Самооценка младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Содержание

Введение
Глава 1 «Я – концепция» и самооценка как предмет психологических исследований.
Глава 2 Особенности самосознания младшего школьника.
2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
2.2. Особенности самооценки младшего школьника.
Глава 3 Эмпирическое исследование самооценки в младшем школьном возрасте.
3.1. Организация исследования
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

самооценка младших школьников.docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Брестский государственный  университет имени А.С. Пушкина»

 

Психолого-педагогический факультет

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

 

САМООЦЕНКА МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

Шестакович

Янина Павловна,

студентка 3 курса (А группа)

 

 

Белоус Людмила Валерьевна,

магистр психол. наук, преподаватель-стажер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1 «Я – концепция» и  самооценка как предмет психологических  исследований.

Глава 2 Особенности самосознания младшего школьника.

2.1. Психологическая характеристика  младшего школьного возраста.

2.2. Особенности самооценки  младшего школьника.

Глава 3 Эмпирическое исследование самооценки в младшем школьном возрасте.

3.1. Организация исследования

3.2 Результаты исследования  и их обсуждение

Заключение

Список использованных источников

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Формирование социально  активной, нравственной, реализующей  свои способности личности – главные  задачи образования, успешность решения  которых во многом зависит от направления  и темпа реформ школьной жизни. Одной  из актуальных проблем, стоящих перед  педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм  в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Анализируя исследования Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И. Божовича, А. И. Липкиной, следует отметить, что центральной характеристикой  любой личности является « Я-концепция». «Я – концепция», по мнению знаменитого  психолога И. П. Шахова, это относительно устойчивая и осознанная система  представлений личности о себе, на основе которой человек строит отношение  к себе и свое взаимодействие с  другими людьми.

Составной и неотъемлемой частью «Я – концепции» является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой  себя, своей внешности, места среди  других людей, своих качеств и  возможностей. Самооценка является системообразующим  ядром индивидуальности личности, которая  во многом определяет жизненные позиции  человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения  и жизнедеятельность человека. Другими  словами, самооценка во многом обуславливает  динамику и направленность развития субъекта.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст  занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических  функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с  внутренним планом.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим  влияние на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, поэтому учитель начальных классов  должен знать психологические особенности  младших школьников и учитывать  индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе, осуществляя  индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

В своем исследовании мы стремились ответить на вопрос: каковы особенности самооценки у младших  школьников?

Целью исследования является изучение особенностей самооценки детей  младшего школьного возраста.

Объект исследования: самооценка.

Предмет исследования: особенности  самооценки младшего школьника.

Задачи исследования:

    1. Описать самооценку, как психологическую категорию;
    2. Проанализировать факторы формирования самооценки младших школьников;
    3. Измерить самооценку детей младшего школьного возраста;
    4. Описать особенности самооценки младших школьников.

На основе выведенных задач  были определенны следующие методы:

    1. Теоретический анализ психолого–педагогической литературы по проблеме;
    2. Эмпирические: наблюдение, беседа, диагностические методики;
    3. Статические методы обработки данных (Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн, методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки автор А.В.Захарова)

Гипотеза исследования состоит  в том, что в ходе учебно-познавательной деятельности возможно эффективное  формирование у младших школьников позитивной Я-концепции.


Глава 1 «Я – концепция» и  самооценка как предмет психологических  исследований.  
                В литературе, посвященной «Я- концепции», можно найти два ее развернутых определения. Оба они согласуются с точкой зрения, изложенной выше. Первое определение принадлежит К.Р. Роджерсу [10,с.48]. Он утверждает, что « Я- концепция» складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это – сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственно «Я», так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я – в прошлом, настоящем и будущем[15,с.58].

Во втором определении, принадлежащем  Стейнсу, «Я- концепция» формулируется  как существующая в сознании индивида система представлений, образов  и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные  представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а  также представления о том, как  он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются  и представления о том, каким  он хотел бы быть и как он должен себя вести.

Самооценка – результат  сложного и длительного процесса, в котором взаимодействуют различные  факторы ее формирования: оценки окружающих, анализ самим человеком своих  успехов и неудач, результатов  деятельности, в которых проявляются  качества его личности. Основными  средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение , самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение:

Самонаболюдение - это наблюдение человека над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями. Существует два вида самонаблюдения: непосредственное и  ретроспективное ( т.е. самонаболюдение  за тем, как вел себя человек когда-то в прошлом, что он переживал). Важно  обратить внимание на то, что самонаболюдение  не должно превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а  должно служить развитию процессов  самосознания и самосовершенствования  личности. Следует анализировать  не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение.

Самоанализ предполагает самонаблюдение, использует материал, получаемый в результате его. Самоанализ в той или иной мере осуществляется в различных видах повседневной деятельности людей, а так же в  их размышлениях о себе. Если же самоанализ сопровождается сознательной установкой человека анализировать свои определенные поступки, характеризующие те или  иные свойства собственной личности, психические процессы, что имеет  место при самовоспитании, это  повышает систематичность и целенаправленность самоанализа.

Разные люди в зависимости  от умений и навыков могут осуществлять самоанализ с различной эффективностью. Важно подчеркнуть опасность  односторонности выводов самоанализа, возможность субъективизма в  интерпретации человеком тех  или иных своих поступков, поведения, достижений и неудач.

В процессе и на основе логического  самоанализа зарождается и формируется  самоотчет.

Самоотчет – это отчет  человека перед самим собой о  процессе и результатах собственной  деятельности, собственных поступках  и проявившихся в них качествах  личности. Самоотчет может осуществляться в форме устной речи, специальных  дневников.

Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий.

Итоговый самоотчет –  самоотчет за достаточно длительный период времени, когда на определенном жизненном этапе выявляется степень  соответствия между обязательствами, которые человек считал для себя посильными и добровольно принял, и объективными результатами деятельности. Самоотчет, которому предшествует детальное  систематическое фиксирование своих  поступков, достигнутых результатов  деятельности, глубокий и всесторонний анализ, характеризующийся установлением  причинной зависимости между  поступками и свойствами собственной  личности, способствует повышению объективности  результатов самопознания. Основной итогового самоотчета, как правило, служит самоанализ значительного фактического материала, характеризующего поведение  человека в различных ситуациях  и обстоятельствах в течение  достаточно длительного периода  времени. Сопоставление полученных данных позволяет лучше обосновать свои суждения и сделать более  объективные выводы о себе, качествах  собственной личности.

Текущий самоотчет – самоотчет  человека за короткий промежуток времени  – день, несколько дней, неделю. Такой  вид самоотчета характерен для процесса самовоспитания: человек, ставя задачу искоренить свои недостатки и развить  положительные качества личности, систематически фиксирует данные самоанализа, свидетельствующие о степени реализации разработанной программы самовоспитания.

Правильное использование  самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более  самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок других. Один из способов самооценки –  это социальное сравнение, сопоставление  мнений о себе окружающих.

Самоконтроль – это  способность человека устанавливать  отклонения реализуемой программы  деятельности от заданной и вносить  коррективы в план деятельности. Следовательно, наличие программы практического  поведения, программы собственной  деятельности – непременное условие  осуществления самоконтроля. Сравнение  постоянно используется людьми в  их размышлениях о себе, о оценке поступков и проявляющихся в  них качеств личности.

Самооценка – результат  постоянного сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях, и в то же время с тем, что, как он предполагает, видят в  нем другие.

По мнению Роберта Бернса, «Я - концепция» включает в себя следующие  три составляющие [3, с.43]:

Когнитивная составляющая «  Я - концепции».

Представления индивида о  самом себе, как правило, кажутся  ему убедительными мнении, являются ли они истинными или ложными. Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: “надежный”, “ общительный”, “сильный”  и т.д. Все это абстрактные характеристики, которые никак не связаны с  конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной  стороны, устойчивые тенденции в  его поведении, а с другой –  избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего само – восприятия. Их можно  перечислять до бесконечности, ибо  к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические  характеристики индивида, описание его  имущества, жизненных целей и  т.п. Все они входя в « Образ  Я» с различным удельным весом - одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее.

Оценочная составляющая «Я-концепции».

Качества, которые мы приписываем  собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с  ними не всегда готовы согласиться  другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые  другие данные, обладающие достаточной  неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, «Я- концепция» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими  недостатками, является социально неадекватным, сопровождающие его при любом  взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной «Я- концепции» могут возникнуть серьезные  затруднения. Даже эмоционально нейтральные  на первый взгляд характеристики собственной  личности обычно содержат в себе открытую оценку.

Человек усваивает оценочный  смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я –концепции». При этом усвоение новых оценок может  изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий  экзамены, считает себя способным  учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные  реакции учителей, встречают поддержку  в семье и вообще имеют благоприятный  социальных резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной  в результате срыва на экзаменах  или в случае, если в кругу сверстников  ценность успеваемости будет вынесена на второй план каким–нибудь другим ценностным ориентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный  школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией  успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может  снизится, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств.

Информация о работе Самооценка младших школьников