и полезности. Когда сотрудники видят,
что менеджеры вносят свой вклад
в достижение общей цели, они как
бы принимают руководителей в
свой круг, с уважением относятся
к выполняемым ими ролям. Управление
ориентировано на командную работу,
когда к руководителю относятся
как к тренеру, который создает
команду-победительницу. Реакция работников
на такую ситуацию – чувство ответственности,
когда рабочее задание
Опираясь на ситуационную модель Херси – Бланчарда, можно выявить четыре группы объединения в них людей, и в зависимости от этого подобрать правильную модель организационного поведения, а также выбрать правильные источники власть для руководителя, что поможет ему успешно сплотить коллектив, и добиться от него максимум эффективности.
1. Неспособная и не желающая
работать группа. Состав группы
обычно различен по
2. Восприимчивая, но неспособная
работать группа объединяет
3. Восприимчивая и частично
способная работать группа. Группа
лиц, обладающих определенными
базовыми навыками и способных
обеспечить средний уровень
4. Полностью способная
и желающая выполнять работу
группа. Имеет наивысший уровень
квалификации, навыков, качества
и производительности. Люди, входящие
в группу, обладают позитивным
и ответственным отношением к
работе и организации. В
К личным качествам руководителя, можно отнести следующее:
1. Выдержка. Руководитель должен, прежде всего, уметь сдерживать проявления своего настроения, никогда не терять самообладания. Сильный, оптимистически настроенный человек и в окружающих вселяет спокойствие и уверенность в успехе дела, заражает энтузиазмом. Неспокойный, нервозный руководитель зря дергает и нервирует себя и подчиненных, часто портит им настроение с самого начала рабочего дня, и тем больше, чем сложнее обстановка. Невыдержанность одного лишь руководителя причиняет неприятности многим сотрудникам.
2. Вежливость. Руководитель, никогда не допускающий грубость с подчиненными, добивается в работе с ними лучших результатов. Вспыльчивостью, грубостью, криком трудно доказать свою правоту, скорее можно настроить собеседника против себя. Неизменная же вежливость положительно действует на самого нервного и раздражительного сотрудника.
3. Тактичность. Деятельность руководителя как организатора немыслима без тактичного отношения к сотрудникам. Распекая человека, нужно не унижать его, а оставлять ему веру в свои силы. Никогда не следует критиковать ради самой критики.
4. Скромность и непримиримость
к лести. Это необходимое для
каждого руководителя качество.
Подчеркивание своих заслуг, любое
давление авторитетом на
5. Чуткость. Хороший руководитель
знает своих подчиненных не
только по имени, но и по
отчеству, интересуется проблемами,
возникающими в их личной
6. Самокритичность.
7. Самодисциплина. От организации
труда самого руководителя, его
личного примера зачастую
Информация о работе Роль руководителя в создании сплоченного коллектива