Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:30, контрольная работа
Правильное воспитание слабовидящего ребенка в семье имеет большое значение для его общего развития. Помогает войти в детский коллектив, в том числе и в школьный, способствует успешности в обучении и имеет немаловажное значение для всей последующей жизни. Родители, имеющие ребенка с неполноценным зрением, обычно очень обеспокоены его будущим. Они думают о том, чем можно ему помочь, как его воспитывать. Перед ними встают разные вопросы: следует ли ограничивать самостоятельное чтение ребенка, а также те виды деятельности, которые связаны с участием зрения? Можно ли позволять ему играть в подвижные игры, заниматься спортом? Много разных вопросов и сомнений возникает у родителей в связи с нарушением зрения у ребенка.
Введение…………………………………………………………….…….…….... 3
Роль семьи в воспитании детей с нарушением зрения……………………...….4
Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением зрения……………………………………………………………………...............6
Учёт родителями возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения……………………………………………………………...11
Значение культуры быта в семье…………………………………………..…...13
Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения……………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………19
Практическая часть…………………………………………………………..….21
Список используемой литературы………………………………………….....24
Детско-родительские отношения в семьях воспитывающих ребенка с нарушением зрения представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Не вызывает сомнения тот факт, что социальная адаптация такого ребенка зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка со зрительной патологией с родителями, что затрудняет усвоения социального опыта, формирования способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей данной категории. Более того, отношения ребёнка с нарушением зрения с окружающими Л.С.Выготский рассматривал как важнейший фактор развития его личности. Из сотрудничества ребёнка с окружающими людьми, из его социального опыта возникают и складываются высшие психические функции» от исхода социальной компенсации, т. е. конечного формирования личности в целом, зависит степень эффективности и нормальности. Таким образом, роль семьи в воспитании и социализации ребенка с нарушением зрения достаточно велика [3].
Как говорят Солнцева, В.З. Денискина, очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии такого ребенка. В работах многих исследователей подчеркивается идея взаимного влияния родителей и проблемного ребенка. С одной стороны, родительское отношение может вызвать различные вторичные нарушения у ребенка, а с другой - детская неполноценность приводит к различным искажениям родительского отношения [3].
Семья, в которой родился ребёнок с нарушением зрения, находиться в условиях психотравматической ситуации. По данным исследования Т.П.Головиной, сообщение о наличии тяжелой зрительной патологии у ребенка вызывает у большинства матерей острые эмоциональные расстройства. В дальнейшем затяжной психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослением ребенка, растет тревога относительно его будущего. Роль родителей детей с нарушением в развитии трудно переоценить и тогда, когда он живет дома, и в силу глубины заболевания или сложившихся жизненных обстоятельств ребенок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто титанические усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако часто им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представления. Общество и родители детей с тяжелыми зрительными нарушениями обязаны делать все возможное, чтобы не только удовлетворять их материальные потребности, но и окружить вниманием и заботой, способствовать их посильному приобщению к жизни [6].
В.М. Сорокин, исследуя характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения, отмечает, что устойчивым компонентом отдаленных эмоциональных переживаний является экзистенциальный кризис, проявляющийся в остром чувстве несамореализованности. Исходным пунктом последнего является ощущение неполноты чувства материнства, его незавершенности и бесконечности (дети так и остаются детьми). Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат семьи, ни и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего ребенка. Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют как социальной адаптации его членов правильное отношение к их особому ребенку, сочувствие и желание оказать ему помощь. (Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина) [2].
Проанализировав работы ученых-тифлологов (М.И.Земцова, Н.Г.Морозова, О.М. Дьяченко, Л.И.Солнцева, В.М.Сретенская, А.И.Зотов, А.Г.Литвак) делаем вывод, что необходимо целенаправленное тифлопедагогическое просвещение родителей ребенка с нарушением зрения, организацию постоянной консультативной помощи специалистов всем членам семьи.
Таким образом, всё выше изложенное даёт нам возможность сделать следующие выводы: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, у родителей меняется взгляд на мир. Отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Трудности, с которыми сталкивается семья, связаны как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества проблем, отличающихся от обычных трудностей. Патогенное влияние данного события особо велико, так как оно имеет далеко идущие, неблагоприятные для семьи и ее членов последствия. Сложности в контакте с ребенком, проблемы воспитания и обучения, невозможность самореализации в нем - все это нарушает воспитательную функцию семьи. Состояние ребенка может восприниматься родителями как препятствие, искажающее удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве. Особые нужды такого ребенка требуют дополнительных материальных затрат. Ситуация «особого» материнства удлиняет период, в течение которого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть удовлетворения материальных потребностей членов семьи ложится на плечи отца. Также искажается функция первичного социального контроля, растягиваясь на неопределенное время. Вырастая, дети не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение [7].
Учёт родителями возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения
Семья является ячейкой общества. Роль семьи в воспитании ребёнка с нарушенным зрением огромна. Важно преодолеть негативное отношение родителей к зрительной недостаточности ребёнка и его возможностям, а также формировать позитивное отношение к будущему своего ребёнка. Большое значение родители должны уделять знаниям возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения и трудностей их воспитания. Неправильное взаимопонимание среди членов семьи может отрицательно сказываться на детях. Основным условием положительных влияний на детей является согласие, разумные взаимоотношения родителей и старших членов семьи (братьев, сестёр). Дети не должны быть свидетелями конфликтов и скандалов в семье. Нарушения и недостатки воспитания в семье является отрицательным психогигиеническим фактором риска. Воспитание ребенка с нарушением зрения должно с самого раннего детства основываться на любви, чуткости и терпении. В то же время не следует жалеть усилий на развитие самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условиях гиперопеки ребенок растет инфантильным, отстает от своих сверстников по развитию и зависит от окружающих [6].
Родительские позиции
по отношению к ребенку с
Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить. Такая жертвенная любовь не приносит ребенку пользы. Ребенок растет привыкшим к опеке, не приспособленным к жизни эгоистом. У такого ребенка не формируются навыки самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной деятельности, характерная для глубоких нарушений зрения, недостаточно развиваются сохранные анализаторы, и в первую очередь осязание. Неадекватной и неблагоприятной для психического развития ребенка является такая позиция родителей, когда с недостатком зрения они смирились, но не принимают уже самого ребенка. Мать считает, что у нее не мог родиться ребенок с нарушением зрения. Произошла роковая ошибка, и она не обязана расплачиваться за чужие ошибки. Ребенок вызывает у нее раздражение. Она психологически отвергает его, мало с ним занимается и старается отдать его на воспитание родственникам или другим лицам. Иногда родители принимают ребенка, но отрицают наличие у него каких-либо особенностей. Казалось бы, в данном случае родители относятся к ребенку, как к здоровому. Но при этом не принимаются в расчет специфические особенности ребенка, поскольку родители не допускают и мысли о том, что они его не вылечат. Чаще подобную позицию занимают родители детей с нарушением зрения, имеющих нарушения интеллекта. Настаивая на отсутствии у ребенка нарушений со стороны интеллектуальной сферы, родители создают ему неадекватные учебные условия, не учитывающие сложный характер его нарушения, что создает перенапряжение его нервной системы и отрицательно сказывается на формирование его личности [4].
Ещё одна из позиций родителей
по отношению к ребенку с
Таким образом, можно сделать вывод, что слепые и слабовидящие дети занимают особое положение в семье. Отношение к этим детям проявляется в сентиментальном детоцентризме, который может привести впоследствии к социальной и психической зависимости от окружающих. Опыт предыдущей жизни не готовит ни мать, ни отца (в подавляющем большинстве) к адекватному отношению к слепому или слабовидящему ребёнку, и родители не знают, как и чему его надо обучать, как с ним общаться. Благоприятный психологический климат в семье положительно влияет на общее психофизическое развитие детей с нарушением зрения [8].
Значение культуры быта в семье
Нельзя все заботы о быте семьи возлагать только на мать, даже в том случае, если она не работает на производстве. Слепые дети не только сами себя обслуживать, но и помогать в домашнем хозяйстве, содержать в порядке свои игрушки, книги и учебные принадлежности, ухаживать за своим платьем, уметь убирать постель и комнату, постирать носовые платки, пришить пуговицы, починить платье, вымыть посуду, сходить в булочную и так далее. Обучать этому ребенка с нарушением зрения нужно с раннего детства. Дети делают для себя и других членов семьи не только то, что интересно, но и то, что нужно. Что является обязанностью, такой принцип должен господствовать в семье. Нельзя воспитывать трудолюбие только беседами о труде. Нужно, чтобы дети сами посильно трудились, только тогда они смогут ценить труд. Конечно, установление такого порядка требует от родителей больших усилий и затраты времени. Родители должны каждый час своего общения с ребенком использовать с целью его воспитания, развития его сознания. К сожалению, можно встретить таких родителей, которые ищут дома, прежде всего покоя, то есть требуют не мешать, не отвлекать, не беспокоить их. Конечно, дети должны заботиться об отдыхе отца и матери, беречь их покой, это нужно у детей воспитывать с раннего детства.
Родителям надо всегда помнить, что, не откликаясь на запросы детей, они отталкивают их от себя, становятся для них чужими. А ведь какими близкими становятся родители детям, когда они помогают им во всем, делят их горести, радости, заботы и стремления. Как повышается авторитет тех отцов и матерей, которые могут объяснить непонятное, помочь разобраться в том, что беспокоит и волнует их детей. Правильно поступают те родители, которые отдыхают в кругу своих детей, в выходные дни гуляют вместе с ними, выезжают за город, катаются на коньках и лыжах, а летом в лесу собирают грибы и ягоды, купаются, загорают и так далее. В подобных семьях дети платят родителям не только уважением и любовью, но и откровенностью, дружбой, доверием, и все воспитательные проблемы в такой обстановке решаются проще [5].
Ребёнка с нарушением зрения не нужно ставить в какие-то особенные условия, создавать для него какую-то особую, искусственную обстановку. Не такую, как для других детей, и, вместе с тем, нужно вовремя приходить на помощь, когда ребенок с нарушением зрения сталкивается с трудностями. Преодоление, которых для него непосильно без помощи родителей и других членов семьи. Если родители занимаются с детьми с раннего возраста упорно, систематически, то слепые дети могут научиться почти всему, что умеют делать зрячие дети. У слепых детей сохраненные органы чувств компенсируют в значительной мере отсутствующее зрение. Чем больше всяких игр и занятий будет проводиться со слепыми детьми, тем лучше у них будут развиты руки, осязание и слух и ориентировка, тем больше дети будут подготовлены к учебе в школе и труду в жизни. Родители слепых детей понимают, как много должны они дать своему ребенку, чтобы воспитать его полноценным гражданином нашей Родины. Кем бы ни были родители, какую бы работу они не выполняли, они должны быть всегда подлинными воспитателями своих детей. Ребенок, что воск, из него все вылепить можно, говорит народная мудрость. Каким его воспитаешь, таким он и будет. Дети не родятся послушными или грубыми. И чем раньше родители сознательно и с любовью берутся за воспитание своих детей, тем легче им будет вырастить из них настоящих людей. Воспитание ребенка, имеющего нарушение зрения, требует от родителей особой заботы, времени и терпения. Если слепой ребенок не сходит с рук матери, отца, бабушки, если выполняются все его желания, прихоти и капризы, если его кормят с ложки до 8 лет, не обучают ничему, даже самообслуживанию, и от всего оберегают, то эти родители наносят ребенку иногда непоправимый вред. Такая неразумная любовь является одной из основных причин плохого воспитания слепого ребенка [3].
Любовь и понятная жалость к слепому сыну или дочери не должны мешать матери быть требовательной к своему ребенку: насорил - убери, не сделал работу - сделай, плохо сделал - переделай, нашалил извинись. Воспитывать нужно не только убеждением, но и делом, заставляя детей выполнять то, что от них требуют окружающие. Очень важно, чтобы слепой ребенок не рос одиноким. Если у слепого ребенка нет зрячих сестер или братьев, следует приучать его играть со зрячими детьми: слепой ребенок должен обязательно быть в коллективе зрячих детей. Большинство родителей, детей с нарушениями зрения понимают, свои обязанности и правильно воспитывает детей с раннего детства. Однако есть еще и родители, которые безответственно относятся к своим обязанностям, плохо воспитывают детей. Родители, которые серьезно, вдумчиво и ответственно отнесутся к воспитанию детей с нарушением зрения, смогут воспитывать их активными членами общества [4].
Информация о работе Роль семьи в воспитании детей с нарушением зрения