Самооценка и ее влияние на развитие общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Уже на первые сознательные активные действия ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или одобрения. В дальнейшем, совершая какое- либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», «это плохо», «этого делать нельзя». В итоге все действия, поступки дошкольника направляются и организуются взрослыми, которые объективно оценивают их, сравнивают, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление, сравнивать себя с другими, оценивать.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов 6
Понятие самооценки, ее сущность и виды 9
Этапы становления самооценки 13
Вывод по 1 главе 17
Глава 2. .Анализ современных психологических источников по проблеме детей старшего дошкольного возраста, а также развития общения у дошкольной группы детей.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
2.1.1. Развитие когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста 19
2.1.2. Развитие эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Влияние самооценки на развитие детей старшего дошкольного
возраста 35
Вывод по 2 главе. 41
Глава 3. Исследование проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее влияние на развитие общения
3.1. Организация исследования 44
3.2. Описание полученных данных и обработка 47
Заключение 57
Список литературы 58
Приложение 1 60
Приложение 2 61

Вложенные файлы: 1 файл

старый курсач!!.docx

— 148.72 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»

Кафедра социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования

 

 

 

Курсовая работа

« Самооценка и ее влияние на развитие общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста»

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы Л-10 ППФ

Власюк Анастасия Сергеевна

Проверила:

Кандидат психологических наук, доцент

Кикеева Вера Николаевна

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013 г. 
Оглавление

Введение                                                                                                                  4

Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки                                                

    1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов                                                                              6
    2. Понятие самооценки, ее сущность и виды                                                 9
    3. Этапы становления самооценки                                                                13

Вывод по 1 главе                                                                                                    17    

Глава 2. .Анализ современных психологических источников по проблеме детей старшего дошкольного возраста, а также развития общения у дошкольной группы детей.

2.1. Психолого-педагогическая  характеристика детей старшего  дошкольного возраста.                                                                                                                

2.1.1. Развитие когнитивных  процессов у детей старшего  дошкольного возраста                                                                                                                   19

        2.1.2. Развитие эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста                                                                                           25    

2.2. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста      31

2.3. Влияние самооценки на развитие детей старшего дошкольного

возраста                                                                                                                   35

Вывод по 2 главе.                                                                                                   41                         

Глава 3. Исследование проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее влияние на развитие общения

3.1. Организация исследования                                                                            44            

3.2. Описание полученных  данных и обработка                                                47

Заключение                                                                                                            57    

Список литературы                                                                                               58   

Приложение 1                                                                                                       60

Приложение 2                                                                                                       61         

 

 

Введение

В психологии и других науках, имеющих отношение к познанию человека, проблема самооценки, связанная с определением человека как субъекта и как личности, приобретает в настоящее время особую остроту и смысл.

Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Уже на первые сознательные активные действия ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или одобрения. В дальнейшем, совершая какое- либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», «это плохо», «этого делать нельзя». В итоге все действия, поступки дошкольника направляются и организуются взрослыми, которые объективно оценивают их, сравнивают, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление, сравнивать себя с другими, оценивать. Более того, психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое действие, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.

В формировании детских оценок и самооценок большую роль играет оценка воспитателем, его родными, а также сверстниками. Оценочные рассуждения действий детей позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в развитии детской оценки и самооценки. Они заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт.

В данной курсовой работе мы решили рассмотреть не только развитие самооценки у детей старшего дошкольного возраста, но и влияние ее на развитие общения этой группы детей со сверстниками.

Таким образом, подтверждается актуальность проводимого исследования, целью которого является выявление особенностей проявления самооценки и ее влияние на развитие общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования является – личность детей старшего дошкольного возраста.

Предметом – особенности проявления самооценки и ее влияние на развитие общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.

Цель: изучение особенностей развития самооценки на разных возрастных этапах дошкольного детства.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть основные подходы к изучению самооценки в научной литературе
  2. Определить понятие самооценка, ее сущность и виды
  3. Выявить особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Подобрать и применить методики для исследования самооценки и ее влияния на общение детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: общение со сверстниками детей старшего дошкольного возраста зависит от самооценки данной группы детей.

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки

    1. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. 

Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, Рубинштейн, П.Р. Чаматы, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, и другие.

Первопроходцем в области изучения самооценки можно назвать У.Джемса, который начал изучать этот феномен еще в 1892 году в рамках изучения самосознания. Он вывел формулу, по которой самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям, то есть потенциальным успехам, которых индивид намеревался достичь.

У. Джемс выделял зависимость самооценки от характера взаимоотношений индивида с другими людьми. Его такой подход являлся идеалистическим, так как общение индивида с другими людьми рассматривалось независимо от реальной основы этого общения – практической деятельности [9].

В зарубежной психологии самооценку рассматривают в структуре «Я-концепции», которая определяется как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». Зарубежные психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой [2].

С.Л. Рубинштейн под самооценкой понимает стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Самооценка рассматривается в виде основной структуры личности. Основу самооценки представляют ценности, принятые личностью и на внутриличностном уровне определяют механизм саморегуляции поведения [25].

Бихевиористы анализируют самооценку с точки зрения теории научения (Бандура А., Мид Г., Скиннер Б.). А. Бандура рассматривает самооценку как подкрепляющий фактор действия, он определяет самооценку, как один из компонентов регулирующих поведение, широкий спектр поведения человека регулируется с помощью реакций самооценки, выражаемых в форме удовлетворенности собой, гордости своими успехами, а также неудовлетворенности собой и самокритики. 

Зейгарник Б.В., Лурия А. Р., Соколова Е.Т., Федотова Е.О. рассматривали особенности самооценки при различных отклонениях от нормального интеллектуального и личностного развития. 

По Леонтьеву А.Н. самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать уровню требований окружающих и соответствовать уровню собственных личностных оценок. 

В психоаналитической теории рассматривается положение, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующее действительности.

  По мнению 3. Фрейда самооценка складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами, в силу такого постоянного конфликта, адекватная самооценка невозможна.

Неофрейдисты считали, что личность направляется в своем поведении несовместимыми с ее стержневыми мотивами требованиями социальной среды и поэтому неспособна, строить адекватные оценочные суждения о самой себе.

По А.В. Захаровой, самооценка является «центральным, ядерным образованием личности, через призму которого, преломляются и опосредуются все линии психического развития ребенка, в том числе становление его личности и индивидуальности» [11]. Самооценка рассматривается как системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, являющееся компонентом самосознания. 

И.И. Чеснокова под самооценкой понимала взаимодействия двух сфер: эмоционально-ценностного самоотношения и сферы самопознания, создавая особое образование самосознания личности – самооценку, которая включается в регуляцию поведения личности. С помощью самооценки отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе, что является, по мнению И.И.Чесноковой, необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности [31]. 

Л.В. Бороздина под самооценкой понимает наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка, самооценка является самостоятельным элементом структуры самосознания. 

Таким образом, самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением [9].

 

    1. Понятие самооценки, ее сущность и виды

Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека является самооценка.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [8]. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей [1].

Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности.

    Головин выделяет функции самооценки:

  • Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора

  • Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности

  • Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Анализ самооценки позволяет личности:

1) сравнивать свои личностные  особенности с другими людьми;

2) определить степень  расхождения "я - реальное" и "я - идеальное", что даст ориентиры  для самосовершенствования; 
3) выявить и более эффективно применять положительные качества, что формирует уверенность в себе; 
4) увидеть ошибки, выявить недостатки в своей деятельности, осознать их, определить пути преодоления [10].

Информация о работе Самооценка и ее влияние на развитие общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста