Роль учителя в формировании нравственных ценностей младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Объектом, которого является формирование нравственных ценностей младшего школьника.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию нравственных ценностей.
Цель исследования: выявить основные методы и приемы, на создание условий развитию мотивов нравственного поведения учащихся.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Обобщить понятия о нравственности и нравственных ценностях;
Проанализировать методы развитию нравственного поведения;
Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания в теоретической литературе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нравственные ценности и их формирование 4
1.1Общее понятие о нравственности и нравственных ценностях 4
1.2 Концепции нравственного развития человека 9
1.3 Особенности развития и воспитания нравственности в младшем школьном возрасте 14
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Способы изучения нравственности и пути ее формирования 23
2.1 Методики изучения нравственности младшего школьника 23
2.2 Приемы воспитательной работы учителя по формированию 28
нравственных качеств 28
Выводы по главе 2 33
2.3 Практическая часть…………………………………………………………..34
Заключение 43
Литература 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по психологии для Насти.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Роль учителя  в формировании нравственных ценностей 

младшего школьника

  Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнила  Бабенко Анастасия

  Александровна,  студентка 91 ПМ группы

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:Никольская

, преподаватель 

психологии

 

 

 

 

 

Томск – 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Нравственные ценности и их формирование 4

1.1Общее понятие   о нравственности  и нравственных  ценностях  4

1.2 Концепции  нравственного развития человека 9

1.3 Особенности  развития и воспитания нравственности  в младшем школьном возрасте 14

Выводы по главе 1 22

Глава 2. Способы  изучения нравственности и пути ее формирования 23

2.1 Методики  изучения нравственности младшего  школьника 23

2.2 Приемы воспитательной  работы учителя по формированию   28

нравственных  качеств 28

Выводы по главе 2 33

   2.3 Практическая часть…………………………………………………………..34

Заключение 43

Литература 45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  выбора темы исследования обусловлена  важностью постановки, в современных  условиях жизни общества  проблемы нравственного развития и нравственного воспитания подрастающего поколения, особенно в младшем школьном возрасте, когда идет процесс формирования характера и личности ребенка. Главная роль в формировании нравственных ценностей у младшего школьника принадлежит родителям и учителю. Поэтому учителю необходимо знать: что такое нравственные ценности и моральные нормы, их отличия, каковы факторы, условия их формирования и особенности осуществляемой работы в рамках данного направления. Нами сделана попытка осветить все эти аспекты в нашей исследовательской работе.

Анализируя  научную литературу по этому вопросу, мы не обнаружили сколько-нибудь его  систематического освещения, хотя многими  авторами некоторые аспекты нравственного  воспитания рассматривались. Собственно, вышеописанное и обусловило выбор данной темы для исследования,

Объектом, которого является формирование нравственных ценностей младшего школьника.

 Предмет  исследования: деятельность учителя по формированию нравственных ценностей.

Цель исследования: выявить основные методы и приемы, на создание условий развитию мотивов нравственного поведения учащихся.

В соответствии с объектом, предметом и целью  исследования поставлены следующие  задачи:

  1. Обобщить понятия о нравственности и нравственных ценностях;
  2. Проанализировать методы развитию нравственного поведения;
  3. Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания в теоретической литературе.

    При проведении исследовательской работы  была изучена и проанализирована научно-исследовательская литература.

                Глава 1. Нравственные ценности и их формирование

    1. Общее понятие  о нравственности  и нравственных ценностях 

 

 Формирование   морали и  воспитания  нравственности  подрастающего поколения  очень  актуальная проблема любого времени  и эпохи. Нравственное  воспитание  личности ребенка  – одна из самых важных задач  школы,  так как в жизни нашего общества  все более возрастает  роль нравственных начал,  расширяется  сфера  действия  морального фактора.

  Первоначальное  значение понятий «нравственность»  и «мораль» – разные слова, но одинаковые  по смыслу. Однако  существуют попытки  разведения  понятий мораль и нравственность. Согласно наиболее  распространенным из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью – сами поступки в  их  объективно развернутой  полноте: мораль – то какими  видятся поступки  индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то какими на самом  деле являются  поступки человека в реальном  опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить так же культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом  случае  например, заповеди  бога  именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными [18].

Моральность личности отличается  от ее нравственности. Моральность, в первую очередь, предполагает ориентацию на  частные, исторические  конкретные оценки других, нравственность же – ориентация  на самостоятельно принятые  абсолютные (истинные)  принципы  и ценности. Основой нравственности является  мораль [11, с. 351]. Нравственность человека формируется на  базе моральных норм  общественной жизни, а значит, в основе  нравственности лежит мораль.

Толковый словарь  русского языка определяет понятие  мораль как совокупность правил и норм поведения людей по отношению друг другу и к обществу .

С психологической  точки зрения следует отличать понятия  мораль и  нравственность. Моральность предполагает ориентацию на внешний мир, на принятые в обществе нормы. Нравственность – личная форма этического сознания; область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро [11,c.335]. Означает: относящийся к внутренней, духовной жизни человека, ориентация на самостоятельно принятые абсолютные (вечные, неизменные истины) принципы и ценности.

Личностное  поведение  всегда оценивается с  точки зрения  существующей морали. Человек оценивается  с позиции, принятых в данном  обществе, социуме, группе  ценностей, норм  и эталонов взаимоотношения: так принято поступать, а так не  принято в данном  обществе. Усвоение  этих правил  формирует моральность личности [11, c. 351].

 Ценности  и нормы составляют единую нормативную систему, которая регулирует поведение  людей и социальных групп в обществе, ценностнонормативная система является  ориентиром при выборе  способа  действия, проверяет  и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения  этих целей. 

  Ценность  – понятие, используемое в  философии и социологии для   обозначения  объектов, явлений,  их свойств, а так же  абстрактных  идей  воплощающих в себе общественные  идеалы и выступающих благодаря   этому как эталон должного. Ценности – это социальные понятия, природный объект, который приобретает социальное  значение и является  или может являться объектом  деятельности [4, 257]. Существуют общепринятые  ценности:

  • универсальные (любовь, свобода,  здоровье)
  • внутригрупповые (политические,  религиозные)
  • индивидуальные (личностные) .

Так что же такое  нравственность? Не существует единого, бесспорного определения  нравственности, что имеет  прямое  отношение  к  своеобразию данного феномена. Различные школы  и мыслители  дают на него различные  ответы. Размышление о нравственности оказываются  различными образами  самой  нравственности  вовсе  не случайно. Нравственность – больше, чем  совокупность фактов, которая  принадлежит  обобщению. Она  выступает одновременно как задача, помимо всего прочего, так же  теоретического размышления. Нравственность представляется в двух  взаимосоотнесенных, но, тем не менее, различных обличьях:

1. Как характеристика  личности, совокупность моральных  качеств, добродетели, например, правдивость, честность, доброта;

2.  Как   характеристика отношений  между   людьми,  совокупность моральных  норм (требований, заповедей, правил), например «не лги», «не кради», «не убей».

 Выделяют  разные  аспекты нравственности  и все они связаны  друг  с другом  таким  образом,  что каждый  из них предполагает все остальные:

  1. господство разума над аффектами;
  2. стремление к  высшему  благу;
  3. добрая воля, бескорыстие  мотивов;
  4. способность жить с людьми;
  5. человечность или  общественная форма отношения между  людьми;
  6. автономия  воли;
  7. взаимность отношений, выраженная в  золотом  правиле нравственности [18].

     Нравственность  связана с понятием воспитанности  школьника, именно поэтому перед психологией воспитания стоит вопрос о критериях воспитанности школьника. М. В. Гамезо, например, выделяет два критерия воспитанности.

  1.  Уровень  сформированности нравственных  потребностей, чувств,    привычек (в данном случае имеется в  виду содержание нравственной  сферы; то, чем руководствуется  человек в своем поведении).

  2.  Уровень  преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость человека; умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение, говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной сферой.

А. К. Маркова, исследуя психологические закономерности труда учителя, указывает, что чрезвычайно важным для оценки его эффективности являются именно те психические изменения в развитии учащихся, которые происходят в результате труда педагога: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость.  Воспитанность ученика, по ее мнению, включает в себя:

  • запас нравственных представлений (то, что он знает о нормах поведения и отношения к обществу);
  • нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т. с. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам — личностные смыслы, мотивы, ценности);
  • реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в   поведении).

Воспитанность представляет собой согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость же понимается как возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе с взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности [9, c.116-117].

Нравственное  поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или  иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Уверенному поведению соответствует твердая внутренняя убежденность. Гармония мыслей и дел – гарантия нравственного поведения в любой ситуации, при возникновении новых и неожиданных проблем [17, с.8]. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания и целенаправленного формирования.

Таким образом, можно сделать вывод, что нравственное  воспитание  личности ребенка  – одна из самых важных задач  школы. Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Моральность личности отличается  от ее нравственности. Моральность, в первую очередь, предполагает ориентацию на  частные, исторические,  конкретные оценки других, нравственность же – ориентация  на самостоятельно принятые  абсолютные (истинные)  принципы  и ценности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 1.2 Концепции нравственного развития человека

  •  

    Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Одним из первых начал изучать нравственное развитие Пиаже. Позднее его работу продолжил Л. Кольберг.

        Кольберг  изучал скорее то, каким образом  люди оправдывают свои нравственные поступки, нежели сами позиции. Он выделяет три уровня нравственного развития: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый из них включает по 2 стадии [2, c.27].

    1. Преднравственный  уровень (до 10 лет)

    Включает стадии:

    • на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными от взрослых, склонен судить о поступках как по важности их последствий, а не по намерениям человека, суждение выносится в зависимости в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.
    • на второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка («автономная мораль»).

    Информация о работе Роль учителя в формировании нравственных ценностей младшего школьника