Вместе с тем он всё больше
и больше начинает разбираться
в достоинствах и недостатках
других людей, в особенности
своих товарищей, в тесном общении
с которыми формируется его
личность, с которыми он делится своими
мнениями, желаниями, в спорах с которыми
ищет и добивается истины. Критика и самокритика
являются типичными для этого возраста.
Они должны быть направлены в нужную сторону
и не переходит в мелкие распри и обиды.»
Исходя из слов И.С.Кона и
Н.Ф.Добрынина и моих личных
соображений можно подвести итог
о психологическом состоянии
личности юноши. К этому периоду
у него уже достаточно определенны
и стойки особенности характера,
способностей, темперамента. Физически
формирование уже почти закончилось,
но при всём этом появляется
«ценнейшее приобретение - открытие
своего внутреннего мира». Происходит
переход от внешнего управления
к самоуправлению. Как уже было
сказано, для управления необходима
информация, которую юноша начинает
искать в своём внутреннем
мире. Размышляя он начинает понимать,
что у каждого человека должна
быть своя цель в жизни. Для
того, чтобы её добиться, нужно
улучшить себя, развивать в себе
хорошие положительные качества.
Чёткая дифференцированная самооценка
предполагает сравнительно чёткое
осознание и выделение тех
областей, в которых могут быть
достигнуты высокие результаты,
и тех, в которых человек
не может претендовать на высокие
результаты, чёткое выделение своих
сильных и слабых сторон. Старший
школьный возраст - это возраст
интенсивного формирования мировоззрения.
У старшеклассников уже не
только имеется достаточный запас
знаний, но и отчётливо проявляется
стремление и возможность к
их систематизации, упорядочиванию.
В данный период резко возрастает
интерес к теоретическим знаниям,
желание обобщить опущенные факты,
установить общие принципы и
закономерности. Такое положение
подготовлено всем ходом предшествующего
психологического развития, и прежде
всего развитием понятийного
мышления.
5
Высокий уровень развития
самосознания старшего школьника, в
свою очередь, приводит к самовоспитанию.
Как показывают исследования, уже
младшие школьники могут охарактеризовать
свой поступок, но они не в
состоянии установить связи между
своими поступками и особенностями
своей личности. Они объясняют
своё поведение лишь внешними
обстоятельствами. На вопрос: «Почему
ты постоянно нарушаешь дисциплину
на уроке?», они могут ответить
так : «Петя мне рожки показал,
вот я и рассмеялся, а потом
стал рассказывать , как мы в
лес ездили».
Несколько иначе в этом отношении
выглядит подросток, который устанавливает
связь между особенностями личности
и своими поступками. Характерна
мотивировка следующего рода: «
Я боюсь темноты, стараюсь прыгать
через «коня»,потому что у меня
слабая воля.» Однако и у
подростка нет еще обобщенного и устойчивого
мнения о себе. Он еще не может отделить
существенное от несущественного в своем
поведении и характере. Самовоспитание
подростка не принимает самостоятельного
характера, остается ситуативным.
Потребность в самоопределении
побуждает старшего школьника
систематизировать и обобщать
свои знания о себе.
Юноши и девушки стараются,
стремятся глубже разобраться
в своём характере и своих
чувствах, в своих действиях и
поступках, правильно оценивать
свои особенности. Они часто
просят учителей объяснить им:
«как узнать свой характер, что
бы правильно оценить его?»;
«Может ли человек со слабым
здоровьем иметь сильный характер?»;
«Чем объяснить слабость характера
ряда весьма талантливых и
умных люде?»; «Как освободиться
от дурных привычек?».
Однако самовоспитание старших
школьников сталкивается с большими
трудностями, так как этому
возрасту свойственны серьёзные
противоречия. Наиболее типичные
из них:
1.Стремление проявлять
волевые усилия в самовоспитании
и в то же время не всегда
положительное отношение к конкретным
приёмам самовоспитания, который
рекомендуют взрослые;
2.Чуткость, восприимчивость
к нравственной оценке своей
личности со стороны коллектива
и стремление показать равнодушие
к этой оценке, действовать по-своему
(«Подумаешь, дают советы, я и сам
знаю, как жить»);
3.Стремление к идеалу
и принципиальность в больших,
ответственных делах и беспринципность
в малом, незначительном;
4.Желание формировать
стойкость, выдержку, самообладание
и в то же время проявление
детской непосредственности, импульсивности
в поведении, речи, тенденции к
преувеличению собственного горя,
незначительной неприятности.
Несмотря на то, что старшеклассники
более ответственно и планомерно,
чем делают подростки, занимаются
самовоспитанием, они всё же
нуждаются в помощи в этом
отношении со стороны взрослых,
и в первую очередь учителей
и классных руководителей, которые
подскажут каждому воспитаннику,
на что следует обратить внимание
при самовоспитании, как лучше
его организовать. Самовоспитание
не обязательно должно быть
индивидуальным. Можно рекомендовать
старшекласснику объединиться с товарищами,
составить совместный план самовоспитания,
помогать контролировать друг друга.
Роль самооценки в самовоспитании
может быть как положительной,
так и отрицательной. Адекватная
самооценка позволяет правильно
выбрать юноше те личные качества,
которые следует развивать в
себе, воспитывать. Он правильно
будет оценивать свои умственные
и физические способности, не
занижая их и в то же время
не завышая. С помощью этого
новообразования старшеклассник
может выбрать профессию, которая
ему будет интересна, а не
потому что у него хорошие
оценки по этому предмету и
он легко ему даётся. Неадекватная
заниженная самооценка тоже будет
давать положительный результат,
так как юноша будет с большей
строгостью относиться к себе,
с большей настойчивостью добиваться
улучшения своих личных качеств,
искать своё место в жизни.
А вот неадекватная завышенная
самооценка будет давать совсем
противоположный результат по
сравнению с адекватной и неадекватной
заниженной самооценкой.
Завышенная самооценка обнаруживается
в преувеличении своих умственных
способностей и не только. Старшеклассник
готов верить, что в любой умственной
работе он будет на высоте
положения. То же будет и
с успехами в спорте, с признанием
его окружающими, хотя на самом
деле это будет всего каким-то
единичным случаем. Всё это
приведёт к отсутствию стремления
к самовосприятию. Юноша будет
считать, что у него нет недостатков,
а если и есть, то они незначительны
по сравнению с достоинствами.
6
Одной из главных особенностей
подросткового и раннего юношеского
возраста является смена значимых лиц
и перестройка взаимоотношений
со взрослыми.
Из факторов социализации,
рассматриваемых по отдельности, самым
важным и влиятельным была и остается
родительская семья как первичная
ячейка общества, влияние которой
ребенок испытывает раньше всего, когда
он наиболее восприимчив. Семейные условия,
включая социальные условия, род
занятий, материальный уровень, образование
родителей, в значительной мере предопределяют
жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое
дают ему родители, на ребенка воздействует
вся внутренняя атмосфера, причем эффект
этого воздействия накапливается
с возрастом, преломляясь в структуре
личности.
Нет практически ни одного
социального и психологического
аспекта поведения подростков
и юношей, который не зависел
бы от их семейных условий
в настоящем или в прошлом.
Но меняется характер этой
зависимости. Так, если в прошлом
школьная успеваемость ребёнка
и продолжительность его обучения
зависела главным образом от
материального уровня семьи, то
теперь этот фактор менее влиятелен.
Зато огромную роль играет
уровень образования родителей.
Так же сильно влияет на
судьбу подростков и юношей
состав семьи и характер взаимоотношений
между её членами. Неблагоприятные
семейные условия характерны
для подавляющего большинства
так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность
подростка оказывает его стиль
взаимоотношений с родителями, который
лишь отчасти обусловлен их
социальным положением.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников
с родителями складываются обычно
при демократическом стиле воспитания.
Этот стиль в наибольшей степени
способствует воспитанию самостоятельности,
активности, инициативы и социальной
ответственности. Поведение ребёнка
направляется в этом случае
последовательно и вместе с
тем четко и рационально:
родители всегда
объясняют мотивы своих требований
и поощряют их обсуждение подростком;
власть используется
ими в меру необходимости;
в ребёнке ценится
не только послушание, но самостоятельность;
родители устанавливают
правило и твёрдо приводят
их в жизнь, но не считают
себя непогрешимыми;
родители прислушиваются
к мнению ребёнка, но не руководствуются
только его желаниями.
Крайние стили воспитания, независимо
от того авторитарный ли это
стиль, или попустительский, дают
плохие результаты. Авторитарный
стиль вызывает отчуждение у
детей от родителей, чувство
своей незначительности и нежелательности
в семье. Родительские требования,
если они кажутся необоснованными
, вызывают либо протест и агрессию,
либо апатию и пассивность.
Попустительский стиль воспитания
вызывает у подростка ощущение,
что родителям нет до него
дела. Кроме того, пассивные и
незаинтересованные родители не
могут быть предметом подражания и
идентификации, а другие влияния - школы,
сверстников, средств массовой информации
не могут восполнить этот пробел, оставляя
ребёнка без надлежащего руководства
и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Ослабление родительского внимания и
его гипертрофия, способствует формированию
личности со слабым «Я».
Как ни велико влияние родителей
на формирование личности, пик
его приходится не на переходный
возраст, а на первые годы
жизни. К старшим классам взаимоотношения
с родителями давно уже сложились,
и «отменить» эффект прошлого
опыта не возможно.
К старшим классам автономия
в поведении, как правило, уже
достаточно велика: старшеклассник
самостоятельно распределяет своё
время, выбирает друзей, способы
досуга и т.д. В семьях с
более или менее авторитарным
стилем общения эта автоматизация
иногда вызывает острые конфликты.
Добиваясь расширения своих прав,
старшеклассники нередко предъявляют
к родителям завышенные требования,
в том числе и материальные.
Во многих обеспеченных семьях
дети не знают источники дохода
и не заботятся об этом. Почти
девять десятых опрошенных девяти-
и десятиклассников надеются, что
их желания иметь определённые
вещи осуществятся, причём две
трети уверены, что осуществить
эти желания - дело родителей
(«родители купят»). Поведение и
запросы этих старшеклассников
почти автономны, поскольку желания
их совпадают с мнениями родителей
лишь в 10% случаев. Тем не
менее дети уверены, что их
желаниям будет отдано предпочтение.
Степень идентификации с родителями
в юности меньше, чем в детстве.
Хорошие родители, тем не менее
остаются для старшеклассников
важным эталоном поведения. Однако
родительский пример уже не
воспринимается так абсолютно
и некритично, как в детстве.
У старшеклассников есть и
другие авторитеты, кроме родителей.
Чем старше ребёнок, тем вероятнее,
что идеалы он находит не
только в ближнем окружении,
но и в более широком кругу
лиц: общественно-политические деятели,
герои книг, кино и т.д. Зато
все недостатки и противоречия
в поведении близких и старших
воспринимаются остро и болезненно.
Особенно это касается расхождения
слова и дела. Сами старшеклассники
отмечают, что они замечают существенные
расхождения между тем, чему
их учат родители, близкие родственники
и учителя, и тем, как они
поступают в повседневной жизни.
Это не только подрывает авторитет
взрослых, но и является практическим
уроком приспособленчестве и
лицемерия.
«Значимость» для юноше и девушек
их родителей и сверстников
принципиально неодинакова в
разных средах деятельности. Наибольшая
автономия от родителей при
ориентации на сверстников наблюдается
в среде досуга, развлечений, свободного
общения, потребительских ориентаций.
Больше всего старшеклассникам
хотелось бы видеть в своих
родителях друзей и сверстников.
При всей их тяге к самостоятельности,
юноши и девушки остро нуждаются
в жизненном опыте и помощи
старших. Многие волнующие их
темы они вообще не могут
обсуждать со сверстниками, так
как им мешает самолюбие. Семья
же остаётся тем местом, где
подросток и юноша чувствуют
себя наиболее спокойно и уверенно.
На ровне с семьёй можно
поставить и школу, так как
в этом возрасте имеет большое
значение окружение юноши вне
семьи.