Сазнание и самосознание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

Такое понимание природы как сознание предполагает очень широкий спектр вопросов, которые становятся предметом исследования не только психологии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, философии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную позицию в трактовке сознания. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций,

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3с
Глава 1.Сознание.
Понятие сознания и его определение…………………………………………………4с
Функции сознания……………………………………………………………………………….8с
Сознание человека……………………………………………………………………………….9с
Глава 2.Самосознание.
Понятие самосознания……………………………………………....................................11с
Структура и формы самосознания……………………………………………………..13с
Самосознание личности……………………………………………………………………..15с
Заключение………………………………………………………………………………………...17с
Литература…………………………………………………………………………………………19с

Вложенные файлы: 1 файл

общая психология.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

план

 

Введение………………………………………………………………………………………………3с

Глава 1.Сознание.

 Понятие сознания и его определение…………………………………………………

Функции сознания……………………………………………………………………………….8с

Сознание человека……………………………………………………………………………….9с

Глава 2.Самосознание.

 Понятие самосознания……………………………………………....................................11с

Структура и формы самосознания……………………………………………………..13с

Самосознание личности……………………………………………………………………..15с

Заключение………………………………………………………………………………………...17с

Литература…………………………………………………………………………………………19с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Такое понимание  природы как сознание предполагает  очень широкий спектр вопросов, которые становятся предметом  исследования не только психологии, но и специальных гуманитарных  и естественных наук: социологии, философии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики,  кибернетики. Рассмотрение отдельных  аспектов сознания в рамках  этих дисциплин всегда опирается  на определенную  позицию в  трактовке сознания. В истории  психологической науки сознание  явилось труднейшей проблемой,  которую до сих пор не удалось  решить с материалистических  или идеалистических позиций,  на пути ее материалистического  понимания возникало множество  самых сложных вопросов. Именно  по этой причине сознание, несмотря  на важнейшее значение этого  явления в понимании психологии  и поведении человека, до сих  пор остается одним из наименее разобранных. Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сознание

 

Понятие сознания и его  определение.

 

            Сознание выступает как особая  форма отражения, регуляции и  управления отношением людей  к окружающей действительности, к самим себе и своим способам  общения, которые возникают и  развиваются на основе практически  - преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но  и творит мир. Сознание с  самого начала является общественным  продуктом. Оно возникает и  развивается только в совместной  деятельности людей в процессе  их труда и общения.

            Сознание - это воспроизведение человеком  идеального образа своей деятельности  и идеального представительства  в ней позиций других людей.  Сознание-это рефлексия, которая  является субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть сознание в том  смысле, что индивидуальное сознание  может существовать только при  наличии общественного сознания  и языка, являющегося его реальным  субстратом. Сознание порождается  не природой, а обществом. Сознание  является высшим уровнем отражения  человеком действительности, его  психику рассматривают с материалистических  позиций, и собственно человеческой  формой психического начала бытия,  если психику трактуют с идеалистических  позиций. 

            Это развитие сознательности  человека, её рост и укоренение  её в нём совершается в процессе  реальной деятельности человека. Сознательность человека неразрывно  связана с действенностью, а действенность  - с сознательностью. Лишь благодаря  тому, что человек, движимый своими  потребностями и интересами, объективно  предметно порождает всё новые  и всё более совершенные продукты  своего труда, в которых он  себя объективирует, у него  формируются и развиваются всё  новые области, всё высшие уровни  сознания. Через продукты своего  труда и своего творчества, которые  всегда являются продуктами общественного  труда и общественного творчества, поскольку сам человек является  общественным существом, развивается  сознательная личность, ширится  и крепится её сознательная  жизнь. Это в свёрнутом виде  также цельная психологическая концепция. За ней как её реальный прототип, вырисовывается облик трудящегося человека, человека-творца, который, изменяя природу и перестраивая общество, изменяет свою собственную природу, который в своей общественной практике, порождая новые общественные отношения и в коллективном труде создавая новую культуру, выковывает новый, подлинно человеческий облик человека.

           Понятие  “сознание” не однозначно. В  широком смысле слова под ним  имеют в виду психическое отражение  действительности, независимо от  того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда  имеют в виду сознание в  этом широком смысле, то тем  самым подчеркивают его отношение  к материи без выявления специфики  его структурной организации.

           Сознание - высшая, свойственная человеку  форма обобщенного отражения  объективных устойчивых свойств  и закономерностей окружающего  мира, формирования у человека  внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается  познание и преобразование окружающей  действительности.

Выделяют два слоя сознания.

I. Бытийное сознание (сознание для  бытия), включающее в себя: 1) биодинамические  свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы. Сознание: рождается  в бытии, отражает бытие, творит  бытие.

II. Рефлективное сознание (сознание  для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл. 

  Смысл - субъективное понимание  и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями  осмысления значений. Процессы взаимной  трансформации значений и смыслов  (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

         На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением рефлективного сознания.

          Мир  производственной, предметно-практической  деятельности соотносится с биодинамической  тканью движения и действия  бытийного слоя сознания. Мир  представлений, воображений, культурных  символов и знаков соотносится  с чувственной тканью бытийного  сознания. Сознание рождается и  присутствует во всех этих  мирах. Эпицентром сознания является  сознание собственного "Я".

           Бытийный слой содержит в себе  истоки и начала рефлективного  слоя, поскольку значения и смыслы  рождаются в бытийном слое. Выраженное  в слове значение содержит: образ,  операционное и предметное значение, осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только  как язык, в них объективировались  формы мышления, которые нами  и овладевают через использование  язык.

            Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются  ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

           Перейдем к вопросу о том, чем определяется, обусловливается возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

      Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной  жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе а также о людях как природных и общественных существах.

Итак, вся телесная основа и механизмы  сознания созданы и изменяются природой как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата. Образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть субъективный образ объективного мира.

 Говоря о сознании  как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический  и неразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии общей и социальной, т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность — вторичной.

       Если  содержание сознания определяется  внешними факторами, то, с другой  стороны, все явления психики  и сознания протекают в тех  формах, которые фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не выходит за пределы психологических процессов.

    Содержание и  форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.

 

Функции сознания

 

Функции сознания - это такие его  свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.

    Коренная и  главнейшая функция сознания  есть получение знания о природе,  обществе и человеке.

Отражательная функция сознания, является самой общей и всеохватывающей его функцией. Однако отражение имеет различные стороны, имеющие свою специфику и связанные с этой спецификой другие, более специальные функции. Функцию сознания, а именно, что оно раскрывает отношение между человеком и действительностью.

     Творческая функция  сознания, понимаемая в широком смысле, как активное воздействие на окружающую человека действительность, изменение, преобразование этой действительности. Животные, растения, микроорганизмы изменяют внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности. Однако это изменение нельзя считать творчеством, ибо оно лишено сознательной постановки целей. Творческая деятельность, как и вся практика в целом, имеет своей основой не только отражение, но и указанное отношение, так как в этой деятельности, человек должен сознавать свое отделение от объекта.

          Важной  функцией сознания является оценка  явлений действительности (в том  числе и совершаемого человеком). Как и творчество, оценка базируется на отражении, ибо, прежде чем что-либо оценивать, надо знать, что собой представляет предмет оценки. Но вместе с тем оценка является формой отношения человека к действительности. В сознании отражается все, что ему доступно по строению нейрофизиологического аппарата и по степени развития технических средств наблюдения и эксперимента. Оценка же производит выбор из всего того, что добывает знание. Оценивать — это значит подходить к действительности с точки зрения того, что нужно человеку. Это отношение особого рода. Здесь субъект, его потребности, интересы, цели, нормы и идеалы выступают как основания и критерии положительного или отрицательного отношения к объекту оценки. Поэтому оценочная функция сознания относительно самостоятельна, автономна.

          Указанные  функции сознания, будучи относительно  самостоятельными, выполняют служебную  роль в отношении к практике. Они, так сказать, подготовляют решения человека о том, как надо практически действовать. Они способствуют формированию регулятивно - управленческой функции его сознания.

 

 

 

Сознание человека.

           
            Развитие сознания у человека неразрывно связано с началом общественно-трудовой деятельности. В развитии трудовой деятельности, изменившей реальное отношение человека к окружающей среде, заключается основной и решающий факт, из которого проистекают все отличия человека от животного; из него же проистекают и все специфические особенности человеческой психики.  
          По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и господствуя над нею, стал, превращаясь в субъекте истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, к собственной деятельности; сама деятельность его становилась все более сознательной: направленная в труде на определенные цели, на производство определенного продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная на определенные результаты, на производство определенного продукта требовал предвидения. Необходимое для труда, оно в труде и формировалось. 
Характерная для трудовой деятельности человека целенаправленность действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознательности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, инстинктивного  в своей основе поведения животных. 
Возникновение человеческого сознания и человеческого интеллекта может быть правильно объяснено только в зависимости от его материальной основы, в связи с процессом становления человека как исторического существа. 
           Становление сознания связано со становлением новой формы бытия, бытия человеческого, новой формы жизни, субъект которой способен выходя за пределы своего собственного одиночного существования, отдавать отчет о своем отношении к миру, к другим людям, подчинять свою жизнь обязанностям, нести ответственность за содеянное, ставить перед собой задачи и, не ограничиваясь приспособлением к наличным условиям жизни, изменять мир, словом жить так, как живет человек и никто другой. 
         Таким образом, психическая деятельность выступает в новом качестве - сознании, или, точнее, процессе осознания субъектом окружающего мира и тех отношений, в которые он с ним вступает, по мере того как из жизни и непосредственного переживания выделяется рефлексия на окружающий мир и на собственную жизнь. Наличие сознания предполагает, таким образом, выделение человека из его окружения, появление отношения субъекта действия и познания к объективному миру. Сознание всегда предполагает познавательное отношение к предмету, находящемуся вне сознания. Возникновение сознания как специфически человеческого способа отражения действительности неразрывно связано с языком: язык - необходимое условие возникновения сознания. Осознавать - значит отражать объективную реальность посредством объективированных в слове общественно выработанных обобщенных значений. 
Связь сознания и языка, таким образом, теснейшая, необходимая: без языка нет сознания. Язык - форма сознания человека как общественного индивида  
           Слово существенно для сознания именно в силу того, что в нем откладываются, объективируются и через него актуализуются знания, посредством которых человек осознает действительность. 
Психологический подход к проблеме сознания исключает возможность рассматривать сознание лишь как некое готовое образование. В психологическом плане сознание выступает реально прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Наличие у человека сознания означает, собственно, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась или складывается такая совокупность или система объективированных в слове, более или менее обобщенных знаний, посредством которых он может осознавать окружающее и самого себя, опознавая явления действительности через их соотношение с этими знаниями. Центральной психологической проблемой при этом остается процесс осознания человеком мира. 
Сознание не покрывает психической деятельности человека в целом. Сознание, как и психическое вообще, служит для регуляции поведения, для приведения его в соответствие с потребностями людей и объективными условиями, в которых оно совершается.

Информация о работе Сазнание и самосознание личности