Роль семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы будет определение значения семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста.
Объект – детско – родительские отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1.ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА………………………...5
1.1.Семья.Функции семьи……………………………………………...5
1.2.Влияние семьи на формирование личностных черт ребенка……7
1.3.Детерминанты воспитательного процесса………………………12
1.4.Стиль и методы воспитания и их эффект………………………..16
1.5.Влияние на формирование личности ребенка других членов
семьи………………………………………………………………….22
2.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………25
2.1.Младший школьный возраст как особый период в жизни
ребенка…………………………………………………………….25
2.1.1. Общая характеристика детей младшего школьного
возраста……………………………………………………….25
2.1.2. Психологическое значение поступления ребенка в школу...31
2.1.3.Воспитание самостоятельности у ребенка младшего
школьного возраста…………………………………………..31
2.2.Семья как особая ценность в жизни ребенка младшего
школьного возраста……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

2.1.2. Психологическое  значение поступления ребенка  в школу

 

 

В жизни детей  семилетнего возраста происходит решительный перелом: они поступают в школу. Переход к школьному обучению означает для детей прежде всего переход к систематическому накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов - восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми, и главное - формирует у ребенка основы мировоззрения[18.].

Поступление ребенка в школу означает для  детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребенка.

Целенаправленное, активное формирование личности ребенка осуществляется лишь при условии педагогически правильной организации всей жизни и деятельности детей, так как именно в реальной жизни и деятельности ребенка формируется его личность. Для правильного всестороннего формирования личности ребенка необходимой  широкое политическое воспитание, общее образование, книга, газета, труд, общественная работа и, конечно, также — игра, развлечение, отдых. При переходе к школьному возрасту ведущей деятельностью становится учение.

На первый взгляд может показаться, что для  всех детей школьного возраста, независимо от того, в каких конкретно-исторических условиях они живут и развиваются, учение выполняет ведущую роль. Однако это не так.

Для того чтобы та или иная деятельность стала ведущей в формирование психики, необходимо, чтобы она составила основное содержание жизни самих детей, являлась для них центром, вокруг которого сосредоточиваются их главные интересы и переживания.

Обучение в школе  рассматривается в обществе как подготовка. Поэтому переход к школьному обучению является переходом к новой общественно-значимой деятельности, а вместе с тем и к новому положению по отношению к обществу. Школьник имеет свою важную общественную обязанность - обязанность хорошо учиться, свой учебный коллектив, свою жизнь в нем, полную серьезных отношений. При таких условиях школа действительно становится центром жизни детей, а учение - их ведущей деятельностью. Оно осознается школьниками не только как средство, необходимое для того, чтобы когда-то, в будущем стать активными членами общества, но и как особая форма их посильного участия в большой, настоящей жизни сегодняшнего дня.

С другой стороны, и сами школьные знания, благодаря их подлинному научному содержанию и связи с практикой, являются глубоко интересными для наших школьников. Они расширяют кругозор детей, удовлетворяют их познавательные интересы, служат средством познания действительности.

Содержание  и методы обучения в школе не позволяют учащимся механически заучивать учебный материал, они требуют от ребенка подлинного сознательного усвоения основ наук, т.е. такого усвоения, при котором школьные знания, превращаясь в убеждения ребенка, формируют его мировоззрение.

Поступление ребенка в школу реально изменяет весь повседневный ход его жизни и деятельности. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности. Он должен вставать в строго определенное время и идти в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков.

Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с окружающими: с учителями, родителями и товарищами. К ребенку, небрежно относящему к учебным обязанностям, манкирующему школой, не желающему учиться, окружающие относятся иначе, чем к школьнику, прилежно исполняющему свой общественный долг.

Таким образом, ребенок, став школьником, занимает новое место в обществе. Он имеет теперь обязанности, которые накладывает на него общество, и несет за свою учебную деятельность серьезную ответственность перед школой и родителями.

Вместе с  новыми обязанностями школьник получает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, на учебные пособия и пр. Получая хорошую оценку за свой учебный труд, он может ждать по отношению к себе со стороны окружающих не только похвалы, но и уважения.

Переход к  систематическому обучению в школе  позволяет ребенку вступить в новое отношение с окружающими его людьми, иначе говоря, занять новое для него, характерное для школьника положение в нашем обществе.

Переход к  этому новому положению и составляет основную предпосылку для формирования личности.

То, что положение школьника обязывает к более ответственной, общественно-контролируемой, целенаправленной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает у него важнейшие волевые качества личности. Новые взаимоотношения и постоянное участие в серьезной, общественно-значимой деятельности - учении наполняет жизнь детей глубоким содержанием, что сказывается в характере общей направленности их личности, в их переживаниях, в особенностях их представлений.

Систематический творческий труд и постоянная жизнь в коллективе воспитывают у детей отношение к труду, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, умение стать на точку зрения другого, считаться с потребностями и желаниями других людей.

Высокий идейный  и научный уровень приобретаемых знаний в школе позволяет детям достигнуть возможного в том возрасте интеллектуального развития, формирует у них полноценное познавательное отношение к действительности.

Решающее  значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив[4.С.23-26.].

        Исходя из вышесказанного можно  отметить, что при поступлении  в школу у ребенка появляются  новые права и обязанности,  которым он должен следовать.В  этот период меняется весь его образ жизни, ему необходимо привыкать к новым социальным ролям, теперь его поведение начинает оцениваться школой, появляются новые значимые люди .              

 

2.1.3. Воспитание  самостоятельности у ребенка  младшего школьного возраста

 

 

Очень часто  родители думают, что помогать ребенку  учиться – значит выполнять с  ним домашние задания, заставлять его  читать, писать, прорабатывать страницы учебника. Однако не зря домашняя работа называется самостоятельной. То есть ребенок  должен выполнять ее сам, без участия взрослых. Но если ребенок действительно работает сам, задание, как правило, бывает выполнено хуже; именно это как раз и свидетельствует о самостоятельности школьника.

В школе ребенок  все должен делать сам: раздеваться, одеваться, готовить рабочее место, следовать установленному порядку. Самостоятельность – пожалуй, одно из главных качеств человека. Чем раньше дети научаться быть самостоятельными, тем легче им будет учиться. Учиться – учить себя. Если поддерживать попытки детей быть самостоятельными, можно научить ребенка себя обслуживать, организовывать свободное время, тем самым обеспечить и его самостоятельность как ученика.

Житейская и  учебная самостоятельность –  разные явления. Такое качество как  учебная самостоятельность включает умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры на побуждение и помощь извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению, проявлять инициативу и творчество. Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых. Самостоятельному действию ребенка обычно предшествует авторитарное замечание кого-нибудь из членов семьи. Ниже приведены советы по воспитанию самостоятельности у ребенка младшего школьного возраста.

1.Необходимо  предоставлять ребенку его права.  Помнить, что он тоже имеет  право на одиночество, на выбор  по собственному желанию –  занятия, время провождения, друзей  и сотоварищей его деятельности. Ребенок имеет право распоряжаться  своим временем и собой. Также ребенок имеет право на свое мнение, на свои самостоятельные действия.       

          2. Чтобы ребенок стал самостоятельным,  почувствовал необходимость быть  таковым, можно отдать ему часть  своей ответственности за его  дела и за общие семейные  проблемы; перестать постоянно опекать его. Важно формировать у ребенка умение организовывать свою деятельность, предвидеть необходимые действия, в соответствии с ситуацией корректировать их.

           3.Для формирования учебной самостоятельности  очень важны следующие умения: школьник должен, во-первых, отчетливо представлять, как выполнять задание, знать точную последовательность производимых действий; во-вторых, уметь контролировать свои действия и соотносить их с образцом и, в-третьих, хотеть проявить при выполнении задания творчество, оригинальность. Общение с ребенком по поводу домашних заданий и должно касаться этих умений.

            4.Нужно хвалить ребенка за  любую инициативу, которая показывает  его положительное отношение  к учебным занятиям. Оценка должна быть позитивной, но объективной. Похвалив за положительные моменты, можно вместе с ребенком проанализировать причины неудач. Так школьник научится себя контролировать и оценивать.

            5.Один из важных путей формирования  самостоятельности младшего школьника – выполнение им поручений и обязанностей[7.].

Подводя итог этому параграфу можно сказать, что для успешного обучения в  школе ребенку необходима самостоятельность, которую можно приобрести только в семье. Необходимо, чтобы родители предоставляли ребенку определенные права и обязанности, благодаря которым у ребенка и развиваются навыки самостоятельности.                                                        

 

2.2. Семья как особая ценность в жизни ребенка младшего школьного  возраста

 

 

В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями[31.].

В период обучения в начальной школе меняется характер взаимодействий «родитель-ребенок». Дети уже не столь прямо выражают свое недовольство действиями родителей  и, скорее всего, теперь не будут добиваться всего хныканием, криком и катанием по полу, как могли это делать раньше. Со своей стороны и родители теперь уже меньше озабочены приучением детей к самостоятельности и соблюдением распорядка дня; их больше заботят учебные навыки и достижения ребенка. В младшем школьном возрасте поведение детей требует меньшего, хотя и более тонкого контроля; однако родительский контроль сохраняет свою важность.

Современные исследования указывают на единственно  важную цель действий родителей –  способствовать росту саморегулируемого поведения у своих детей. Дисциплинарные меры, основанные на авторитете родителей, более эффективны в развитии саморегуляции у детей, чем авторитарные методы насаждения дисциплины. Когда родители прибегают к словесным аргументам и предложениям, ребенок склонен договариваться с ними, вместо того, чтобы выказать открытое неповиновение.

Аргументы родителей  обычно касаются просоциального поведения  и соблюдения социальных правил. У  родителей, напоминающих своим детям  о возможных последствиях их действий для других людей, дети, как правило, пользуются большей популярностью и обладают интернализированными моральными нормами. И наоборот, когда родители избирают силовые методы социализации, их дети с трудом развивают интернализированные нормы и механизмы контроля.

Родители  чаще добиваются успеха в развитии у детей саморегулируемого поведения, если постепенно увеличивают степень  их участия в принятии семейных решений. Лучше всего дети адаптированы в  тех случаях, когда родители поощряют то, что называется саморегулированием. Эти родители привлекают детей к сотрудничеству и разделяют с ними ответственность. Они учитывают не столь уже отдаленное будущее, когда их дети, став подростками, начнут принимать большинство решений самостоятельно.

 В некоторых  случаях вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей, в других -–способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений. Взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками[19.].

Семья – это  одна из главнейших ценностей ребенка  младшего школьного возраста. В данном периоде жизни ребенка формируется  его мировоззрение, характер. Теперь у ребенка, появляются новые типы поведения, установленные обществом. Родители же помогают ребенку в развитии тех социальных правил и норм, которые потребуются ему для успеха в школе.                                                                                           
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Центральным институтом развития и воспитания ребенка  является семья. Именно в ней ребенок  приобретает свой первый жизненный  опыт, учится как себя вести в  определенных ситуациях. Важность семьи  заключается в том, что ребенок  находится в ней в течение  значительной части своей жизни и длительность воздействия ее на личность не может сравниться со всеми другими институтами воспитания.

Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста