Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 16:18, аттестационная работа
Целью работы является исследование влияния самоменеджмента руководителя на эффективность деятельности образовательного учреждения.
Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты самоменеджмента руководителя;
- рассмотреть особенности менеджмента руководителя образовательного учреждения;
- определить основные практические приемы самоменеджмента руководителя образовательного учреждения;
- разработать рекомендации по организации деятельности руководителя с целью повышения эффективности функционирования образовательного учреждения в целом.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты самоменеджмента руководителя……….......
1.1. Сущность, цели и функции самоменеджмента………………….
1.2. Концепции самоменеджмента……………………………………
1.3. Слагаемые эффективного самоменеджмента…………………...
Глава 2. Основные технологии самоменеджмента руководителя образовательного учреждения…………………………………………….
2.1. Особенности менеджмента руководителя образовательного учреждения…………………………………………………………
2.2. Технология постановки целей и планирования рабочего времени
2.3. Технология принятия решений…………………………………….
2.4. Технология организации совещаний и приемы ведения деловых бесед…………………………………………………………………….
2.5. Рекомендации по организации деятельности руководителя с целью повышения эффективности функционирования образовательного учреждения в целом……………………………..
Заключение
Список литературы
Уверенность в себе появится только с возникновением собственных стандартов. Необходимо придерживаться их. Достигнув определенных результатов, человек начнет воспринимать признание окружающих как награду за выполнение даже незначительных заданий и при этом будет уверен, что похвала заслужена. Следует помнить, что никто не сможет унизить человека без его негласного позволения на то. Высокая самооценка дает его обладателю уверенность в себе и способствует достижению успеха.
2) Умение постоять за себя. Часто людям очень трудно сделать две вещи – настоять на своем и сказать «нет», поскольку они думают, что навязывают свою точку зрения окружающим.
а) умение настоять на своем. Если человек к чему-то стремится и старается всеми силами этого достичь, то обычно он испытывает чувство некоторого беспокойства, вызванное предчувствием отказа. Риск отказа всегда возможен, но нужно быть к этому готовыми, что потом не расстраиваться.
От того, как человек выразит свое желание, зависит многое. Сказать «Это неплохая идея, но…» лучше, чем «Я хочу, чтобы…» Еще больше шансов на успех появится, если сказать «Я знаю, что Вы заняты, но я просил Вас…», а не «Почему Вы не выполнили задание, о котором я Вас просил?»
У человека, не привыкшего настаивать на своем – если все получается именно так, как он хотел, - может возникнуть чувство вины. Нужно научиться избавляться от этого чувства. Воспринимать свои права как должное, не более.
б) умение сказать «нет». Основная проблема большинства людей – это неумение отказывать. Для того чтобы не приходилось очень часто говорить «нет», человеку нужно подумать, почему именно к нему обращаются с просьбами. Может быть, потому, что он хороший человек, или потому, что он очень мягкий человек, который всегда поможет и справится с любыми трудностями. Возможно, данный человек очень ответственный, и все задания выполняет вовремя – иногда даже в ущерб себе. А может, другие люди более настойчивы или эгоистичны.
Следует проанализировать, часто ли человек оказывает помощь другим. Выполняя дополнительное задание, человек тратит свое драгоценное время. Нужно попытаться объяснить людям, где можно найти необходимую информацию, и рассказать, как выполнить вызвавшую затруднение задачу. Эта стратегия имеет два преимущества:
- человеку не придется
- другие научатся выполнять
Обычно человеку очень трудно сказать «нет» - он либо чувствует себя неловко, либо же его просто заставляют это сделать, не предоставляя даже права выбора. Кейт Кинан советует не бояться говорить «нет», но учит делать это конструктивно. При этом рекомендует стараться помогать дельным советом, который облегчит решение возникшей проблемы. Всегда стоит помнить: если к человеку обращаются с просьбой, и он говорит твердым голосом: «Нет, я не могу помочь, но я могу предложить…», то его никогда не заставят делать то, что не входит в круг его обязанностей.
Если человек не должен что-то делать и говорит «нет», а в ответ проситель делает вид, что его не понимает, не надо бояться снова сказать: «Это не входит в мои обязанности. Делать этого я не буду». Если позволить «сесть себе на голову», люди будут постоянно обращаться с просьбами. Но этого можно избежать, научившись говорить «нет». И вполне возможно избавиться от ненужных хлопот. Необходимо уметь твердо сказать «нет», и люди будут обращаться с просьбами все реже. Они поймут, что человек ценит себя и свое время.
3) Умение быть настойчивым. Приняв решение, нужно немедленно действовать. Только так можно добиться хороших результатов. Преуспевают не только умные и удачливые люди. Добиться успеха может каждый, кто постоянно работает и настойчиво стремится к достижению поставленных целей. Безусловно, человек должен быть на сто процентов уверен в необходимости осуществления той или иной задачи. Он должен добиваться своего, преодолевая возникающие преграды и препятствия. При этом, конечно, можно услышать и негативные отзывы относительно своих действий, найдется множество причин доказать неосуществимость плана. Но если человек твердо уверен в правильности своего решения, это не должно ему помешать. Поэтому необходимо полагаться только на себя и упорно добиваться поставленных целей. Настойчивость – качество, которое необходимо постоянно развивать и воспитывать. Можно достичь потрясающих результатов, поверив в успех и продолжая начатое дело. Нужно помнить, что «вода камень точит».
4) Умение справляться со стрессом. Первобытные люди были охотниками-собирателями. Они обеспечивали себя всем необходимым, охотясь на диких животных, сражаясь с другими племенами, постоянно борясь за выживание. Они жили в постоянном страхе и гневе. Страх и гнев до сих пор неотъемлемые части человеческой сущности. Но человек устроен так, что может справиться с этими чувствами. В ответ на угрозу опасности человеческий организм готовится к двум видам защитной реакции:
- к борьбе – смелый и
- к побегу – если благоразумнее избежать грозящей опасности.
Подобный механизм реагирования приводит к возникновению стресса, потому что способствует накоплению негативной энергии, которой не всегда можно дать выход. Таким образом, человек оказывается в стрессовой ситуации.
Панацея от стресса реально существует. Обычно вовлечение в какую-нибудь деятельность помогает избавиться от стресса. Есть три прекрасных способа избавления от стресса:
1) Физические нагрузки снимают
напряжение и помогают
2) Общение с окружающими,
3) Составление различных планов помогает отвлечься, заставляет задуматься и таким образом направить энергию в другое русло, хотя это и не самый эффективный способ избавиться от стресса.
Можно использовать каждый метод отдельно, но их комбинирование способствует достижению лучших результатов.
Кому-то может показаться странным расходовать физическую энергию на снятие стресса. Но ведь нет необходимости радикально менять образ жизни. Просто можно сделать свои будни более активными, и это поможет избавиться от переизбытка энергии. Психолог рекомендует:
- пройтись пешком;
- сходить в бассейн;
- посетить тренажерный зал или
просто сделать зарядку – это улучшает фигуру и
Снять напряжение могут и другие виды физических нагрузок: теннис, сквош и т. д. Нужно подобрать тот вид занятий, который человеку по душе. Даже при небольших усилиях результат не заставит себя ждать.
Глава 2. Основные технологии самоменеджмента руководителя образовательного учреждения.
2.1. Особенности менеджмента руководителя образовательного учреждения.
Управление образовательной системой определенным образом отличается от управления коммерческой структурой. Не случайно существует понятие «педагогический менеджмент» - комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности [Симонов В.П. Педагогический менеджмент]. Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Эта специфика выражается прежде всего в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда менеджера. Предмет труда менеджера образовательного учреждения – деятельность управляемого субъекта, продукт труда – информация, а орудие труда – слово, язык, речь. Результатом труда является степень обученности, воспитанности и развития объекта (второго субъекта менеджмента) – учащихся. Основными компонентами этой системы выступает обучаемый, педагог, руководитель, учебно-вспомогательный персонал. Эти основные внутренние компоненты образуют определенного рода иерархию.
Учебно-воспитательный процесс
идет по линиям педагог-обучаемый, педагог-коллектив
обучаемых, педагогический коллектив
– коллектив обучаемых. Поэтому
образовательная система в
Кроме того, руководители образовательной системы наряду с административной деятельностью занимаются непосредственно преподаванием. Эти особенности образовательной системы как управленческой представляются весьма существенными.
Особенности управления в образовательной систем, связанные с «подобием» управления деятельностью обучаемых в педагогическом процессе и управления деятельностью педагогов, позволяют, не отбрасывая принципа единоначалия, во многих случаях включать в управляющую подсистему не только первого руководителя образовательной системы, но и его заместителей. Спецификой образовательной системы в управленческом плане является и субъективность в управленческом смысле всех представителей образовательной системы, они все осуществляют управленческую по характеру деятельность. Можно выделить два канала взаимодействия: основную линию – опосредованное взаимодействие через педагогический коллектив и вторую – непосредственное взаимодействие с обучаемыми.
Анализ литературы по менеджменту
и управлению и собственные наблюдения
за организацией управленческой деятельности
позволяют выделить три основные
функции менеджера
Во-первых, менеджер определяет задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, несет ответственность за последствия принятого решения.
Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде. Управляющие всегда должны учитывать многообразные воздействия, исходящие как изнутри, так и извне организации, которые оказывают влияние на выполнение стоящей перед ними задачи. Менеджер учитывает особенности среды, заложенные в ней ограничения, формируя и осуществляя воздействие, он исходит из своих интеллектуальных и культурных особенностей, широты своих познаний и уровня образованности в своем деле – по сути это тоже ограничения, не все из которых подвластны менеджеру.
В-третьих, менеджер выступает как руководитель, формирующий отношения внутри и вне организации, мотивирующий членов организации на достижение целей, координирующий их усилия, выступающий в качестве представителя организации. Каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем организации.
В кратком педагогическом словаре-справочнике читаем: «Процесс управления образовательным процессом определяется как система деятельности, в которую входят прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, коррекция, анализ педагогического процесса».
Главная забота директора: сделать так, чтобы нормальная управленческая работа воодушевляла на решение общих задач, чтобы школьные годы были неповторимыми для учителей и учащихся.
Психологический климат, думается, один из решающих факторов успешности школы. Необходим тонкий психологический подход к каждому. А этому тоже нужно учиться. Искусство общения – обязательная составляющая руководителя. Руководитель – психолог, потому что всегда ориентирован на душу человека и стоит на страже духовности. Он охраняет школу как место, где взращивается душа ребенка, где постигаются высшие ценности жизни, где человек выступает в своей сущности как носитель социальных отношений.
Умение ладить с людьми- это менеджмент, умение ладить со временем – самоменеджмент. Причем качество последнего определяет эффективность первого. Самоменеджментом называют последовательное и целесообразное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.
Школа сейчас переживает нелегкие времена. И только качественно иной руководитель, способный мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывающий далеко в будущее способен вести свой корабль вперед и вперед, не страшась штормов, бурь и неизвестностей.
Таким образом, содержание управленческих действий руководителя образовательного учреждения включает следующие виды деятельности: принятие управленческих решений; реализацию полномочий; экономическую деятельность; организационную деятельность; социально-психологическую деятельность. Исходя из вышеперечисленных видов деятельности руководителя образовательного учреждения предлагаются следующие технологии самоменеджмента:
-постановка целей и планирование рабочего времени;
- планирование принятия решений
- организация совещаний
и приемы ведения деловых
2.2. Технология
постановки целей и
Ключевым словом в самоменеджменте является «время».
Отношения со временем куда сложнее, чем с реальным человеком, так как мы не можем его увидеть, услышать, потрогать руками. Если мы не будем смотреть на часы, нам может показаться, что его и вовсе нет. Некоторые философы говорят, что времени на самом деле не существует, его нет в природе. Это всего лишь научная категория, которую придумали люди, чтобы как-то структурировать свою жизнь. Как бы то ни было, время упорядочивает как нашу частную жизнь, так и историю человечества. Люди даже выработали своеобразные временные отметки человеческой жизни: «Если до 25 лет нет семьи, то, скорее всего, и не будет; если до 30 нет работы, и не будет; если до 40 денег нет, и не будет; до 50 нет успеха – и не будет». В этой народной мудрости констатируется, что для решения каждой жизненной задачи есть свое время.
Информация о работе Самоменеджмент руководителя образовательного учреждения