Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:30, контрольная работа
Правильное воспитание слабовидящего ребенка в семье имеет большое значение для его общего развития. Помогает войти в детский коллектив, в том числе и в школьный, способствует успешности в обучении и имеет немаловажное значение для всей последующей жизни. Родители, имеющие ребенка с неполноценным зрением, обычно очень обеспокоены его будущим. Они думают о том, чем можно ему помочь, как его воспитывать. Перед ними встают разные вопросы: следует ли ограничивать самостоятельное чтение ребенка, а также те виды деятельности, которые связаны с участием зрения? Можно ли позволять ему играть в подвижные игры, заниматься спортом? Много разных вопросов и сомнений возникает у родителей в связи с нарушением зрения у ребенка.
Введение…………………………………………………………….…….…….... 3
Роль семьи в воспитании детей с нарушением зрения……………………...….4
Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением зрения……………………………………………………………………...............6
Учёт родителями возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения……………………………………………………………...11
Значение культуры быта в семье…………………………………………..…...13
Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения……………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………19
Практическая часть…………………………………………………………..….21
Список используемой литературы………………………………………….....24
Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения
Специальное дошкольное учреждение - это учебное заведение, направленное на воспитание, обучение, разностороннее развитие детей с психофизическими нарушениями с целью ранней коррекции патологических отклонений развития, адаптации к окружающей среде и социальной интеграции.
Педагоги работают в тесном контакте, стремясь к единому подходу в воспитании и обучении каждого ребенка. Единый стиль работы создает эмоционально положительный климат и благоприятные условия для усвоения программного материала каждым ребенком. С этой целью педагоги изучают программу обучения и воспитания, ее содержание и составляют перспективный план работы.
Организация образовательного процесса и содержание специального образования строится в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Содержание воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения должно определяться программой, в основу которой положены представления о структуре дефекта ребенка, имеющего нарушения зрения. Несмотря на то, что такой специальной программы, учитывающей достижения тифлопедагогики и тифлопсихологии, еще нет, педагогам удалось найти выход из затруднительного положения. Тифлопедагог работает по программе «Пралеска» умело сочетая ее с различными коррекционными программами. На основании программного содержания составляется индивидуальная программа коррекционной поддержки [9].
Задачами специального дошкольного учреждения являются:
· компенсация дефектов;
· формирование личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
· укрепление и закаливание детского организма;
· формирование культурно-гигиенических навыков;
· включение детей в посильный труд;
· непрерывность и взаимодополнение воспитания и бучения;
· взаимодействие с семьей.
- особенностью воспитательно-
- в систему коррекционной
работы вводятся специальные
занятия на развитие
Направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения, а именно:
1. Организационно-педагогическая работа.
2. Лечебно-восстановительная работа.
3. Коррекционно-образовательная работа.
Организационно-педагогическая
работа включает в себя методическое
обеспечение коррекционно-
Лечебно-восстановительная работа - это ранняя всесторонняя диагностика зрительных функций, позволяющая выявить степень, характер и причины дефекта. Лечебно-восстановительная работа включает в себя специфическое лечение, восстановление, развитие и охрану, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей, осуществляется под руководством врача-офтальмолога. Предполагает медицинскую коррекцию, тесно связанную с педагогической. В тесном контакте с ними работают тифлопедагог и воспитатель. Основными видами работы офтальмолога специального дошкольного учреждения является лечебно-восстановительная, профилактическая работа с родителями, организационная, методическая и др. Работа медицинского и педагогического персонала является равноценно важным составляющим в системе абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста. Врач направляет и контролирует выполнение специфических профилактических мероприятий в детском учреждении:
- соблюдение норм освещенности;
- правильный подбор и расстановка мебели;
- рассаживание детей на занятиях в соответствии с характером патологии;
- адекватный зрительным функциям подход при выполнении основных режимных моментов в плане охраны жизни и здоровья детей (организация игр, прогулок, передвижение внутри - и вне помещения, хранение опасных предметов и т. п.);
- соблюдение ограничений на физкультурных занятиях при некоторых заболеваниях;
- соблюдение режима зрительных нагрузок, выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления.
Целью коррекционно-образовательной работы является всестороннее развитие ребенка и подготовка его к школе. Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, и тифлопедагога. Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы [4].
Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, обшей медицинской и офтальмологической карт). Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями. Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и конце учебного года. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведённых обследований [9].
Подгрупповые занятия
тифлопедагог проводит ежедневно, планируя
их по коррекционным программам. Следует
отметить, что по заданиям тифлопедагога
воспитатели групп также
Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные занятия. Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нарушением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использовать умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности. На первых этапах обучения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения, требующие одновременного использования и зрения, и осязания [7].
Составляющей частью деятельности тифлопедагога является методическая работа, в которую входят следующие направления:
- посещение общеобразовательных
занятий с целью изучения того,
как дети усваивают
- индивидуальное
- показ занятий с детьми
с целью ознакомления
Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушениями зрения. Она включает в себя несколько направлений:
- выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития школьников с нарушениями зрения;
- консультация для отдельных
групп родителей с учетом
- индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимися конкретного ребенка;
Табель посещаемости детьми коррекционных занятий тифлопедагога также является необходимым документом, отражающим ее систематичность и целенаправленность. Ведение табеля помогает отслеживать часто болеющих и часто пропускающих занятия детей, своевременно оказывать им индивидуальную помощь в восполнении пробелов в овладении программным материалом.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что слепые и слабовидящие дети занимают особое положение в семье. Отношение к этим детям проявляется в сентиментальном дето центризме, который может привести впоследствии к социальной и психической зависимости от окружающих. Опыт предыдущей жизни не готовит ни мать, ни отца (в подавляющем большинстве) к адекватному отношению к слепому или слабовидящему ребёнку, и родители не знают, как и чему его надо обучать, как с ним общаться. Благоприятный психологический климат в семье положительно влияет на общее психофизическое развитие детей с нарушением зрения [8].
Особенностью детско-родительских отношений является формирование у детей с нарушением зрения таких качеств личности, которые помогут ребенку достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на его жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей и все это определяет задачи семейного воспитания [9].
Основное влияние на формирование
полноценной личности ребёнка оказывает
семья, и очень многое зависит
от правильного родительского
Проблема семейного воспитания детей с нарушением зрения все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, и др.) [7].
Практическая часть
Особенности проведения зрительной
гимнастики с детьми
с нарушением зрения
консультация для родителей
Насколько большое значение
имеет проведение зрительной гимнастики
для детей с нарушениями
Наружные мышцы глаза
(их шесть или три пары) придают
глазам положение и фиксируют
глаз, способствуют правильной
Ко второй группе
мышц глаза относятся те, которые
растягивают и выгибают
Таким образом, зрительная гимнастика
имеет огромное значение в работе
с детьми с нарушениями зрения,
т.к. она снимает зрительное напряжение.
Т.е., зрительная гимнастика является профилактикой
зрительного утомления и
Информация о работе Роль семьи в воспитании детей с нарушением зрения