Роль семьи в развитии личности ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:17, контрольная работа

Краткое описание

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы. Для решения указанного вопроса необходимо точно определить социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, сказать о традиционных ошибках семейного воспитания и их последствиях. Указанные действия составят задачи данной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Влияние семьи на развитие личности……………………………….4
Глава 2. Эмоционально-психологические основы семейного воспитания…6
2.1. Родительская любовь………………………………………………………..6
2.2. Роль матери и отца в развитии ребенка…………………………………....8
Глава 3. Родительский авторитет……………………………………………...10
Глава 4. Образ ребенка глазами родителей…...………………………………11
Глава 5. Стили семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей…………………………………………………………………..12
5.1. Классификация стилей родительского поведения………………………..12
5.2. Классификация стилей семейных взаимоотношений…………………….14
5.3. Классификация типов семейного воспитания…………………………….16
Глава 6. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности………………………………………………………18
Глава 7. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье…20
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа - Роль семьи в развитии личности ребёнка.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема: Роль семьи  в развитии личности ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Влияние семьи на развитие личности……………………………….4

Глава 2. Эмоционально-психологические основы семейного воспитания…6

2.1. Родительская любовь………………………………………………………..6

2.2. Роль матери и отца в  развитии ребенка…………………………………....8

Глава 3. Родительский авторитет……………………………………………...10

Глава 4. Образ ребенка глазами родителей…...………………………………11

Глава 5. Стили семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей…………………………………………………………………..12

5.1. Классификация стилей  родительского поведения………………………..12

5.2. Классификация стилей семейных взаимоотношений…………………….14

5.3. Классификация типов  семейного воспитания…………………………….16

Глава 6. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности………………………………………………………18

Глава 7. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье…20

Заключение……………………………………………………………………...23

Список литературы…………………………………………...25

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Наибольшее влияние  на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.

Семья для ребенка  – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий… - он там свой.

Важность влияния семьи  и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям», - писал А.И.Захаров.

Именно в семье совершаются  первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа взаимоотношений между людьми.

То, что ребенок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей  жизни. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Важность семьи как  института воспитания обусловлена  тем, что в ней ребенок находится в течении значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Её влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.

Однако, семья таит в  себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. И никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Исходя из специфики  семьи как персональной среды  развития личности ребенка, возникает  вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы. Для решения указанного вопроса необходимо точно определить социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, сказать о традиционных ошибках семейного воспитания и их последствиях. Указанные действия составят задачи данной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ  СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.

 

 

Известно, что человек  приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и это становление требует  постоянного целенаправленного, систематического воздействия. Именно семья с её постоянным и естественным характером влияния оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка. Поэтому воспитательная функция семьи – одна из важнейших её функций.

В целом можно заключить, что задачи семьи:

    • создать максимальные условия для роста и развития индивида,
    • обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту человека,
    • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим,
    • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким,
    • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

На основе вышеизложенного  можно дать такое определение  семьи как социокультурного института: семья представляет собой систему  связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функцию воспроизводства человеческого рода и воспитания подрастающего поколения на основе общности хозяйственно-экономической деятельности  и интимных психологических отношений. (Радугин А.А.)

В рамках семьи осуществляется особый вид воспитания – семейное воспитание. Семейное воспитание – это система взаимодействия, складывающаяся между родителями, их детьми и другими родственниками, в процессе которого происходит трансляция опыта, образование и всестороннее формирование личности (Радугин А.А.).

Человек испытывает воздействие  семьи со дня рождения до конца  своей жизни. Значит семейному воспитанию свойственны непрерывность и  продолжительность. И в этом с  семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Характерная особенность  воспитательного влияния семьи  на детей – его устойчивость.  Обычно правильное отношение родителей  к воспитанию детей раннего и  дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей младшего возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.

Активное воздействие  семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что семейное воспитание должно базироваться на следующих принципах:

    • любовь, гуманность и милосердие к ребенку,
    • постоянное внимание и забота о растущем человеке,
    • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников,
    • открытость и доверительность отношений с детьми,
    • последовательность в своих требованиях,
    • оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.

 

 

2.1. Родительская любовь.

Родителя являются важнейшим  субъектом воспитания человека. Неслучайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую  минуту жизни. Специфика чувств, возникающих  между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Нужда в родительской любви поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся (Радугин А.А.).

И, тем не менее, подчеркивание  необходимости создания у ребенка  уверенности в родительской любви  диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми.

Психологами доказано, что  за трагедией подросткового алкоголизма  и подростковой наркоманией часто  стоят не любящие своих детей  родители.

Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Но здесь очень важно понимать – необходимо, чтобы ребенок чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом (Радугин А.А.). Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование личности человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Эмоциональное отношение  родителей к ребенку квалифицируется  как феномен родительской любви. В континууме значений эмоционального отношения родителей к ребенку  можно выделить несколько вариантов  отношений – от безусловно положительного до открыто негативного полюса (О.А. Карабанова, стр.121):

  • безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «не смотря ни на что»). Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителями личности ребенка и его поведения. Отрицательная оценка и осуждение родителями конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителей. Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе.
  • условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка). В этом случае ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви - достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.
  • амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств враждебности и любви).
  • индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия). В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самих родителей).
  • скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).
  • открытое эмоциональное отвержение ребенка.

 

2.2. Роли матери и  отца в развитии ребенка.

Родители выполняют  разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость  связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.

От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной  сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет  повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям (Григорович А.А., Марцинковская Т.Д., стр. 142).

Мать в своем поведении  должна демонстрировать чисто женские  черты – мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной  поддержке и сопереживанию, а отец – такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психо-сексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки – её отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» - его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти себе спутницу жизни, так как в его поведении присутствуют зависимость, стремление подчиняться, неинициативность (Педагогическая психология. Под ред. Н.В. Клюевой, стр.266).

Информация о работе Роль семьи в развитии личности ребёнка