Роль семьи в развитии личности ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:17, контрольная работа

Краткое описание

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы. Для решения указанного вопроса необходимо точно определить социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение, сказать о традиционных ошибках семейного воспитания и их последствиях. Указанные действия составят задачи данной работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Влияние семьи на развитие личности……………………………….4
Глава 2. Эмоционально-психологические основы семейного воспитания…6
2.1. Родительская любовь………………………………………………………..6
2.2. Роль матери и отца в развитии ребенка…………………………………....8
Глава 3. Родительский авторитет……………………………………………...10
Глава 4. Образ ребенка глазами родителей…...………………………………11
Глава 5. Стили семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей…………………………………………………………………..12
5.1. Классификация стилей родительского поведения………………………..12
5.2. Классификация стилей семейных взаимоотношений…………………….14
5.3. Классификация типов семейного воспитания…………………………….16
Глава 6. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности………………………………………………………18
Глава 7. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье…20
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа - Роль семьи в развитии личности ребёнка.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) – образ действия родителей, отличающийся полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Результат: дети склонны потакать свои слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем за поведением детей и отсутствие теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственны индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитании детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к отклоняющемуся поведения.

 

5.2. Классификация стилей  семейных взаимоотношений.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная её членами система  воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленно применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.

Семейные взаимоотношения  – субъективно переживаемые взаимосвязи  между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и  способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональные и деловые отношения в семье, её микроклимате (Марцинковская Л.В., стр.153-154). Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений:

  • диктат – доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи. Родители сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленные и многие ценностные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнения ребенка, подавление, принуждение, а в случае сопротивления ребенка, порой ещё и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов относящихся к нему, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности;
  • опека – чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений, она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, неприспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе;
  • мирное сосуществование – позиция родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети – своей. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями;
  • сотрудничество – взаимодействие родителей и детей на личностном уровне, при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи). Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество.

Согласно другой, более  традиционной классификации, существуют два стиля семейных взаимоотношений: авторитарный и демократический.

Авторитарный стиль  в отношениях характеризуется властностью  родителей, желанием выработать у ребенка  привычку беспрекословного подчинения.  Взрослые мало считаются с индивидуальностью  ребенка, с его интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослых. В большей мере это слепое послушание, основанное на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество.

При демократическом  стиле взаимоотношения между  членами семьи характеризуются  взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим стилем общении участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряют его инициативу. Демократический стиль воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни.

При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания  в таких семьях обычно не применяются  – достаточно порицания или огорчения  родителей. Дети из семей с демократическим  стилем взаимоотношений, как правило, более раскованны и непосредственны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным стилем (Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., стр.146-147).

5.3. Классификация типов  семейного воспитания.

Интегративной характеристикой  воспитательной системы является тип семейного воспитания (Карабанова О.А., стр.197).

Гармоничный тип семейного  воспитания отличается:

    • взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;
    • высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;
    • признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;
    • отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;
    • признанием самоценности личности и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;
    • обоснованными возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, радушной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;
    • систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;
    • разумной и адекватной системой санкций и поощрений;
    • устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерно изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны:

    • недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности;
    • низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей;
    • высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми;
    • ограничения в различных сферах жизни детей;
    • завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;
    • неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;
    • повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком;
    • недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.

А.Е.Личко было подчеркнуто  значение следующих типов неправильного  воспитания.

Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребенка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает ребенка к  самостоятельности и подавляет  чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция – недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Это отношение способствует развитию неустойчивых и истероидных черт.

Воспитание в культе болезни – это ситуация, при  которой болезнь ребенка, даже незначительное недомогание, предоставляет ему особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.

Когда в семье присутствует эмоциональное отвержение, ребенок  ощущает, что им тяготятся. Эта установка  тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.

Условия жестких взаимоотношений  выражаются в срывании зла на подростке  и душевной жестокости. Способствует усилению черт и эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной  ответственности состоят в том, что на ребенка возлагаются недетские  заботы и завышенные требования. Очень  чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание – это несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться  особенно травмирующим для любых  типов акцентуаций.

 

 

ГЛАВА 6. СИБЛИНГОВАЯ ПОЗИЦИЯ (ПОРЯДОК РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ) КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНСТИ РЕБЕНКА.

 

 

А.Адлер первым сформулировал  положение о зависимости развития личности ребенка от порядка рождения в семье. Сиблинговая позиция  характеризует это порядок, определяет специфику социальной ситуации развития ребенка, его отношений к миру, общения со взрослыми и сверстниками.

Адлер выделил следующие  сиблинговые позиции: единственный ребенок, старший ребенок (первенец), средний ребенок, младший ребенок (Карабанова О.А., стр.238).

Единственный ребенок  в семье обычно в центре внимания родителей, ему уделяют много  времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак  не может быть отнесен в категории  «заброшенных». К сильным сторонам развития единственного ребенка, как правило, относится высокий уровень интеллектуального развития, а к слабым – отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эгоцентризма. При создание собственной семьи взрослый, занимавший в родительской семье позицию единственного ребенка, сталкивается с совершенно новой для него задачей формирования равных, кооперативных отношений: ему свойственны стремление к лидерству, желание быть в центре внимания семьи.

Первый ребенок чаще всего вызывает у родителей трепетную  любовь и восхищение. Родители только начинают открывать для себя мир  ребенка, переживают и тревожатся за него. Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. На нем сконцентрировано все внимание родителей: они могут больше времени уделить развитию ребенка, лучше его обеспечить. Первенцы, как правило, больше ориентированы на успех и достижения. Вместе с тем, такой ребенок более зависим от родителей, социально изолирован. Старший ребенок в семье раньше или позже, в связи с появлением младших детей, сталкивается с необходимостью брать на себя ответственность за выполнение тех или иных обязанностей по хозяйству. Такая позиция позднее, в его собственной семье, приводит к стремлению брать на себя роль опекуна. Однако пережитая в детстве при рождении следующего ребенка драма ревности, столкновение с ситуацией утраты своей уникальности как единственного объекта любви родителей, необходимость поделиться ею ещё с кем-то приводят к рождению невротической любви, стремлению «возместить» недостаток любви и обожания за счет супруга(и), что приводит к принятию роли опекаемого, кумира или, при определенных условиях, роли «жертвы».

Младший ребенок в семье – предмет всеобщей любви. Он избалован вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка, с той лишь разницей, что родители более опытные и искушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок, но вместе с тем предъявляют меньше требований к ребенку, не настаивают на высоких достижениях. Очень часто между первым и вторым ребенком наблюдается конкуренция. Особенно остро она проявляется, если разница в возрасте небольшая (до 4-5 лет): старший старается превзойти младшего и наоборот – младший стремится догнать и перегнать старшего. Если младший в чем-то обойдет старшего, для последнего это будет тяжелым испытанием.

Старший ребенок, провоцируя младшего на различного рода состязания, являясь в них победителем, может высмеять его, демонстрируя свое превосходство. Последствиями могут оказаться: инфантильность одного из детей, чувство неуверенности в себе, проявление агрессивности по отношению к брату или сестре, чувство неполноценности. Взрослый, занимавший сиблинговую позицию младшего, буде склонен  в силу преимуществ это позиции занять её и в супружеских отношениях, что приведет к принятию роли «опекаемого», «любимчика».

Средний ребенок в  семье – наиболее сложная позиция. С одной стороны складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а с другой – нивелируются «плюсы» и преимущества обеих позиций. Средний ребенок не имеет привилегий старшего, он как  бы «ограничен» первым ребенком – сильным и способным. В тоже время роль «малыша» для него уже не подходит. Он не может конкурировать  с ним, так кА не обладает его качествами. Оказавшись между старшим и младшим, средние дети чаще других чувствуют себя отвергнутыми.

Если в семье рождаются  близнецы, то в их психологическом  развитии возникают две основные проблемы: взаимное соперничество и зависимость. Близнецы показывают более низкие результаты, по сравнению с другими детьми, в тестах на интеллект. Они позже начинают говорить. Это объясняется тем, что они не стремятся выходить за пределы пары, не «тянутся» за другими. Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом расстаются. Именно поэтому к ним стоит относиться, как к двум разным людям. Лучше не одевать их одинаково, поощрять развитие их индивидуальных интересов и склонностей.

Средний ребенок, испытывая чувство отвержения, обиды и несправедливости, избирает либо стратегию навязчивой послушности и услужливости в надежде заслужить любовь родителей, либо вступает на «тропу войны» с сиблингами, становится драчуном и задирой.

Важно подчеркнуть, что  влияние порядка рождения опосредуется полом ребенка. Например, известно, что старшие девочки легче переживают рождение второго ребенка и охотнее принимают свою новую семейную роль – помощницы родителей, опекуна младшего брата или сестры. Младшие братья также успешнее преодолевают «ловушки» своей сиблинговой позиции в случае, если старший ребенок иного, чем они, пола. Это объясняется тем, что экологические «ниши» самоутверждения у мальчиков и девочек различны, в силу чего братьям и сестрам проще найти сферы утверждения своего первенства по сравнению с сиблингом, точки сотрудничества и избежать конкуренции в семье. В случае разнополых сиблингов влияние старшего ребенка на младшего проявляется в форме идентификации и подражания младшего ребенка старшему.

Информация о работе Роль семьи в развитии личности ребёнка