Самоменеджмент руководителя образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:18, аттестационная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование влияния самоменеджмента руководителя на эффективность деятельности образовательного учреждения.
Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты самоменеджмента руководителя;
- рассмотреть особенности менеджмента руководителя образовательного учреждения;
- определить основные практические приемы самоменеджмента руководителя образовательного учреждения;
- разработать рекомендации по организации деятельности руководителя с целью повышения эффективности функционирования образовательного учреждения в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты самоменеджмента руководителя……….......
1.1. Сущность, цели и функции самоменеджмента………………….
1.2. Концепции самоменеджмента……………………………………
1.3. Слагаемые эффективного самоменеджмента…………………...
Глава 2. Основные технологии самоменеджмента руководителя образовательного учреждения…………………………………………….
2.1. Особенности менеджмента руководителя образовательного учреждения…………………………………………………………
2.2. Технология постановки целей и планирования рабочего времени
2.3. Технология принятия решений…………………………………….
2.4. Технология организации совещаний и приемы ведения деловых бесед…………………………………………………………………….
2.5. Рекомендации по организации деятельности руководителя с целью повышения эффективности функционирования образовательного учреждения в целом……………………………..
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

самоменеджмент.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические аспекты  самоменеджмента руководителя……….......

    1. Сущность, цели и функции самоменеджмента………………….
    2. Концепции самоменеджмента……………………………………
    3. Слагаемые эффективного самоменеджмента…………………...

Глава 2. Основные технологии самоменеджмента руководителя образовательного учреждения…………………………………………….

2.1.  Особенности  менеджмента руководителя образовательного  учреждения…………………………………………………………

2.2. Технология постановки  целей и планирования рабочего  времени

2.3. Технология принятия  решений…………………………………….

2.4. Технология  организации совещаний и приемы  ведения деловых бесед…………………………………………………………………….

2.5. Рекомендации по  организации  деятельности руководителя с  целью повышения эффективности  функционирования образовательного учреждения в целом……………………………..

Заключение

Список литературы   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблемы формирования и развития системы самоменеджмента  в последние годы получили широкое  отражение в научной литературе. Методологические аспекты функционирования самоменеджмента, в особенности управления временем, исследуются в работах В.И. Андреева, Г.А. Архангельского, А. Беркмана, Г.М. Вукдока, К.И. Варламова, П. Друкера, Л. Зайверта, В.С. Карпичева, Л.В. Фаткина, А.Т. Хроленок и других российских и зарубежных ученых. Это актуальное направление в научном менеджменте, возникшее благодаря потребностям общества и призванное повысить эффективность деятельности человека для достижения его личных и профессиональных целей. Известный американский исследователь П.Друкер отмечает, что важнейшей задачей научного менеджмента становится проблема управления на уровне отдельного человека, т.е. самоменеджмент, одним из важнейших разделов которого является персональный стратегический менеджмент.

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование  руководителем (специалистом и т.д.) испытанных методов и практических приемов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур, достижения намеченных целей.

Каким должен быть успешный, эффективный руководитель - менеджер? Разумеется, он должен знать свое дело, умело управлять, уметь ставить  цели и добиваться их. Профессия  менеджера требует от специалиста  умения управлять, прежде всего, собой. Ведь как может человек руководить другими людьми, целой организацией, если он не может управлять даже собой? Но все эти качества бесполезны, если человек не может планировать собственное время.

Менеджеру  необходимо критически оценивать свои личные и деловые  качества, анализировать достижения и неудачи, ставить цели личного и профессионального развития.

Имеется ряд методологических разработок по общему самоменеджменту, по самоменеджменту в отдельных  отраслях деятельности. Однако в трудах В.И. Андреева, Г.А. Бордовского подчеркивается, что технология самоменеджмента для образовательных систем пока не разработана, однако весьма актуальна.

Образовательная система  несколько отстает в силу объективных  причин от сферы бизнеса и производства, однако в ней  также применимы  основные принципы, правила и методы эффективного самоменеджмента т.к. руководитель образовательного учреждения выполняет аналогичные функции.

Компетентность современного руководителя образовательного заведения  базируется не столько на узкопрофессиональном подходе, который связан с управлением школой, сколько на приобретении широкого круга менеджерских навыков, обеспечивающих управление школой. Поэтому управленцам следует выходить за рамки школьной действительности и в первую очередь активно знакомиться с классикой менеджмента. Чем больше руководитель будет интересоваться разными сторонами управления, экономикой и финансами, статистикой, социологией, узнавать о практическом опыте других организаций, даже не образовательных, тем эффективнее он станет действовать на своем месте. Руководитель образовательного учреждения сегодня – организатор образовательной среды, психолог, экономист, правовед, юрист, хозяйственник, методист, дидакт, стратегический менеджер.

Целью работы является исследование влияния самоменеджмента руководителя на эффективность деятельности образовательного учреждения.

Задачи работы:

- изучить теоретические аспекты самоменеджмента руководителя;

- рассмотреть особенности  менеджмента руководителя образовательного  учреждения;

- определить основные  практические приемы самоменеджмента руководителя образовательного учреждения;

- разработать рекомендации  по  организации деятельности руководителя с целью повышения эффективности функционирования образовательного учреждения в целом.

 

 

     

Глава 1 Теоретические аспекты  самоменеджмента  руководителя

 

 

 1.1 Сущность, цели и  функции самоменеджмента

 

Начало  научного осмысления проблемы самоменеджмента  в отечественной управленческой и социологической литературе можно отнести к середине 90-ых годов. В одной из первых публикаций на эту тему В. Карпичевым была предпринята попытка «введения в проблему» самоменеджмента, выдвинуты на обсуждение некоторые контуры модели самоменеджмента. Несколько ранее понятие «самоменеджмент» было введено в научный оборот Л. Зайвертом, руководителем Института рационального использования времени в Германии. Интерес к этой проблеме не случаен. Он обусловлен логикой развития управленческих знаний [19].

Самоменеджмент  как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:

  • возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития;
  • нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой;
  • превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками;
  • исчерпание возможности многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием.

Очень важным фактом является то, что потребность  в мотивации творческого потенциала каждого работника и невозможность  удовлетворить ее в рамках традиционного менеджмента и усилиями самих организаций вызвали к жизни процесс социологизации и психологизации менеджмента, на волне которого и возникло направление самоменеджмента, открывающее перспективы для исследования и практической реализации индивидуальной деловой карьеры.

Теперь  необходимо определить сущность самого понятия «самоменеджмент». Самоменеджмент – это последовательное и направленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального, осмысленного использования своего времени.

Соответственно  основная цель самоменеджмента –  максимально использовать собственные  возможности, сознательно управлять  течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

На  самоменеджмент возлагается выполнение определенных функций, в виде которых представлено ежедневное решение разного рода задач и проблем. Функции находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, реализуются в определенной последовательности.

Подобный  процесс самоменеджмента представлен как своего рода круг правил, наглядно демонстрирующих связи между отдельными функциями самоменеджмента (см. рисунок 1) [19]

Для каждой функции разработаны рабочие  приемы и методы ее реализации, а  также ожидаемый результат в  виде выигрыша во времени. Все они составляют технику самоменеджмента.

Как видно из схемы, изображены два круга, включающие функции самоменеджмента, – внутренний и внешний.   

 

 

  

 

 


 

 

 

 

 

 


 

Рисунок 1 – Круг правил

 

Во  внешнем круге обозначены пять правил:

1 – постановка целей (анализ и формирование личных целей);

2 – планирование (разработка планов  и альтернативных вариантов своей  деятельности);

3 – принятие решений (принятие  решений по предстоящим делам);

4 – реализация и организация  (составление распорядка дня и  организация личного трудового процесса для осуществления поставленных задач);

5 – контроль (самоконтроль и контроль  итогов (в случае необходимости  – корректировка целей)).

Во  внутреннем круге размещена функция 6 – информация и коммуникация (поиск  и обмен информацией, осуществление коммуникационных связей, необходимое на всех фазах процесса самоменеджмента).       

 

1.2 Концепции  самоменеджмента

Первая  концепция, рассматриваемая в данной работе, разработана Л. Зайвертом. Он выделяет 6 вышеуказанных функций  самоменеджмента (постановка целей, планирование, принятие решений, реализация и организация, контроль, информация и коммуникация). Составлены методические рекомендации по использованию приемов и методов реализации каждой из этих функций.

К преимуществам самоменеджмента Зайверт относит[19]:

  1. выполнение работы с меньшими затратами;
  2. лучшая организация труда;
  3. лучшие затраты труда;
  4. меньше спешки и стрессов;
  5. больше удовлетворения от работы;
  6. большая мотивация труда;
  7. повышение квалификации;
  8. меньшая загруженность работой;
  9. меньше ошибок при выполнении своих функций;
  10. достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Главным преимуществом  Зайверт считает рациональное использование  и сбережение самого дефицитного  и важного  личного ресурса – собственного времени[19].

Оценивая полезность этой концепции самоменеджмента, стоит сразу оговориться, что проблемы карьеры в ней не рассматриваются. Вместе с тем ее практическая полезность для осуществления деловой карьеры не вызывает сомнения и состоит в следующем:

А) дает целостное представление  о сущности самоменеджмента, начиная от его определения, через выделение функций, целей, техники самоменеджмента, и указывая на преимущества;

Б) нацеливает на индивидуальную управленческую деятельность в каждом из основных составных элементов самоменеджмента – постановке целей, планировании, принятии решений, реализации и организации, контроле в сочетании с информацией и коммуникацией в каждом из элементов, т. е налицо опора на классическую теорию менеджмента, его индивидуализация;

В) ориентирует на самооценку потенциала менеджера в каждой из функций, позволяет сравнить результат с требуемой нормой, рекомендует, как практически улучшить результат;

Г) предлагаемая логика реализации самоменеджмента  рассчитана на самообучение рациональному  использованию времени, целеустремленной плановой, уверенной работе с уменьшением угрозы стрессов и ежедневным достижением успеха, эквивалентом которого может служить высвобожденное личное время.

Как итог эта концепция и техника  менеджмента может быть использована для самоменеджмента деловой карьеры в той его части, где речь идет о самооценке своих деловых качеств и их саморазвитии как предпосылке достижения успеха на каждом месте работы, о сокращении времени освоения работы (очередной ступени карьеры). Вместе с тем деловая карьера – это специфический объект управления (и самоуправления).            Поэтому универсальные методы и приемы самоменеджмента не в состоянии обеспечить его эффективность в данном случае, поскольку не опираются на знание сущности и социальных механизмов деловой карьеры. Кроме того, фактор времени не всегда пригоден в качестве интегрального критерия успеха деловой карьеры: как известно, стремительная вертикальная карьера таит в себе опасность срывов и падений.

Вторая  концепция самоменджмента (авторы – М. Вудкок и Д. Френсис) построена на идее ограничений. Под ограничением понимают фактор, сдерживающий потенциал и результаты работы «системы» организации в целом, группы или индивида. Теория ограничений предлагает в качестве быстрейшего и наиболее практичного способа осуществления ускоренного саморазвития изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личному росту[12].

Информация о работе Самоменеджмент руководителя образовательного учреждения