Роль семьи в воспитании детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Правильное воспитание слабовидящего ребенка в семье имеет большое значение для его общего развития. Помогает войти в детский коллектив, в том числе и в школьный, способствует успешности в обучении и имеет немаловажное значение для всей последующей жизни. Родители, имеющие ребенка с неполноценным зрением, обычно очень обеспокоены его будущим. Они думают о том, чем можно ему помочь, как его воспитывать. Перед ними встают разные вопросы: следует ли ограничивать самостоятельное чтение ребенка, а также те виды деятельности, которые связаны с участием зрения? Можно ли позволять ему играть в подвижные игры, заниматься спортом? Много разных вопросов и сомнений возникает у родителей в связи с нарушением зрения у ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…….…….... 3
Роль семьи в воспитании детей с нарушением зрения……………………...….4
Особенности семейного воспитания ребёнка с нарушением зрения……………………………………………………………………...............6
Учёт родителями возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения……………………………………………………………...11
Значение культуры быта в семье…………………………………………..…...13
Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения……………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………19
Практическая часть…………………………………………………………..….21
Список используемой литературы………………………………………….....24

Вложенные файлы: 1 файл

Контр. основы тифлопед..docx

— 58.06 Кб (Скачать файл)

 Необходимо отметить, что есть ряд врачей, которые  считают зрительную гимнастику  средством лечения глазных заболеваний:  астигматизм, близорукость, дальнозоркость  и др. К ним относятся Уильям  Бейтс, разработавший в 20-е годы двадцатого века комплекс упражнений для снятия зрительного напряжения.

Официальная наука не считает  гимнастику средством лечения глазных  болезней, но признаёт её огромное влияние  на профилактику их и снятие зрительного утомления.

Обязательным компонентом  коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько  раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Важно проводить гимнастику индивидуально, в бытовой, игровой  деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности воспитателями  зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах.

Рекомендуются следующие  упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):

- вправо - влево;

- вверх - вниз;

- далеко - близко (удалять и приближать предмет);

- по кругу - слева - направо;

- по диагонали - снизу  - вверх;

- по диагонали - сверху - вниз.

 Показ предмета для  зрительной гимнастики осуществляется  в медленном темпе, чтобы ребёнок  до конца проследил движение  предмета, который должен быть  крупным, ярким. Глаза должны  двигаться по широкой, большой  амплитуде. Предмет показывается  чуть выше уровня глаз впереди  сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.

Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.п. необходимо учитывать быстроту реакции детей  и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки  или словесную инструкцию. Следует  отмечать старание, желание детей  работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при  изучении насекомых для зрительного  ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т.п.

Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а  также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении [6].

Пальминг.

Пальминг необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует энергично потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставить локти на стол и мягко закрыть глаза. Прикрыть глаза ладонями рук крест-накрест так, чтобы пальцы одной руки легли на пальцы другой, а ладони, сложенные чашечкой, закрыли глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Не ограничивать дыхание, не закрывать нос.  Хорошо проводить пальминг в течение 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи, рассматривание рисунков с мелкими деталями и др.)

На прогулке

  Тренировка внутренних мышц глаза - перевод взгляда с одного объекта, находящегося на расстоянии 1 метра, на дальний объект - крышу дома, облака, макушку дерева и др. «Одень» взглядом ёлку на участке в бусы сверху-вниз и по диагонали.

«На что похожи облака?» - взгляд вверх и вдаль. Однако, не допускать попадания прямых солнечных лучей в глаза [6].

 

Список используемой литературы

1. Анисимова Н. Л. Совместная работа  семьи  и детского сада по  воспитанию  и развитию  детей   с   нарушением   зрения  // Дефектология. - 1998. - N 1. - С. 56-62.

2. Брамбринг М.  Воспитание  слепого ребенка раннего возраста  в   семье / М. Брамбринг. - М.: Академия , 2003. - 144 с. Свердловская ОСБ для слепых; ТИФ-1; Шифр Т 74.3; Авторский знак Б 87; Инв. номер 36993, 38338

3. Витковская А. М. Основные направления работы с родителями  детей раннего возраста с тяжелыми  нарушениями   зрения  // Дефектология. - 2003. - N 4. - С. 40-43.

4. Диденко Е. Я. Слепой  ребенок  в пространстве  семьи  // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2010. - N 3 (22). - С. 23-27.

5. Зальцман Л. М. Работа с родителями  детей, имеющих нарушения   зрения  и интеллекта // Дефектология. - 2006. - N 2. - С. 31-35.

6. Кожанова Н. С. Педагогические условия и средства коррекции коммуникативной деятельности  детей   с   нарушениями   зрения   в   семье  [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кожанова Н. С. - Екатеринбург, [2009]. - 23 с. - Режим доступа: локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.

7. Лурье Н. Б. Некоторые особенности  воспитания   ребенка  с глубоким  нарушением   зрения  в   семье / Н. Б. Лурье. - М.: Логос , 2006. - 31 с. Романова И. П. Взаимодействие  семьи  и детского сада в вопросах  воспитания   детей   с   нарушением   зрения  // Коррекционная педагогика. - 2009. - N 3. - С. 67-69.

8. Сумарокова И. Г. Психолого-педагогическая работа с  семьей, воспитывающей незрячего ребенка раннего и дошкольного возраста // Дефектология. - 2008. - N 4. - С. 33-44.

9. Чеботарева О. В. "Круглый стол" как форма ознакомления родителей с особенностями работы специального (коррекционного) образовательного учреждения //  Воспитание  и обучение  детей   с   нарушениями  развития. - 2007. - N 2. - С. 33-36.

 


Информация о работе Роль семьи в воспитании детей с нарушением зрения