Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 06:41, курсовая работа
Объектом, которого является формирование нравственных ценностей младшего школьника.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию нравственных ценностей.
Цель исследования: выявить основные методы и приемы, на создание условий развитию мотивов нравственного поведения учащихся.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Обобщить понятия о нравственности и нравственных ценностях;
Проанализировать методы развитию нравственного поведения;
Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания в теоретической литературе.
Введение 3
Глава 1. Нравственные ценности и их формирование 4
1.1Общее понятие о нравственности и нравственных ценностях 4
1.2 Концепции нравственного развития человека 9
1.3 Особенности развития и воспитания нравственности в младшем школьном возрасте 14
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Способы изучения нравственности и пути ее формирования 23
2.1 Методики изучения нравственности младшего школьника 23
2.2 Приемы воспитательной работы учителя по формированию 28
нравственных качеств 28
Выводы по главе 2 33
2.3 Практическая часть…………………………………………………………..34
Заключение 43
Литература 45
Роль учителя в формировании нравственных ценностей
младшего школьника
Курсовая работа
Выполнила Бабенко Анастасия
Александровна, студентка 91 ПМ группы
Руководитель:Никольская
, преподаватель
психологии
Томск – 2008
Содержание
Введение 3
Глава 1. Нравственные ценности и их формирование 4
1.1Общее понятие о нравственности и нравственных ценностях 4
1.2 Концепции
нравственного развития
1.3 Особенности
развития и воспитания
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Способы изучения нравственности и пути ее формирования 23
2.1 Методики
изучения нравственности
2.2 Приемы воспитательной
работы учителя по
нравственных качеств 28
Выводы по главе 2 33
2.3 Практическая часть…………………………………………………………..
Заключение 43
Литература 45
Актуальность выбора темы исследования обусловлена важностью постановки, в современных условиях жизни общества проблемы нравственного развития и нравственного воспитания подрастающего поколения, особенно в младшем школьном возрасте, когда идет процесс формирования характера и личности ребенка. Главная роль в формировании нравственных ценностей у младшего школьника принадлежит родителям и учителю. Поэтому учителю необходимо знать: что такое нравственные ценности и моральные нормы, их отличия, каковы факторы, условия их формирования и особенности осуществляемой работы в рамках данного направления. Нами сделана попытка осветить все эти аспекты в нашей исследовательской работе.
Анализируя
научную литературу по этому вопросу,
мы не обнаружили сколько-нибудь его
систематического освещения, хотя многими
авторами некоторые аспекты
Объектом, которого является формирование нравственных ценностей младшего школьника.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию нравственных ценностей.
Цель исследования: выявить основные методы и приемы, на создание условий развитию мотивов нравственного поведения учащихся.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
При проведении исследовательской работы была изучена и проанализирована научно-исследовательская литература.
Формирование
морали и воспитания нравственности
подрастающего поколения
Первоначальное
значение понятий «
Моральность личности отличается от ее нравственности. Моральность, в первую очередь, предполагает ориентацию на частные, исторические конкретные оценки других, нравственность же – ориентация на самостоятельно принятые абсолютные (истинные) принципы и ценности. Основой нравственности является мораль [11, с. 351]. Нравственность человека формируется на базе моральных норм общественной жизни, а значит, в основе нравственности лежит мораль.
Толковый словарь русского языка определяет понятие мораль как совокупность правил и норм поведения людей по отношению друг другу и к обществу .
С психологической точки зрения следует отличать понятия мораль и нравственность. Моральность предполагает ориентацию на внешний мир, на принятые в обществе нормы. Нравственность – личная форма этического сознания; область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро [11,c.335]. Означает: относящийся к внутренней, духовной жизни человека, ориентация на самостоятельно принятые абсолютные (вечные, неизменные истины) принципы и ценности.
Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения существующей морали. Человек оценивается с позиции, принятых в данном обществе, социуме, группе ценностей, норм и эталонов взаимоотношения: так принято поступать, а так не принято в данном обществе. Усвоение этих правил формирует моральность личности [11, c. 351].
Ценности и нормы составляют единую нормативную систему, которая регулирует поведение людей и социальных групп в обществе, ценностнонормативная система является ориентиром при выборе способа действия, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей.
Ценность
– понятие, используемое в
философии и социологии для
обозначения объектов, явлений,
их свойств, а так же абстрактных
идей воплощающих в себе
Так что же такое нравственность? Не существует единого, бесспорного определения нравственности, что имеет прямое отношение к своеобразию данного феномена. Различные школы и мыслители дают на него различные ответы. Размышление о нравственности оказываются различными образами самой нравственности вовсе не случайно. Нравственность – больше, чем совокупность фактов, которая принадлежит обобщению. Она выступает одновременно как задача, помимо всего прочего, так же теоретического размышления. Нравственность представляется в двух взаимосоотнесенных, но, тем не менее, различных обличьях:
1. Как характеристика
личности, совокупность моральных
качеств, добродетели,
2. Как
характеристика отношений
Выделяют разные аспекты нравственности и все они связаны друг с другом таким образом, что каждый из них предполагает все остальные:
Нравственность
связана с понятием
1. Уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (в данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы; то, чем руководствуется человек в своем поведении).
2. Уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость человека; умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение, говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной сферой.
А. К. Маркова, исследуя психологические закономерности труда учителя, указывает, что чрезвычайно важным для оценки его эффективности являются именно те психические изменения в развитии учащихся, которые происходят в результате труда педагога: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость. Воспитанность ученика, по ее мнению, включает в себя:
Воспитанность представляет собой согласованность знаний, убеждений и поведения. Воспитуемость же понимается как возможности ученика к дальнейшему личностному росту вместе с взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности [9, c.116-117].
Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Уверенному поведению соответствует твердая внутренняя убежденность. Гармония мыслей и дел – гарантия нравственного поведения в любой ситуации, при возникновении новых и неожиданных проблем [17, с.8]. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания и целенаправленного формирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что нравственное воспитание личности ребенка – одна из самых важных задач школы. Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Моральность личности отличается от ее нравственности. Моральность, в первую очередь, предполагает ориентацию на частные, исторические, конкретные оценки других, нравственность же – ориентация на самостоятельно принятые абсолютные (истинные) принципы и ценности.
Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием. Одним из первых начал изучать нравственное развитие Пиаже. Позднее его работу продолжил Л. Кольберг.
Кольберг изучал скорее то, каким образом люди оправдывают свои нравственные поступки, нежели сами позиции. Он выделяет три уровня нравственного развития: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый из них включает по 2 стадии [2, c.27].
1. Преднравственный уровень (до 10 лет)
Включает стадии:
Информация о работе Роль учителя в формировании нравственных ценностей младшего школьника