Роль семьи в воспитании детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Правильное воспитание слабовидящего ребенка в семье имеет большое значение для его общего развития. Помогает войти в детский коллектив, в том числе и в школьный, способствует успешности в обучении и имеет немаловажное значение для всей последующей жизни. Родители, имеющие ребенка с неполноценным зрением, обычно очень обеспокоены его будущим. Они думают о том, чем можно ему помочь, как его воспитывать. Перед ними встают разные вопросы: следует ли ограничивать самостоятельное чтение ребенка, а также те виды деятельности, которые связаны с участием зрения? Можно ли позволять ему играть в подвижные игры, заниматься спортом? Много разных вопросов и сомнений возникает у родителей в связи с нарушением зрения у ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…….…….... 3
Роль семьи в воспитании детей с нарушением зрения……………………...….4
Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением зрения……………………………………………………………………...............6
Учёт родителями возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения……………………………………………………………...11
Значение культуры быта в семье…………………………………………..…...13
Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения……………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………19
Практическая часть…………………………………………………………..….21
Список используемой литературы………………………………………….....24

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. основы тифлопед..docx

— 58.06 Кб (Скачать файл)

 

Основные направления  работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения

Специальное дошкольное учреждение - это учебное заведение, направленное на  воспитание, обучение, разностороннее развитие детей с психофизическими нарушениями с целью ранней коррекции  патологических отклонений развития, адаптации к окружающей среде и социальной интеграции.

Педагоги работают в тесном контакте, стремясь к единому подходу  в воспитании и обучении каждого  ребенка. Единый стиль работы создает эмоционально положительный климат и благоприятные условия для усвоения программного материала каждым ребенком. С этой целью педагоги изучают программу обучения и воспитания, ее содержание и составляют перспективный план работы.

Организация образовательного процесса и содержание специального образования строится в соответствии с требованиями образовательных  стандартов. Содержание воспитания и  обучения дошкольников с нарушениями  зрения должно определяться программой, в основу которой положены представления  о структуре дефекта ребенка, имеющего нарушения зрения. Несмотря на то, что такой специальной программы, учитывающей достижения тифлопедагогики и тифлопсихологии, еще нет, педагогам удалось найти выход из затруднительного положения. Тифлопедагог работает по программе «Пралеска» умело сочетая ее с различными коррекционными программами. На основании программного содержания составляется индивидуальная программа коррекционной поддержки [9].

Задачами специального дошкольного учреждения являются:

·  компенсация дефектов;

·  формирование личности ребенка с учетом возрастных и  индивидуальных особенностей;

·  укрепление и закаливание  детского организма;

·  формирование культурно-гигиенических  навыков;

·  включение детей  в посильный труд;

·  непрерывность и  взаимодополнение воспитания и бучения;

·  взаимодействие с семьей.

- особенностью воспитательно-образовательного процесса в специальном дошкольном учреждении является его непрерывность;

- в систему коррекционной  работы вводятся специальные  занятия на развитие зрительного,  слухового восприятия языка, социально-бытовую  ориентировку, формирование навыков  отношений.

Направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения, а именно:

1.  Организационно-педагогическая  работа.

2.  Лечебно-восстановительная  работа.

3.  Коррекционно-образовательная  работа.

Организационно-педагогическая работа включает в себя методическое обеспечение коррекционно-воспитательного  процесса, комплектование групп, организацию  работы по совершенствованию педагогического   мастерства коллектива тифлопедагогов, просветительская работа среди воспитателей и родителей, консультационная помощь родителям детей с нарушениями  зрения. Вся эта работа осуществляется под руководством заведующего дошкольным учреждением, методиста, тифлопедагогов. При   комплектовании  разновозрастной  группы   учитывается возможность  организации  режима  дня,  оптимально  соответствующего возрастным  анатомо-физиологическим  и  индивидуальным  особенностям детей [4].

 Лечебно-восстановительная работа - это ранняя всесторонняя диагностика зрительных функций, позволяющая выявить степень, характер и причины дефекта. Лечебно-восстановительная работа включает в себя специфическое лечение, восстановление, развитие и охрану, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей, осуществляется под руководством врача-офтальмолога. Предполагает медицинскую коррекцию, тесно связанную с педагогической. В тесном контакте с ними работают тифлопедагог и воспитатель.  Основными видами работы офтальмолога специального дошкольного учреждения является лечебно-восстановительная, профилактическая работа с родителями, организационная, методическая и др. Работа медицинского и педагогического персонала является равноценно важным составляющим в системе абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста. Врач направляет и контролирует выполнение специфических профилактических мероприятий в детском учреждении:

- соблюдение норм освещенности;

- правильный подбор и  расстановка мебели;

- рассаживание детей на  занятиях в соответствии  с  характером патологии;

- адекватный   зрительным   функциям   подход   при   выполнении основных режимных   моментов   в   плане   охраны   жизни   и здоровья   детей  (организация   игр,   прогулок,   передвижение внутри - и вне помещения,  хранение опасных предметов и  т. п.);

- соблюдение    ограничений    на    физкультурных    занятиях    при некоторых заболеваниях;

- соблюдение      режима      зрительных      нагрузок,      выполнение  мероприятий для снятия общего  и зрительного утомления.

Целью коррекционно-образовательной  работы является всестороннее развитие ребенка и подготовка его к  школе. Вся работа воспитателя ведется  в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, и тифлопедагога. Каждый вид деятельности, каждое занятие  имеют, помимо общеобразовательных  задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы [4].

             Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, обшей медицинской и офтальмологической карт). Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями. Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и конце учебного года. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведённых обследований [9].

Подгрупповые занятия  тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Следует  отметить, что по заданиям тифлопедагога  воспитатели групп также проводят с детьми специальные игры и упражнения, направленные на подготовку к участию  в лечебно-воспитательном процессе и на закрепление результатов  лечения зрения.

Индивидуальную  коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные занятия. Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нарушением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использовать умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности. На первых этапах обучения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения, требующие одновременного использования и зрения, и осязания [7].

Составляющей частью деятельности тифлопедагога является методическая работа, в которую входят следующие  направления:

- посещение общеобразовательных  занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный  материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической  деятельности;

- индивидуальное консультирование  воспитателей по конкретным вопросам  воспитания и обучения детей,  методов коррекционной работы;

- показ занятий с детьми  с целью ознакомления воспитателей  с конкретными методами и приемами коррекционной работы [7].

Одним из важнейших направлений  работы является систематическая и  целенаправленная работа с семьями  детей с нарушениями зрения. Она  включает в себя несколько направлений:

- выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития школьников с нарушениями зрения;

- консультация для отдельных  групп родителей с учетом общих  для них проблем, связанных  с особенностями развития детей,  трудностями в овладении определенными  знаниями;

- индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимися конкретного ребенка;

        Табель посещаемости детьми коррекционных занятий тифлопедагога также является необходимым документом, отражающим ее систематичность и целенаправленность. Ведение табеля помогает отслеживать часто болеющих и часто пропускающих занятия детей, своевременно оказывать им индивидуальную помощь в восполнении пробелов в овладении программным материалом.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать  вывод, что слепые и слабовидящие дети занимают особое положение в  семье. Отношение к этим детям  проявляется в сентиментальном  дето центризме, который может привести впоследствии к социальной и психической зависимости от окружающих. Опыт предыдущей жизни не готовит ни мать, ни отца (в подавляющем большинстве) к адекватному отношению к слепому или слабовидящему ребёнку, и родители не знают, как и чему его надо обучать, как с ним общаться. Благоприятный психологический климат в семье положительно влияет на общее психофизическое развитие детей с нарушением зрения [8].

 Особенностью детско-родительских отношений является формирование у детей с нарушением зрения таких качеств личности, которые помогут ребенку достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на его жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей и все это определяет задачи семейного воспитания [9].

Основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает  семья, и очень многое зависит  от правильного родительского поведения, особенно в семьях, имеющих детей  с нарушением зрения. Родители такого ребенка должны как можно раньше обращаться к специалистам для адекватной оценки его способностей и возможностей. Непонимание одним или обоими родителями статуса «неполноценного  развития» их ребёнка, либо неприятие  первичной оценки состояния ребенка  нередко приводит к возникновению  конфликтных ситуаций, что вызывает необходимость целенаправленной всесторонней консультации с целью получения объективного анализа, как возможностей ребёнка, так и собственных воспитательных позиций. На основе анализа литературы можно сделать вывод о том, что семьи, воспитывающие ребенка с нарушением зрения, имеют существенные трудности, что требует оказания специализированной помощи таким семьям.

Проблема семейного воспитания детей с нарушением зрения все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, и др.) [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

Особенности проведения зрительной

гимнастики  с детьми

с нарушением зрения

консультация для родителей

Насколько большое значение имеет проведение зрительной гимнастики для детей с нарушениями зрения? Чтобы выяснить это, необходимо обратиться к анатомии органа зрения, а именно к глазным мышцам - наружным и внутренним.

 Наружные мышцы глаза  (их шесть или три пары) придают  глазам положение и фиксируют  глаз, способствуют правильной установке  зрительных осей, т.е. направляют  взгляд вверх, вниз или в  любую сторону. Нормальная работа  глаза требует его подвижности.  Глазодвигательные мышцы, как  и любые другие, при отсутствии  тренировки теряют свою работоспособность.  Возьмём, к примеру, мышцы рук  или ног. При отсутствии тренировки  эти мышцы становятся слабыми,  вялыми, дряблыми. И напротив, жевательные  мышцы, например, тренируясь ежедневно  и многократно, всю жизнь находятся в прекрасной рабочей форме. В такой же рабочей форме следует держать и мышцы глаз.

 Ко второй группе  мышц глаза относятся те, которые  растягивают и выгибают хрусталик,  позволяя видеть вблизи и вдали.  При длительной работе вблизи, например, при письме школьников  или на компьютере, или при  работе в тетрадях по Е.В.  Колесниковой по математике и  грамоте в детском саду эти  мышцы находятся в постоянном  напряжении, которое может привести  к спазму аккомодации. Это,  в свою очередь, может способствовать  развитию близорукости. Следовательно,  и эти мышцы следует укреплять  и тренировать, и давать им  отдых.

Таким образом, зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактикой  зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус  глазных мышц, укрепляет мышцы  век, снимает переутомление зрительного  аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза - корректирует функциональные дефекты. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.

Информация о работе Роль семьи в воспитании детей с нарушением зрения