Сазнание и самосознание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

Такое понимание природы как сознание предполагает очень широкий спектр вопросов, которые становятся предметом исследования не только психологии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, философии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную позицию в трактовке сознания. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций,

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3с
Глава 1.Сознание.
Понятие сознания и его определение…………………………………………………4с
Функции сознания……………………………………………………………………………….8с
Сознание человека……………………………………………………………………………….9с
Глава 2.Самосознание.
Понятие самосознания……………………………………………....................................11с
Структура и формы самосознания……………………………………………………..13с
Самосознание личности……………………………………………………………………..15с
Заключение………………………………………………………………………………………...17с
Литература…………………………………………………………………………………………19с

Вложенные файлы: 1 файл

общая психология.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Самосознание

 

Понятие самосознания

 

Сознание предполагает выделение  субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции  по отношению к миру. Это выделение  себя, отношение к себе, оценка своих  возможностей, которые являются необходимым  компонентом всякого сознания, и  образует разные формы той специфической  характеристики человека, которая именуется  самосознанием.

Самосознание есть определенная форма  реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание -  это  осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

 Самосознание есть  сознание, направленное на самого  себя: это — сознание, делающее  своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает субъект, и сознание, которое познается объект. Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом.

       Самосознание  самим фактом своего существования  еще раз доказывает относительность  различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

Психологические науки, изучающие  явление сознания, представляют собой  также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания.

 Наибольшую гносеологическую  трудность представляет собой индивидуальное самосознание. Ведь самосознание общества является либо познанием общественных явлений форм общественного сознания, личности и пр. отдельными людьми, учеными, либо изучением сознания всех людей теми же отдельными людьми этим занимается психологическая наука. В обоих случаях мы не выходим из рамок обычного соотношения общего и отдельного, соотношения между объектом, обществом и субъектом, человеком, отдельными людьми. В индивидуальном же самосознании перед нами факт раздвоения сознания этого отдельного человека на объект и субъект.

Идеалистическая философия и психология рассматривает это раздвоение как наличие в сознании особой субстанции, чистой субъективности духа, души, делающей своим предметом всю остальную субъективность, т. е. совокупность всех текучих явлений сознания. Материалистическая философия, психология, физиология и психопатология накопили уже большой материал для научного объяснения явления самосознания, его генезиса и психологического механизма. Материалисты, отвергая мистическую трактовку самосознания, считают самосознание одной из форм сознания, имеющей те же гносеологические корни, что и сознание в целом. Они различают две формы сознания: предметное сознание и самосознание.

Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в  осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную  им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе органических ощущений и чувств, но и на основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.                             Материалистическое понимание самосознания основывается на том положении в человеческом «я», взятом в его психологическом плане, нет ничего, кроме психических событий и связей, которые они имеют между собой или с внешним миром.

Однако способность «я» в  процессе самосознания отвлекаться от всех переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность рассмотрения субъектом всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызываемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.

Следует затронуть и вопрос: что  возникает раньше — предметное сознание или самосознание? Иначе, является ли самосознание предпосылкой и низшей ступенью сознания  или продуктом развитого сознания, его высшей формой. Во второй, более общей формулировке, он представляет известный интерес и для психологии. Самосознание—это процесс, проходящий различные ступени развития. Если взять самосознание в его первичных, элементарных формах, то оно уходит далеко в область органической эволюции и предшествует человеческому сознанию, является одной из его предпосылок. Если же рассматривать самосознание в его наиболее развитых формах как один из признаков класса или личности и разуметь под ним понимание классом или личностью своей роли в общественной жизни, призвания, смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание стоит ваше сознания в общем смысле этого слова, является формой общественного сознания.

 

Структура и формы самосознания

 

Самосознание – динамичное исторически  развивающееся образование, выступающее  на разных уровнях и в разных формах.

Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее,объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы встроен определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных, и изменения которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.

Следующий, более высокий уровень  самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или  иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе.

   Самый высокий  уровень развития этого процесса  – возникновение сознания «Я»  как совершенно особого образования,  похожего на «я» других людей  и вместе с тем в чем-то  уникального и неповторимого,  могущего совершать свободные  поступки и нести за них  ответственность, что с необходимостью  предполагает возможность контроля  над своими действиями и их  оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.   

         Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно  здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий  поступка резко снижена и даже  отсутствует полностью у детей,  а также  у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

          Однако  самосознание – это не только  разнообразные формы и уровни  самопознания. Это также всегда  и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление  себя с определенным, принятым  данным человеком идеалом «я»,  вынесение некоторой самооценки  – как следствие – возникновение  чувства удовлетворения или же  неудовлетворения собой. Зеркало,  в котором человек видит самого  себя и с помощью которого  он начинает относиться к себе  как к человеку, то есть вырабатывает  формы самосознания, - общество других  людей. Самосознание рождается  не в результате внутренних  потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

 

Самосознание личности.

 
          Самосознание  не надстраивается внешне над  личностью, а включается в нее;  самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента. 
          Источник самосознания никак не приходится искать в соотношениях организма с самим собой, выражающихся в рефлекторных актах, служащих для регулирования его функций. 
Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути. 
         Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий. 
          Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и овладение речью, представляющей собой форму существования мышления и сознания в целом. В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе. Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он признается нами личностью, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой.          В отношении некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью в каком-то особенном смысле этого слова, господствует над всем остальным. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Но личность - это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе. 
Как бы то ни было, каждый человек, будучи сознательным общественным существом, субъектом практики, истории, является той самой личностью. Определяя свое отношение к другим людям, он самоопределяется. Это сознательное самоопределение выражается в его самосознании.

          Личность  в ее реальном бытии, в ее  самосознании есть то, что человек,  осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» - это  личность в целом, в единстве  всех сторон бытия, отраженная  в самосознании. Радикально-идеалистические  течения психологии сводят обычно  личность к самосознанию. У. Джемс  надстраивал самосознание субъекта  как духовную личность над  личностью физической и социальной. В действительности личность  не сводится к самосознанию, и  духовная личность не надстраивается  над физической и социальной. Существует лишь единая личность - человек из плоти и крови, являющийся сознательным общественным существом. Как «я» он выступает, поскольку с развитием самосознания осознает себя как субъекта практической и теоретической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

        На мой взгляд, тема сознания и самосознания личности в наше время очень актуальна. Сознание человека - это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире. В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.         1. Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2. Формирование сознания связано  с возникновением труда. 

3. Сознание - функция сложнейшей  материальной, физиологической системы  - человеческого мозга.                                                           

4. Сознание обладает возможностью  воздействовать на окружающую  его действительность.

Самосознание - это осознание человеком  своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов  поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего  существа, как деятеля. Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В самосознании человек выделяет себя из окружающего  мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с  природой и обществом. Самосознание начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в процессах становления  образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку  мерой и исходным пунктом отношения  человека к себе выступают прежде всего другие люди, самосознание имеет социальный, общественный характер.

Информация о работе Сазнание и самосознание личности