Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

самооценка.docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

7

 

          Учение - ведущая деятельность старшеклассника.  Но мотивы учения с возрастом  меняются. Для старшеклассника учёба,  приобретение знаний становится  теперь прежде всего средством  подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех. Старшеклассники  определяют школу более функционально,  как «учебное заведение, где  дают знания и воспитывают  из нас культурных людей».

 

          Круг интересов и общения старшеклассников  всё больше выходит за пределы  школы, делая её только частью, но существенной частью, его окружающего  мира. В средних классах школьников, главные интересы которых сосредоточены  вне школы, сравнительно не  много, и такие факты воспринимаются  как тревожный сигнал. В девятых,  десятых классах это уже статистически  нормальное явление. Школьная  жизнь рассматривается как временная,  имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассники ещё принадлежат  школе, референтные группы, с которыми  он мысленно соотносит своё  поведение , всё чаще находятся  вне её.

 

          Значительно более сложными и  дифференцированными становятся  в юношеском возрасте отношение  к учителям и с учителями.  Как и родители, учитель имеет  в сознании ребёнка несколько  «ипостасей», соответствующих выполняемым  учителем функциям:

 

   замена родителей;

 

   власть, распоряжающаяся  наказаниями и поощрениями;

 

   авторитетный источник  знаний в определённой области4

 

   старший товарищ  и друг.

 

          В принципе старшеклассник готов  удовлетвориться более или менее  специализированными отношениями  интеллектуального порядка. Учитель,  который отлично знает и преподаёт  свой предмет, пользуется уважением,  даже если у него нет эмоциональной  близости с учениками. Вместе  с тем старшекласснику очень  хочется встретить в лице учителя  настоящего друга, причём уровень  его требований к такой дружбе  всегда высок.

 

          Привязанность к любимому учителю  часто имеет характер страстного  увлечения и безоговорочной преданности.  Но таких привязанностей не  может быть много. У большинства  старшеклассников тесная эмоциональная  связь существует с одним - двумя учителями, и с возрастом  этим отношения становятся всё  более избирательными.

 

          Юношеский возраст - не фаза  «подготовки к жизни», а чрезвычайно  важный, обладающий самостоятельной,  абсолютной ценностью этап жизненного  пути. Будут ли юношеский годы  счастливыми и творческими или  же останутся в памяти старшеклассника  как заполненные мелкими конфликтами,  унылой зубрёжкой и скукой, -во  много зависит от атмосферы,  царящей в школе, от его отношений  с учителями.

 

          Психологический последствия школьных  конфликтов иногда очень серьёзны. Преодолеть прошлый отрицательный  опыт очень трудно. Поэтому критические  замечания старшеклассников в  адрес школы требуют самого  серьёзного к себе отношения.

 

          Я сделал вывод, что родители  и учителя, старшее поколение,  более взрослые опытные люди  играют основную роль в развитии  ребёнка, какими были родители  в детстве у ребёнка, их отношение  к нему, таким человек станет  и в юношестве, с тем он  и войдёт в жизнь. Какими  были у него учителя таким  же учителем будет он для  своих детей. Взрослые влияют  на формирование личности ребёнка,  на становление его самооценки  и определение его личностного  «Я».

 

 

 

8

 

          Но это одна сторона , с помощью  которой формируется самооценка. Другая - это окружение сверстников  юноши, которое в этом возрасте  играет особенную роль. Желание  иметь друзей верных и преданных  неизменно открывает список важнейших  жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая среди таковых  даже любовь.

 

          В основе юношеской тяги к  дружбе - страстная потребность в  понимании другого, себя другим  и самораскрытие. Эта потребность,  тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков, которые жадно ищут реального  или хотя бы воображаемого  собеседника.

 

          Для ранней юности типично  идеализация друзей и самой  дружбы. По экспериментальным данным, представление о друге в этом  возрасте значительно ближе к  идеальному «Я» испытуемого, к  его нравственному и человеческому  идеалу, нежели к его представлению  о собственном «Я», а связь  между идеалом испытуемого и  его друга теснее, чем между  его идеалом и образом собственного  «Я».

 

          Для измерения сравнительной  степени психологической близости  испытуемого с ближайшими друзьями  и другими значительными лицами (отец, мать, другие члены семьи,  классный руководитель, любимый  учитель, и другие) были применены  три отдельных показателя: «понимание»  (вопрос: «Насколько хорошо понимает  вас перечисленные лица?»), «доверительность»  (вопрос: «Делитесь ли вы с этими  людьми своими сокровенными мыслями  и переживаниями?»), и «субъективная  лёгкость общения» (вопрос: «Насколько  легко вы себя чувствуете в  общении с перечисленными людьми?»).

 

          Оценки, которые дали юноши и  девушки пониманию их окружающими  людьми, в целом оказались довольно  высокими: почти во всех случаях  они стоят ближе к положительному  полюсу. Однако во всех возрастах,  и у юношей и у девушек,  «ближайший друг» (как правило  - сверстник своего пола) занимает  ведущее положение.

 

          Психологическая близость девятиклассников  с разными значимыми людьми  были изучены и посредством  методики самооценки. Каждый испытуемый  оценивал себя по 16 качествам,  а затем должен был предсказать,  как оценят его по тем же  параметрам мать, отец, ближайший  друг, любимый учитель и одноклассники.  Очевидно, что чем выше предполагаемая  у испытуемого степень понимания  его определённым лицом, тем  ближе будут ожидаемые им оценки  со стороны этого лица к  собственной самооценке. Наибольшее  совпадение оказалось опять-таки  в случае с другом. Более того, друг оказался единственным человеком,  от которого девятиклассник ждёт  более высоких оценок, чем его  собственная самооценка. Это можно  считать косвенным указанием  на то, что одной из ключевых  функций юношеской дружбы является  поддержание самоуважения личности.

 

          Для понимания психологических  отличий дружбы взрослых людей  от юношеской дружбы особенно  важны три момента: относительное  завершение формирования самопознания; расширение и дифференциация  среды общения и деятельности; проявление новых интимных привязанностей.

 

          Образ «Я», который у юноши  ещё только формируется, у взрослого  человека уже сложился в определённую  устойчивую структуру. Жизненный  опыт позволяет ему более или  менее реалистически оценивать  себя, свои достижения и возможности.  Взрослый человек на умеет  соизмерять свои притязания с  потребностями , его сознание  более предметно, менее эгоцентрично, нежели юношеское, поэтому потребность  в психологическом «зеркале»  у него снижается. Функция самопознания, столь важная в юношеской дружбе, теперь отходит на задний план, и дружеское общение в значительной  мере теряет свою исповедальность.  Чтобы разрешить многие проблемы  и трудности, обусловленные преувеличением  собственной уникальности, не похожести  на других, юноше иногда достаточно  сказать вслух, поделиться с  другом. Проблемы, волнующие взрослого  человека значительно сложнее,  простым разговором их не разрешить.  Поэтому его общение с друзьями  имеет более предметный характер.

 

          В юности дружба занимает привилегированное  положение, поскольку она складывается, когда у человек нет ещё  ни собственной семьи, ни профессии,  ни любимой. Единственный «соперник»  юношеской дружбы - любовь к родителям,  но эти чувства находятся в  разных плоскостях. С появлением  новых, «взрослых» привязанностей  дружба постепенно утрачивает  своё привилегированное положение.

 

          Таким образом, в развитии личных  отношений есть свои закономерности. Один вид отношений подготавливает  другой, более сложный, но может  и препятствовать ему. Например  слишком тёплые отношения в  семье, дающие застенчивому подростку  максимум психологического комфорта, иногда тормозят его вхождение  в общество сверстников, где  за положение и понимание надо  бороться. Тесная юношеская дружба  порой также создаёт конфликтные  ситуации. Пример - судьба «последнего  в компании», который настолько  поглощен своими друзьями и  совместной с ними деятельностью,  что не ищет других привязанностей. Его друзья один за другим  влюбляются, женятся, а тот, кто  полнее всего идентифицировался  с группой как целое, остался  один. Он запоздал с переходом  в следующую стадию.

 

 

 

9

 

          Я убедился, что самооценка играет  большую роль в становлении  личности человека. Исходя из  этого я провёл небольшой эксперимент  по выявлению самооценки в  ( классе общеобразовательной школы.

 

          Методика называется уровень  самооценки личности:

 

Ученикам был предложен  ряд качеств личности человека. В  нег входили и моральные и  волевые качества. Ученикам надо было выбрать из них от 10 до 20 качеств  и расположить их в два столбика. В первом столбике эти качества должны быть расположены в том порядке, по убыванию их значимости, в котором  по мнению учеников они должны присутствовать в идеале человека. Во втором столбике эти же качества в самом человеке.

 

          Моя цель заключалась в установлении  уровня самооценки ученика 9 класса  и выявление качеств личности, по которым он оценивает себя  и окружающих.

 

          Предложенные качества:

 

Вдумчивость, упорство, аккуратность, доброта, мнительность, злопамятство, уступчивость, терпеливость, решительность, обаяние, нежность, осторожность, отзывчивость, подвижность, искренность, заботливость, жизнерадостность, рассудительность, сдержанность, сострадание, энтузиазм, настойчивость, застенчивость, гордость, стыдливость, радушие, увлекаемость, восприимчивость, непринуждённость, принципиальность, мечтательность, капризность.

 

          Результаты:

аккуратность 

92%

 

доброта, энтузиазм 

85%

 

жизнерадостность 

77%

 

обаяние, нежность, гордость, терпеливость, настойчивость 

69%

 

решительность, осторожность, заботливость 

62%

 

искренность, рассудительность, сострадательность 

54%

 

подвижность, радушие 

46%

 

вдумчивость, упорство, стыдливость 

38%

 

сдержанность, непринуждённость, мечтательность 

31%

 

отзывчивость, увлекаемость, принципиальность 

23%

 

застенчивость, восприимчивость 

15%

 

мнительность, злопамятность, уступчивость 

8%

 

 

          1.Для идеала:

 

  По важности: первостепенное  место занимают: доброта, искренность,  вдумчивость.

 

 второстепенное место  занимают: аккуратность, упорство, обаяние,  нежность, осторожность, заботливость, жизнерадостность, рассудительность, застенчивость.

 

          2.Для самого себя:

 

  По важности: первостепенное  место занимают: доброта, осторожность, жизнерадостность.

 

 второстепенное место  занимают: решительность, нежность, радушие, сдержанность.

 

          Уровень самооценки подсчитывается  по формуле Спирмена:           , где р - коэффициент корреляции  рангов, представляющий собой количественное  выражение самооценки;

 

                   n - число рассматриваемых качеств;

 

d - разность номеров рангов;

 

                      - обозначение суммы.

 

          при р = 0...0,4 - низкая самооценка,

 

                      0,4...0,7 - средняя самооценка

 

                      0,7 - 1,0 - высокая самооценка.

 

          После обработки данных у меня  получилось, что в классе в  среднем у всех средняя самооценка  и у 3-х завышенная самооценка. Детей с заниженной самооценкой  не было.

 

          Исходя из изложенной теории  я получил данные, которые ожидал. Но для того, чтобы получить  более полную картину о самооценке  в этом возрасте я проведу  социальное исследование. С помощью  него я смогу узнать насколько  адекватна самооценка у юношей  и девушек в данном классе.

 

          Вообще, метод социометрии с латинского  обозначает «общество + измеряю». Это социально психологический  тест, применяемый для оценки  межличностных, эмоциональных связей  в группе.

 

          По теории, у большинства самооценка  должна быть адекватна и совпадать  с выбором, социальным положением  в группе. Самооценка в этом  возрасте довольно адекватна  и устойчива. Хотя, как писал  И.С.Кон юноша всё-таки рассчитывает  на то, что оценки его самого  его же лучшим другом будет  выше, чем его собственная. Я  с этим согласен. Я предполагаю,  что оценки окружающими должны  совпадать с оценкой самого  себя, в моём классе.

 

          Эксперимент проводится в том  же классе. Ребятам предложили  ответить на три вопроса:

Информация о работе Роль самооценки в самовоспитании старших школьников