Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:17, реферат
Такое понимание природы как сознание предполагает очень широкий спектр вопросов, которые становятся предметом исследования не только психологии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, философии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную позицию в трактовке сознания. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций,
Введение………………………………………………………………………………………………3с
Глава 1.Сознание.
Понятие сознания и его определение…………………………………………………4с
Функции сознания……………………………………………………………………………….8с
Сознание человека……………………………………………………………………………….9с
Глава 2.Самосознание.
Понятие самосознания……………………………………………....................................11с
Структура и формы самосознания……………………………………………………..13с
Самосознание личности……………………………………………………………………..15с
Заключение………………………………………………………………………………………...17с
Литература…………………………………………………………………………………………19с
Как ни велико значение проблемы личности в психологии, личность в целом никак не может быть включена в эту науку. Такая психологизация личности неправомерна. Личность не тожественна ни с сознанием, ни с самосознанием.Задача психологии - изучать психику, сознание и самосознание личности, но суть дела заключается в том, чтобы она изучала их именно как психику и сознание реальных живых индивидов в
Их реальной обусловленности.
Но если личность несводима к ее сознанию
и самосознанию, то она и невозможна без
них. Человек является личностью, лишь
поскольку он выделяет себя из природы,
и отношение его к природе и к другим людям
дано ему как отношение, т.е. поскольку
у него есть сознание. Процесс становления,
человеческой личности включает в себя
поэтому как неотъемлемый компонент формирование
его сознания и самосознания: это есть
процесс развития сознательной личности.
Если всякая трактовка сознания вне личности
может быть только идеалистической, то
всякая трактовка личности, не включающая
ее сознания и самосознания, может быть
только механистической. Без сознания
и самосознания не существует личности.
Личность как сознательный субъект осознает
не только окружающее, но и себя в своих
отношениях с окружающим. Если нельзя
свести личность к ее самосознанию, к «я»,
то нельзя и отрывать одно от другого.
Проблема психологического изучения личности
не заканчивается на изучении психических
свойств личности - ее способностей, темперамента
и характера; она завершается раскрытием
самосознания личности.
Литература
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ.: Питер,2002.720с.
Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Лотос,2002. 160с.
Райгородский Д.Я. Психология самосознания. Самара: Бахрах – М,2003.672с.
Маралов В.Г. Основы самосознания и саморазвития. М.: Академия,2002 256с
Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2005 352с.
Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.:1972.
Тугаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г.