Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 21:49, курсовая работа
Известно, что детская оценка и самооценка формируются только при общении ребенка с другими людьми. Уже на первые сознательные активные действия ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или одобрения. В дальнейшем, совершая какое- либо действие, ребенок то и дело слышит: «это хорошо», «это плохо», «этого делать нельзя». В итоге все действия, поступки дошкольника направляются и организуются взрослыми, которые объективно оценивают их, сравнивают, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление, сравнивать себя с другими, оценивать.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки
Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов 6
Понятие самооценки, ее сущность и виды 9
Этапы становления самооценки 13
Вывод по 1 главе 17
Глава 2. .Анализ современных психологических источников по проблеме детей старшего дошкольного возраста, а также развития общения у дошкольной группы детей.
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.
2.1.1. Развитие когнитивных процессов у детей старшего дошкольного возраста 19
2.1.2. Развитие эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Влияние самооценки на развитие детей старшего дошкольного
возраста 35
Вывод по 2 главе. 41
Глава 3. Исследование проявления самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее влияние на развитие общения
3.1. Организация исследования 44
3.2. Описание полученных данных и обработка 47
Заключение 57
Список литературы 58
Приложение 1 60
Приложение 2 61
Итого: уровень взаимоотношений в группе высокий.
Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия друг с другом у детей старшего дошкольного возраста в ведущей деятельности.
Метод наблюдения, проведенный нами, совпадает с результатами социометрии. Ребенок под № 3, оказавшийся в кругу изолированных, ни с кем не общается, его не берут в игры. Ребята обуславливают это тем, что № 3 плохо говорит, непонятно. № 10, оказавшийся в лидерах, имеет много друзей, ребята говорят о нем: «Он смелый, добрый». Так же по нашим наблюдениям в лидерах может оказаться № 7. Ребята говорят о ней: «Она добрая, красивая». Остальные ребята не имеют определенного места в группе, они играют с тем, кто их возьмет или позовет.
Итак, после проведения всех методик можно составить таблицу, показывающую уровень самооценки и место в группе.
Таблица 5. Сводная таблица по полученным результатам.
№ |
Уровень самооценки |
Занимаемое место в группе |
1 |
Заниженная с. |
Предпочитаемый |
2 |
Завышенная с. |
Предпочитаемый |
3 |
Адекватная с. |
Отверженный |
4 |
Завышенная с. |
Пренебрегаемый |
5 |
Адекватная с. |
Предпочитаемый |
6 |
Адекватная с. |
Пренебрегаемый |
7 |
Завышенная с. |
Лидер |
8 |
Завышенная с. |
Предпочитаемый |
9 |
Завышенная с. |
Пренебрегаемый |
10 |
Завышенная с. |
Лидер |
Анализируя обработанные данные по проведенным методикам можно сделать о том, что самооценка влияет на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками. С лидерами и предпочитаемыми хотят играть, просят советы, хотят дружить. Некоторые из группы исследуемых в методиках на самооценку получили низкий уровень самооценки, но методика «Социометрия» и метод наблюдения, показали, что дети тянуться к ним и они не относятся к группе отверженных.
Заключение
В данной курсовой работе была проанализирована психолого-педагогическая литература по таким проблемам, как самооценка и ее связь на развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей.
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, являются оценочные воздействия воспитателя и родителей.
В практической работе проведено диагностическое исследование в группе детского сада № 30 с использованием следующих методик:
1. Методика «Лесенка» (В. Г. Щур).
2. Методика самооценки «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации. Л.П. Пономаренко).
3. Методика «Социометрия»
4. Метод наблюдения.
Так же было выявлено, что самооценка влияет на развитие общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста
Список литературы