Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 13:56, реферат
Руководство, лидерство стало объектом исследования, когда в начале двадцатого столетия начали впервые изучать управление. Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей.
3.1. Эффективность стиля управления
Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций.
При этом следует учитывать:
- личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования),
- зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков),
- организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля),
- условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).
Предпочтительность стиля управления в зависимости от крайних (идеализированных) ситуаций показана в табл. 1.
Таблица 1 Характеристики авторитарного и сопричастного стилей управления
Характеристи-ки ситуаций | Стили управления | ||
Авторитарный | Сопричастный | ||
Личные качества | Пессимистическое мировоззрение, большая крутизна, стремление к надежности, мало собственной инициативы. Исполнение долга. | Оптимистическое мировоззрение, малая крутизна, готовность к риску, высокая собственная инициатива. Творчество, инновации | |
Условия постановки задач | Четко определенные, большой опыт, плановые задания, индивидуализи-рованные задания, давление сроков. | Слабо определенные, малый опыт, импровизированные задания, нет давления сроков. | |
Организацион-ные условия | Строгая организация, формальные структуры, централизованное рас-пределение, единичная инстанция, вертикальная информация. | "Рыхлая" организация, нефор-мальные структуры, децентрали-зованное распределение, множест-венные инстанции, свободная информация. | |
Условия окружающей среды | Кризисная ситуация, авторитарное доминирование ценностей. | Процветание. Освобожденные ценности |
|
Если такие ситуации присутствуют, то возникает воздействие на эффективность управления в соответствии с табл. 2.
Таблица 11.2 Оценки эффективности различных стилей управления
Критерии эффективности | Стили управления | ||
Авторитарный | Сопричастный | ||
Эффективность достижения цели | Обеспечение выживания
в случае кризиса. Снижение издержек
в условиях дефицита времени. Большие затраты на квалифицированного менеджера. Незаинтересованность сотрудников в экономии средств. Частое отсутствие менеджера. |
Использование
рыночных шансов через заинтересо-ванных
сотрудников. Снижение убытков в отсутствие менеджера. Большие затраты на координацию. |
|
Эффективность выполнения заданий | Быстрые решения.
Решения, приближенные к оптимальным. Использование творческого потенциала только менеджера. |
Медленное решение. Решение с пониманием дела. Использование творческого потенциала менеджера и сотрудников. |
|
Распределение ролей | Четкое распределение
ролей. Зависимость от менеджера. Удовлетворенность авторитарно распределенных сотрудников. |
Нечеткое распределение ролей. Независимость от менеджера. довлетворенность свободно распределенных сотрудников. | |
Гуманистические факторы | Организационные
требования к резерву. Недовольство
эманси-пированных сотрудников. Стихийность, потеря инициативы сотрудников. |
Более высокие
требования к резерву менеджеров. Путаница, недовольство среди верящих авторитетам. Заинтересованность, обязательность, инициативность сотрудников. |
|
В результате можно сделать вывод, что поведение менеджера должно соответствовать ситуации, гибкость стиля является важным признаком качества менеджера. Следует не только менять стиль управления, но и создавать соответственные ситуационные условия (формировать ситуацию через подбор кадров, изменять оргструктуры и организацию труда) Г.Я Гольдштейн, Основы менеджмента, Таганрог, ТГТУ, 1997.
4. Качества, необходимые руководителю
Эффективные управляющие отличаются друг от друга в не меньшей степени, чем врачи, преподаватели вузов или скрипачи. Они так же различаются между собой, как и неэффективные работники. Более того, многие качества первых и последних могут совпадать.
Объединяет же эффективных управляющих их умение добиваться положительного результата во всем, за что бы они ни брались. Характерно, что манера решения задач эффективными управляющими практически не зависит от места их работы и характера деятельности. На промышленном предприятии, в правительственном учреждении, больнице или университете они применяют по существу сходные методы решения.
Существуют пять основных элементов для повышения эффективности руководителей:
1. Эффективные
управляющие должны знать, на
что они расходуют свое время.
Умение контролировать свое
2. Эффективные
управляющие должны
3. Эффективные
управляющие должны строить
4. Эффективные
управляющие концентрируют
5. Наконец, эффективные
управляющие должны принимать
эффективные решения. А это,
прежде всего, вопрос
Качества, необходимые руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей руководителя. К ним относятся:
-- высокий уровень
образования,
-- широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как своей, так и смежных сфер деятельности;
-- стремление
к постоянному
-- поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим, их обучение;
-- умение планировать свою работу.
Выделяют три группы навыков, составляющие основу профессиональной деятельности руководителя: концептуальную (на высшем уровне её доля доходит до 50%), межличностную и специальную (техническую). На низших уровнях управления её доля также составляет около 50%.
Способность концептуально мыслить в сфере управления обусловлена в немалой степени характером образования. Не случайно, что в США лишь 2% высших руководителей фирм -- инженеры, а остальные -- юристы ,экономисты, психологи, управленцы. В нашей стране картина обратная: на начало 90-х гг. 85% руководителей имели техническое образование, 13% -- экономическое, 2% -- гуманитарное.
Личные качества руководителя в принципе мало, чем должны отличаться от личных качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание положительными качествами тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть физическое и психологическое здоровье, высокий уровень внутренней культуры, отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям; оптимизм, уверенность в себе.
Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
умение создать организацию, обеспечить её деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду;
энергичность, доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
целеустремлённость, инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нём, но при необходимости легко перестроиться;
стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчинённых.
Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших -- на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчинённых.
В своей собственной
деятельности эффективные руководители
основываются на своих полезных качествах.
В то время как другие жалуются,
что у них не получается то одно,
то другое, эффективные руководители
предпочитают не терять время и делать
то, что они умеют делать лучше
всего. В результате получается, что
слабости, так раздражающие их коллег,
перестают играть отрицательную
роль. Умелый управляющий находится
всегда в поиске того, что может
быть сделано. Если он начинает с ответа
на вопрос "Что я могу сделать?",
то он, конечно же, в состоянии
сделать намного больше, чем позволяют
ему время и возможности. Продуктивное
и целевое использование
Изменение человеческой
натуры не входит в задачи управляющего.
Как говорится в библейской притче
о талантах, следует приумножать
общий потенциал путем
Информация о работе Руководитель как субъект управленческой деятельности