Роль семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы будет определение значения семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста.
Объект – детско – родительские отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1.ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА………………………...5
1.1.Семья.Функции семьи……………………………………………...5
1.2.Влияние семьи на формирование личностных черт ребенка……7
1.3.Детерминанты воспитательного процесса………………………12
1.4.Стиль и методы воспитания и их эффект………………………..16
1.5.Влияние на формирование личности ребенка других членов
семьи………………………………………………………………….22
2.ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………25
2.1.Младший школьный возраст как особый период в жизни
ребенка…………………………………………………………….25
2.1.1. Общая характеристика детей младшего школьного
возраста……………………………………………………….25
2.1.2. Психологическое значение поступления ребенка в школу...31
2.1.3.Воспитание самостоятельности у ребенка младшего
школьного возраста…………………………………………..31
2.2.Семья как особая ценность в жизни ребенка младшего
школьного возраста……………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Семья рассматривается  как наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов, в передаче ценностей, норм и веры. В семье ребенок усваивает поведение, навыки, ценности, убеждения, свойственные ее культуре.

Семейная  обстановка и опыт, полученный в  семье, способствует когнитивному, эмоциональному и социальному развитию. В младшем  школьном возрасте ребенок осознает отношение между собой и окружающими, он начинает задумываться над своим «Я», вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка.

По результатам  исследовательских работ было выяснено, что семья называется большинством младших школьников как особая ценность в их жизни.

Роль родителей  в становлении личности ребенка  очень велика. Ребенку нужна семья, дом, в котором ему в первую очередь психологически комфортно, надежно, он хочет любви, понимания, уважения.

Семья в значительной степени влияет также и на уровень  школьной успеваемости ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права  и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит  его место в среде окружающих, в том числе и родителей, его взаимодействие с ними. Это новая социальная ситуация обуславливает формирование особенностей личности.

 

 

Именно семья  является важной опорой в жизни младшего школьника при вступлении его  в такой новый социальный институт как школа.

Таким образом, можно отметить, что роль семьи  в жизни ребенка младшего школьного  возраста очень велика потому, что  главным источником поддержки и  взаимопонимания является семья, родители.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Артемова Т.А. Индивидуальные различия в умственном развитии детей младшего школьного возраста /Т.А. Артемова // Психолог. Наука и образование. – 2003. - №2. – С. 101-111.
  2. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Дис…канд.психол.наук. М., 1980, 196с.
  3. Божович Е.Д. сост. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка: Избр. психол. тр. / Н.А. Менчинская. Моск. Психолого - социал. институт. Под ред. Е.Д Божович. – М.: Изд-во Моск. психилого-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2004 – 512 с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол.труды / Акад.пед. и социал. наук. Моск.психол.-социал.ин-т; Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.; Воронеж, 1997. – 352 с.
  5. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Акад.пед. и социал.наук., Моск.психолого-социал.ин-т Под ред. А.И. Липешиной, Т.Д. Марцинковский. – М.: Моск.психолого-социал.ин-т., Воронеж: МОДЭК, 1997. – 576 с.
  6. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис…канд.психол.наук. М., 1987. 206с.
  7. Виноградова Н.Младший школьник. Как важно быть самостоятельным.//Семья и школа.- 2001.-№11.-С.22-25.
  8. Винокурова Г.А. Когнетивные особенности младших школьников с разным уровнем психич. развития. :Автореф. дис…канд. психол. наук. -Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1999,22с.
  9. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. спец. /Сост. – науч. ред.В. С. Мухина, А.А Хвостов.- М.:Академия, 2001.-624 с.
  10. Гаврилычева Г. Ф. Современный младший школьник. Какой он? /Г. Ф. Гаврилычева //Нач. шк.- 2004.-№ 3. –С. 13-19.

 

  1. Голованова Н. Социологизация младших школьников// Воспитание школьников.-2003.-№ 4. С.2-7.

 

  1. Гусева Е.П. и др. Психологические и психофизические особенности младших школьников / Е.П.Гусева , И.А. Левочкина, И. В. Тихомирова. // Возрастная и пед. психология. –М. , 1998. – С.111-114.

 

  1. Дружинин В. Н. Психология семьи. М.; КСП, 1996.160 с. 

 

  1.  Дугарова Э. Л. Влияние стилевых особенностей семейного воспитания на складывающийся тип личности младшего школьника : Дис. канд. наук. Иркутск,1995. 161 с.

 

  1. Земска м. Семья и личность. М. , 1986. 135 с

 

  1.  Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок / Педагогика и психология . М. ,1990. № 7. 790 с.

 

  1.   Кравцова Е. Е. Память как центральная психол.функция младшего школьного возраста: Лекция 5 / Е. Е. Кравцова //Нач. шк.: Прил. К. газ. «Первое сент.» - 2004.. -№42.- С. 41-45.

 

  1. Крайг Г. Психология развития . – СПб. Питер , 2002 . 992 с. : ил. – (серия «Мастера психологии»).

 

  1. Логинова И. А. О специфике детско- родительских отношений // Семейная психология и семейная терапия. М. , 1998.№ 4. 76 с.

 

  1. Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. – М. : Наука, 1989. – 116 с.

 

  1. Ньюкомб Н.  Развитие личности ребенка. СПб.: Питер , 2002. 640 с.

 

  1. Психическое развитие младших школьников: Эксперим. психол. исслед. /Под. ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика:1990.-160 с.

 

  1. Психологический словарь – справочник /Сост. М.И. Дьяченко, Л. А. Колдыбович. –М. : Аст. , 2001. 640 с.

 

  1. Психологическое изучение младших школьников : Метод. Рекомендации / Урал. гос. пед. ун-т; Авт. – сост. Т. С. Конорева. – Екатеринбург , 1997. -28 с.

 

  1. Психология личности : Хрестоматия / Ред. –сост. Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ – М. Т. 2. Отечественная психология / Предисл. Г. В. Аколова. – 200.- 544 с.

 

  1. Психология семьи :Хрестоматия : Учеб. пособие для фак. психологии, социологии, экономики и журналистики / Ред. – сост. Д. Я. Райгородский.- Самара 6 БАХРАХ, М. , 2002.- 752 с.

 

  1. Ребенок школьного возраста : Универс. Энцикл. Для родит. – Минск : БАДППР, 1994. -674 с.

 

  1. Самоукина Н. В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии , 2000 , № 3.

 

  1. Сироткин Л. Ю. , Хузиахметов А. Н. Личность младшего школьника // Сироткин Л. Ю. , Хузиахметов А. Н. Младший школьник и его развитие и воспитание. – Казань, 1999.- Гл. 11. С.17-37.

 

  1. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М. : Мысль, 1987., 312 с.

 

  1. Федосеева О. И. Развитие гибкости мышления младших школьников : Программа «Сообщество» /О. И. Федосеева// Нач. шк. – 2004.- № 2. –С. 102-106.

 

  1. Фридман Л. М.  Школьник как личность // Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования.- М. 1997. С. 73 – 77. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Роль семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста