Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет определение значения семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста.
Объект – детско – родительские отношения.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1.ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА………………………...5
1.1.Семья.Функции семьи……………………………………………...5
1.2.Влияние семьи на формирование личностных черт ребенка……7
1.3.Детерминанты воспитательного процесса………………………12
1.4.Стиль и методы воспитания и их эффект………………………..16
1.5.Влияние на формирование личности ребенка других членов
семьи………………………………………………………………….22
2.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………25
2.1.Младший школьный возраст как особый период в жизни
ребенка…………………………………………………………….25
2.1.1. Общая характеристика детей младшего школьного
возраста……………………………………………………….25
2.1.2. Психологическое значение поступления ребенка в школу...31
2.1.3.Воспитание самостоятельности у ребенка младшего
школьного возраста…………………………………………..31
2.2.Семья как особая ценность в жизни ребенка младшего
школьного возраста……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...37
Следовательно, динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности. Поэтому важным средством в предупреждении различных неприятностей в жизни семьи должен стать своевременный диагноз, выявляющий дисгармонию в эмоциональных взаимоотношениях отдельных членов семьи.
Вслед за диагнозом необходимы осмысление причин, создавших тяжелую ситуацию, и выбор воспитательных методов, которые помогут оздоровить семейный климат. Разумеется, как диагнозом, так и «лечением» должны заниматься только специалисты[15.С.102-107.].
1.3. Детерминанты воспитательного процесса
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, телевидение и другие СМИ[21.]. Все они могут оказывать на ребенка большое влияние, однако семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре[11.]
Влияние отношения родителей
к детям на особенности их
психосоциального развития, носит
многообразный характер. Семья
с прочными, теплыми контактами, уважительным
отношением к детям, у них актвнее формируются
такие качества, как доброжелательность,
внимательность, самостоятельность, инициативность
.Им свойственно более адекватное осознание
образа «я», его целостность[25.].
Ребенок, воспитывающийся в
Стиль и методы воспитания, используемые каждым родителем, являются функцией от множества взаимозависимых факторов. Японские родители, в отличие от американских, считают необходимым в воспитательных целях пристыдить ребенка. В американской культуре, в некоторых ее субкультурах и социальных группах, родители склонны использовать физическое наказание детей за непослушание, тогда как в других социальных группах родители прибегают к нему крайне редко. Еще одним фактором, влияющим на выбор методов воздействия, является уровень развития ребенка. В общем, чем старше становится ребенок, тем реже родители используют физическое наказание, а такое физическое проявление любви, как ласка, все чаще заменяется иными способами выражения любви и одобрения. С совершенствованием речевых навыков ребенка растет эффективность применяемых родителями словесных указаний, разъяснений и рассуждений. Чем более вразумительно говорит ребенок, тем более эффективным становится реагирование родителей на его требования внимания и просьбы о помощи.
На воспитание
важную роль оказывают личностные
качества и убеждения родителей. Стиль
воспитания и используемые дисциплинарные
методы с неизбежностью отражают личностные
качества родителей и систему их убеждений.
Эмоционально зрелые, хорошо адаптированные
родители скорее всего будут реагировать
на проявление ребенком своих потребностей
с большими чуткостью и вниманием,
чем родители, менее благополучные в психологическом
плане; сензитивное
воспитание способствует развитию эмоциональной
устойчивости, независимости, социальной
компетентности и интеллектуальных навыков.
Уверенные в себе родители с большим доверием
относятся и к другим людям, они убеждены,
что способны контролировать происходящее
с ними, в отношениях со своими детьми
проявляют теплоту, принятие и отзывчивость.
Влияние личностных
особенностей родителей на воспитательный
процесс наглядно иллюстрирует пример
взаимодействия родителей, страдающих
депрессией, со своими детьми. В своей
семье депрессивные матери создают обстановку
конфликтных, враждебных, равнодушных
отношений, которые отрицательно сказываются
на развитии. В то время как некоторые
негативные последствия, наблюдаемые
у детей депрессивных женщин, по всей видимости,
обусловлены генетически, наличие у этих
детей расстройств, не связанных с депрессивной
симптоматикой, - агрессивного поведения,
нарушения внимания, плохого уровня социальной
компетентности - указывают на отрицательное
влияние условий, созданных депрессивным
родителем. Депрессия родителя проявляется
в разнообразных домашних ситуациях, что
повышает уровень риска развития у ребенка
поведенческих нарушений. В одном из недавних
исследований изучалось чувство ответственности
ребенка; было обнаружено, что дети матерей,
страдавших депрессией, в 5-6-летнем возрасте
чаще, чем дети из нормальных семей, брали
на себя ответственность за чувства других
людей, а в 7-9-летнем возрасте делали это
реже. Эта ярко выраженная закономерность
наводит на мысль о том, что у детей депрессивных
матерей нарушается развитие чувства
ответственности. Возможно, что депрессивные
матери возлагают эмоциональную ответственность
на своих детей в возрасте слишком раннем,
чтобы они могли эффективно реагировать
на эмоции других людей.
Помимо личностных особенностей на формирование стиля дисциплинирования в значительной мере влияют представления родителей о мотивации и способностях pe6eнкa. Пытаясь социализировать своих детей таким образом, чтобы они успешно адаптировались в обществе, родители обычно оценивают их действия как хорошие или плохие, зрелые или незрелые, желательные или нежелательные.
Некоторые родители
уверены, что ребенок конструктивен
и адаптирован в своем познании
мира через экспериментирование. Они
беседуют с детьми и задают им множество
вопросов, таким образом побуждая
их к размышлению и рассуждению.
Более того те кто убежден в естественной одаренности
ребенка, в его способности к
быстрому обучению, полагают, что по отношению
к ребенку не следует быть жестко директивными.
Родители же, которые считают, что дети
пассивны в своем познании мира, напротив,
используют наставления и указания,
которые в меньшей степени способствует
когнитивному развитию. На взаимодействие
родителей с детьми влияет социальная
направленность родителей , их обобщенные
представления о людях. Родители, подчеркивающие
значение психологических характеристик,
мотивов и чувств – в отличие от тех, кто
рассматривает людей с точки зрения их
внешнего вида, рода занятий или положения
в обществе, склонны использовать личностно
– ориентированные дисциплинарные методы.
Такой подход способствует развитию познавательных
навыков ребенка, его чувства личной ответственности
и автономности.
Таким образом, представления
родителей о поведении и
мотивации ребенка, их убеждения, мнения
и социальная направленность являются
важнейшими детерминантами воспитательного
процесса.
Принцип взаимного влияния наглядно иллюстрирует отношения между родителем и ребенком: темперамент и особенности ребенка влияют на качество и количество внимания, которое ему уделяют, так же как методы воспитания, к которым прибегают родители, влияют на личностные характеристики ребенка. Матери 4-8-летних детей с относительно низким уровнем самоконтроля - детей, которые задают очень много вопросов и менее склонны следовать указаниям, чем дети со средним уровнем самоконтроля, - используют более строгий контроль, дают больше указаний и чаще критикуют.
Взаимное
влияние родителей и детей можно
объяснить через концепцию верхней и нижней
границ допускаемого родителями поведения.
Если поведение ребенка выходит за эти
рамки, родитель пытается его скорректировать.
Например, если агрессивность ребенка
вышла за пределы толерантности родителей
к агрессии, они накажут его и постараются
умерить его агрессивные побуждения. Те
же родители могут поощрять излишне робкого
ребенка действовать более решительно[21.С.394-400.].
Таким образом можно сказать,
что через процесс
1.4. Методы воспитания и их эффект
Практически
у всех родителей есть ясные или
смутные идеальные
Подкрепление
Подкрепление (или награда) может быть социальным (похвала, ласка) или несоциальным (подарки, послабления). Для маленьких детей подкрепление наиболее эффективно, если происходит непосредственно после демонстрирования желательного поведения, таким образом чтобы связь между действием и наградой была очевидной. Для старших детей незамедлительность получения награды, вероятно, не столь существенна, поскольку они в большей степени способны к отсрочиванию получения желаемого и к пониманию связи между своим поведением и следующей через некоторое время наградой.
Внешние награды следует использовать с осторожностью, особенно если поведение ребенка спонтанно, внутренне мотивировано, так как при определенных обстоятельствах подобные награды в действительности могут снизить интерес ребенка к поощряемой деятельности. Это было продемонстрировано в эксперименте, в котором детей награждали за рисование фломастером, к чему они сами имели высокую мотивацию и проявляли большой интерес; впоследствии это занятие привлекало их гораздо меньше. Наиболее эффективными являются награды, отвечающие принципу минимальной достаточности, который гласит, что наиболее эффективными средствами долговременного изменения поведения ребенка являются награды, необходимые и достаточные для того, чтобы ребенок усвоил новое поведение. Иными словами, награда должна помочь привлечь ребенка к новому способу действий, но не должна становиться столь значимым компонентом ситуации, чтобы ребенок сосредоточивался в первую очередь на ней самой. Минимально достаточные награды в наибольшей мере способствуют интериоризации норм.
Иногда подкрепление бывает ненамеренным, например когда на детей обращают внимание, если они плохо себя ведут.
Наказание
Большинство родителей считают, что в некоторых ситуациях необходимо наказывать ребенка, особенно когда нужно научить его избегать опасностей. Наказание может иметь негативные последствия, однако оно же может с успехом применяться для подавления или пресечения нежелательного поведения, развития самоконтроля и социально приемлемого поведения. Чтобы выполнять эту функцию, наказание должно применяться в соответствии с некоторыми четкими принципами.
Во-первых, огромное значение имеет временной режим; чем короче временной промежуток между нежелательным поведением и наказанием, тем эффективнее само наказание. Идеальный момент для пресечения неприемлемого действия - еще до его свершения или в самом его начале. Во-вторых, наказание, получаемое от заботливого, любящего родителя, скорее приведет к желаемому результату, чем наказание равнодушного или агрессивного родителя. В-третьих, если цель состоит в подавлении или торможении неприемлемых действий, имеет существенное значение последовательность в применении наказания. Непоследовательность или бессистемность - наказание определенного поведения в одних случаях и игнорирование его в других - скорее всего вызовет закрепление. Родители несовершеннолетних делинквентов и крайне агрессивных мальчиков менее последовательны в своем использовании поощрения и наказания. В-четвертых, согласно принципу минимальной достаточности, строгость наказания за запрещенное действие не должна превышать уровень, достаточный чтобы вызвать послушание. Строгое наказание может привести к следованию нормам в дальнейшем, но в то же время может вызвать возмущение и страх, которые, в свою очередь, приведут к тому, что ребенок откажется принять и усвоить данные нормы. Запреты и наказания скорее всего будут иметь предполагаемый эффект, если будут сопровождаться разъяснениями оснований и причин.
Во многих семьях и школах эти принципы реализуются в дисциплинарной стратегии, известной под названием «тайм аут», когда совершение запрещенных действий предотвращается тем, что ребенка усаживают в стороне и на короткое время его игнорируют. Это дисциплинарное воздействие осуществляется быстро и спокойно; его причины разъясняются; оно не наносит ребенку ни физического ни эмоционального вреда.
Индуктивные методы
Индуктивные методы или рассуждение о проступках зачастую являются весьма эффективными, приводя к стойким изменениям в поведении ребенка. Вот пример направленных на другого человека индуктивных утверждений: «Не кричи на меня, это меня обижает», «Не толкай его, а то он упадет и заплачет». Благодаря использованию этих стратегий «дети сосредоточивают внимание на существующих правилах, которые пытаются внушить родители, а не на тех дисциплинарных способах, которыми родители добиваются их выполнения». Успешное применение индуктивных методов связано с позитивным общением между родителем и ребенком, с пониманием ребенком причин, по которым необходимо следовать нормам и указаниям, и с их интериоризацией.
Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста