Роль учителя в формировании нравственных ценностей младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Объектом, которого является формирование нравственных ценностей младшего школьника.
Предмет исследования: деятельность учителя по формированию нравственных ценностей.
Цель исследования: выявить основные методы и приемы, на создание условий развитию мотивов нравственного поведения учащихся.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Обобщить понятия о нравственности и нравственных ценностях;
Проанализировать методы развитию нравственного поведения;
Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания в теоретической литературе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нравственные ценности и их формирование 4
1.1Общее понятие о нравственности и нравственных ценностях 4
1.2 Концепции нравственного развития человека 9
1.3 Особенности развития и воспитания нравственности в младшем школьном возрасте 14
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Способы изучения нравственности и пути ее формирования 23
2.1 Методики изучения нравственности младшего школьника 23
2.2 Приемы воспитательной работы учителя по формированию 28
нравственных качеств 28
Выводы по главе 2 33
2.3 Практическая часть…………………………………………………………..34
Заключение 43
Литература 45

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по психологии для Насти.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

В формировании ценностных ориентаций, по мнению экспертов, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей. Опрос учащихся 3 класса (19 человек) показал, что такими идеалами у младших школьников являются родители и ближайшие родственники, преуспевающие бизнесмены и предприниматели, учителя, герои литературных произведений и фильмов, друзья и знакомые.

Затем мы выявили  степень интереса младших школьников к нравственной проблематике. Для  этого использовали методику М.Рокича, модифицированную Е.Ф. Шубиной. Значительная часть детей дали высокую оценку ценностям социального характера таким, как удачная учеба, бизнес, богатство. Более низкую оценку получили такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие и т.д. В ходе констатирующего эксперимента были также применены методики Н.Е. Щурковой, по которым определялось, какими качествами, по их собственной оценке, обладали школьники. Учащиеся считали себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Некоторые учащихся не смогли ответить, считают ли они себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Наименьшее число учащихся не считают, что они должны строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять своё отношение к людям.

Для воспитания нравственных качеств мы проводим диагностику  по методике М.И. Шиловой, диагностические  таблицы отражают пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе.

Анализ психологических  и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его нравственную воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине по таблицам УНВ (уровни нравственной воспитанности) в коллективе, учитель - воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.

Таблицы уровня нравственной воспитанности разработаны по трем ступеням с учетом психологических и возрастных особенностей детей – методика М.И. Шиловой.(См. Приложе6ние Таблица 1)

По каждому  показателю сформулированы признаки и  уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика (см. Приложение «Инструкция к таблице «сводный лист»).

Таким образом, формируется оценка нравственных качеств  личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми.

Для краткости  выражения результатов, использования в целях коррекции мы фиксировали их в сводном листе (см. Приложение таблицу 2).

Расшифровка таблицы  представлена в приложении «Инструкция  по сводному листу».

В столбцах «Показатели  нравственной воспитанности» фиксируется  тот уровень, который преобладает на данный момент у конкретного ребенка.

Преобладание  ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения, признаки продуктивного, деятельного характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок».

Преобладание  признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае «воспитанный ребенок».

Преобладание признаков 1 уровня: преобладание внешней регуляции его деятельности и отношений. Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях говорят: «недостаточно воспитанный ребенок».

Преобладание  отрицательных проявлений, вредных  привычек в поведении ребенка характеризует его как невоспитанного.

По результатам  анализа «Сводного листа была составлена гистограмма представленная на рис. 1.

Рисунок 1. –  Распределение учащихся 3 «А» класса по группам в зависимости от уровней нравственной воспитанности

Из представленной диаграммы выявлено, что у обучающихся 3 класса преобладают признаки второго  уровня проявления нравственно-волевых  качеств личности. Наиболее яркими качествами формирующейся нравственности у данной возрастной группы детей являются отношение к обществу, отношение к физическому труду, отношение к людям. Следует обратить внимание на развитие у ребят отношений к умственному труду и отношения к себе.

В ходе формирующего этапа исследовательской работы мы проводили этические беседы:

Обсуждали вопрос о дружбе с героем литературного  произведения или фильма.

1. С кем бы  хотел подружиться?

2. Почему? Какие  качества привлекают в герое? (дети хотят дружить с сильными  личностями, желательно со сверхъестественными возможностями – Человек паук и Супермен. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут прийти на помощь в трудную минуту)

3. А кто вам  в жизни помогает в трудную  минуту?

4. А чем могут  помочь телевизионные и литературные герои? (делается вывод, что помогают в трудные минуты близкие люди – мама, папа, друзья, родственники. Вымышленные герои могут помочь только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации).

Также проводились беседы: «От любви к матери – до любви к Родине»,

«Кого мы называем добрым».

Также мы провели  два классных часа соответствующих  проблеме исследования. Цель первого  классного часа «Дорогою добра»: учить  ребят взаимопомощи, поддержке, уважению друг к другу, воспитание культуре межличностных отношений. На классном часе мы с ребятами разбирали разнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии делали свои выводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целом классный час прошел хорошо. На передоложенные ситуации «Помочь учителю повесить плакат, зажечь свет, стереть с доски, отпереть кабинет, раздать тетради, листы, книги», ребята отвечали следующим образом. «Да, я всегда предлагаю свою помощь учителю» (ответили 16 человек). «Я бы предложил помощь, но мне кажется, что это будет выглядеть как подхалимство, смогу только в той ситуации, если в классе никого не будет» (ответили 4 мальчика). «Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начните разговор». Две девочки хорошо справились с этим заданием, беседа проходила в культурной форме, с извинениями и т.д.

На первый взгляд было понятно, что класс привык к  такой форме проведения классного  часа, ребята хорошо знали как себя нужно вести в той или иной ситуации, имели представления о  морали, об этикете, о безнравственных поступках и т.д. Классный руководитель удаляет много времени на нравственное просвещение ребят (походы в театр, проведение классных часов, мероприятий и т.д.).

Цель другого  классного часа «Какой я?»: учить  ребят взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностных отношений. Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение к старику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценку на эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мой взгляд, ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получились естественными, интересными. 2. «Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита». Так же ребята были разбиты на команды, каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребята хорошо знают правела этикета и умеют применять полученные знания. Руководитель так же участвовал в дискуссиях, помогал ребятам, акцентировал их внимание на той или иной ситуации, так же классный руководитель просил ребят вспомнить некоторые правила этикета. Классный руководитель попросил ребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневной жизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правилами этикета, и делают безнравственные поступки.

Также мы провели  в классе воспитательное дело. Тема воспитательного дела: «Вавилонская башня». Цель: воспитание культуры межличностных  отношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений, взаимопомощь. Наша задача была в том, что бы сплотить ребят, научить их общаться между собой, уважать мнения друг друга. Ребята активно участвовали в играх, сценках, принимали совместные решения, проявляли уважение к мнению друг друга, действовали сообща.

Также включали учащихся в деятельность, направленную на помощь другим людям: младшим (первоклассникам, своим братьям и сестрам), старшим (родителям, учителям, пожилым людям); учили заботиться о природе. Мы включали учащихся в проблемные ситуации, способствующие выработке нравственных поступков и закреплению их как привычки в поведении. Воспитывающие проблемные ситуации – это специально организованные педагогом экстремальные условия для школьника, включающие в себя рассогласования, противоречия между требованиями социума и уровнем развития личности, или между ситуативным требованием активности личности и уровнем развития способностей к осуществлению нравственного выбора, рационализирующих поиск оптимальных вариантов преодоления моральных противоречий. В опытно - поисковой работе мы создавали воспитывающие проблемные ситуации в ходе обсуждении тех или иных альтернативных выборов вида деятельности или стиля поведения; при оценке действий и поступков, основанной на принципах нормативной нравственности; а также при сопоставлении нормативных положений с конкретными поведенческими ситуациями; в дискуссии о том, как нужно поступать в предлагаемой ситуации.

В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт, вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказались творческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить и дальнейшую работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание), это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. В целом класс творческий, любят разыгрывать разные сценки, которые придумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работу можно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если в дальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребята вырастут культурными, высоко нравственными людьми.

В рамках контрольного этапа педагогического эксперимента мы провели аналогичную диагностику  и составили таблицу с критериями нравственной воспитанности или  «Сводный лист» (см. Приложение таблицу 3).

Рассмотрим  показатели УНВ в сравнительной гистограмме представленной на рис.2.

Рисунок 2 –  Сравнительные показатели уровней  нравственной воспитанности на контрольном  и заключительном этапах эксперимента

Как видно из данной гистограммы динамика роста  нравственной воспитанности у младших  школьников очевидна.

Сократилось до нуля количество испытуемых относящихся  к первому уровню, количество испытуемых относящихся ко второй группе увеличилось  на 3 (74%), а также на 1 увеличилось количество учащихся 3 уровня (26%).

Таким образом, наша исследовательская работа показала, что у детей данного класса средний уровень нравственного  воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими  умениями. Мы видим, что работу по формированию нравственности надо продолжать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Проблему  нравственного воспитания исследовали  и философы, и психологи, и педагоги  – ученые. Но и сейчас она  актуальна. На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы:

1. Нравственное  воспитание  личности ребенка   – одна из самых важных задач   школы. Нравственное поведение  характеризуется тем, что оно  у каждого определяется сознательным  выбором тех или иных действий. Моральность личности отличается  от ее нравственности. Моральность, в первую очередь, предполагает ориентацию на  частные, исторические,  конкретные оценки других, нравственность же – ориентация  на самостоятельно принятые  абсолютные (истинные)  принципы  и ценности.

2. Развитие нравственности (способности выносить моральные  суждения) тесно связано с когнитивным  развитием. Л.Кольберг выделяет три уровня нравственного развития: преднравственный, конвенциональный и постконвенциональный. Каждый из них включает по 2 стадии. К.Гиллиган утверждала, что между нравственными принципами мужчин и женщин существуют различия, поэтому она выделяла иные 3 уровня развития – самоозабоченность,  самопожертвование, самоуважение.

3. Для младших  школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку.     В процессе нравственного развития ребенок проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему.

4. Воспитание  процесс противоречивый и длительный. Целенаправленная воспитательная работа требует диагностирования. Главная задача воспитательного диагностирования – установление реального состояния моральных и социальных качеств учеников,  определение критических и рискованных аспектов развития воспитательного процесса.

 

5.Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий.  Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.
  2. Годфруа Ж. что такое  психология : в 2-х т. Т.2 , пер. франц.  -М.: мир, 1992 г.- 496с
  3. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология.  Хрестоматия, - Академия, 1999 - с.320.
  4. Крылов А А . Психология : учебник – М.: Проспект , 1999 - с.256
  5. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
  6. Педагогика школы/ Под ред. Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977;
  7. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. - М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001, - 400 с.:
  8. Подласый П. И. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996;
  9. Сарычев С.В.,Логинов И.Н. Педагогическая психология,- Питер,2006 – 224 с.
  10. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 1998;
  11. Слободчиков В,И. ; Исаев Е И . Психология  человека . - М.: школа - пресс ,1995;
  12. Столяренко Л.Д, Столяренко В.Е. Психология для студентов ВУЗов – Ростов-на-Дону: Феникс,2004 -170с.
  13. Талызина Н.Ф. «Педагогическая психология»: учебник для студентов средних учебных заведений/ Н.Ф,Талызина. - 4-е издание, стр.- М.: Издательский центр «Академия»,2006.-288с.стр.
  14. Трофимова Н. М. Нравственны ориентиры младшего школьника// Педагогика, 1997, №6;
  15. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 1983;
  16. Школьный толковый словарь русского языка /Лапатухин М.С. и др. М., 1981.)
  17. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер. с нем. – М.: Просвещение, 1986;
  18. Этика  под ред. А.А.Гусейнова, Е Л Дубко – М.: Гардарики, 1999 - 496стр.

Информация о работе Роль учителя в формировании нравственных ценностей младшего школьника