Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:42, курсовая работа
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Введение
Глава 1 «Я – концепция» и самооценка как предмет психологических исследований.
Глава 2 Особенности самосознания младшего школьника.
2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
2.2. Особенности самооценки младшего школьника.
Глава 3 Эмпирическое исследование самооценки в младшем школьном возрасте.
3.1. Организация исследования
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
САМООЦЕНКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Шестакович
Янина Павловна,
студентка 3 курса (А группа)
Белоус Людмила Валерьевна,
магистр психол. наук, преподаватель-стажер
Брест 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 «Я – концепция» и самооценка как предмет психологических исследований.
Глава 2 Особенности самосознания младшего школьника.
2.1. Психологическая
2.2. Особенности самооценки младшего школьника.
Глава 3 Эмпирическое исследование самооценки в младшем школьном возрасте.
3.1. Организация исследования
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Формирование социально
активной, нравственной, реализующей
свои способности личности – главные
задачи образования, успешность решения
которых во многом зависит от направления
и темпа реформ школьной жизни. Одной
из актуальных проблем, стоящих перед
педагогами современной школы, является
психолого-педагогический дуализм
в отношении развивающейся
Анализируя исследования
Е.В. Черносвистова, Н.Г. Алексеева, Л. И.
Божовича, А. И. Липкиной, следует отметить,
что центральной
Составной и неотъемлемой частью «Я – концепции» является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта.
В возрастной и педагогической
психологии младший школьный возраст
занимает особое место: в этом возрасте
осваивается учебная
Учебная деятельность является
одним из важнейших факторов, оказывающим
влияние на формирование самооценки
детей младшего школьного возраста,
поэтому учитель начальных
В своем исследовании мы стремились ответить на вопрос: каковы особенности самооценки у младших школьников?
Целью исследования является изучение особенностей самооценки детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: самооценка.
Предмет исследования: особенности самооценки младшего школьника.
Задачи исследования:
На основе выведенных задач были определенны следующие методы:
Гипотеза исследования состоит в том, что в ходе учебно-познавательной деятельности возможно эффективное формирование у младших школьников позитивной Я-концепции.
.
Глава 1 «Я – концепция» и
самооценка как предмет психологических
исследований.
В литературе, посвященной «Я- концепции»,
можно найти два ее развернутых определения.
Оба они согласуются с точкой зрения, изложенной
выше. Первое определение принадлежит
К.Р. Роджерсу [10,с.48]. Он утверждает,
что « Я- концепция» складывается из представлений
о собственных характеристиках и способностях
индивида, представлений о возможностях
его взаимодействия с другими людьми и
с окружающим миром, ценностных представлений,
связанных с объектами и действиями, и
представлений о целях или идеях, которые
могут иметь позитивную или негативную
направленность. Таким образом, это –
сложная структурированная картина, существующая
в сознании индивида как самостоятельная
фигура или фон и включающая как собственно
«Я», так и отношения, в которые оно может
вступать, а также позитивные и негативные
ценности, связанные с воспринимаемыми
качествами и отношениями Я – в прошлом,
настоящем и будущем[15,с.58].
Во втором определении, принадлежащем Стейнсу, «Я- концепция» формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.
Самооценка – результат
сложного и длительного процесса,
в котором взаимодействуют
Самонаболюдение - это наблюдение человека над своими поступками, поведением, деятельностью, а также над своими переживаниями. Существует два вида самонаблюдения: непосредственное и ретроспективное ( т.е. самонаболюдение за тем, как вел себя человек когда-то в прошлом, что он переживал). Важно обратить внимание на то, что самонаболюдение не должно превращаться в бесплодное самосозерцание и самолюбование, а должно служить развитию процессов самосознания и самосовершенствования личности. Следует анализировать не только внутренние переживания, предшествующие действию или поступку, но и результаты деятельности, собственное поведение.
Самоанализ предполагает
самонаблюдение, использует материал,
получаемый в результате его. Самоанализ
в той или иной мере осуществляется
в различных видах повседневной
деятельности людей, а так же в
их размышлениях о себе. Если же самоанализ
сопровождается сознательной установкой
человека анализировать свои определенные
поступки, характеризующие те или
иные свойства собственной личности,
психические процессы, что имеет
место при самовоспитании, это
повышает систематичность и
Разные люди в зависимости
от умений и навыков могут осуществлять
самоанализ с различной эффективностью.
Важно подчеркнуть опасность
односторонности выводов
В процессе и на основе логического
самоанализа зарождается и
Самоотчет – это отчет человека перед самим собой о процессе и результатах собственной деятельности, собственных поступках и проявившихся в них качествах личности. Самоотчет может осуществляться в форме устной речи, специальных дневников.
Можно выделить два вида самоотчета: итоговый и текущий.
Итоговый самоотчет –
самоотчет за достаточно длительный
период времени, когда на определенном
жизненном этапе выявляется степень
соответствия между обязательствами,
которые человек считал для себя
посильными и добровольно принял,
и объективными результатами деятельности.
Самоотчет, которому предшествует детальное
систематическое фиксирование своих
поступков, достигнутых результатов
деятельности, глубокий и всесторонний
анализ, характеризующийся
Текущий самоотчет – самоотчет человека за короткий промежуток времени – день, несколько дней, неделю. Такой вид самоотчета характерен для процесса самовоспитания: человек, ставя задачу искоренить свои недостатки и развить положительные качества личности, систематически фиксирует данные самоанализа, свидетельствующие о степени реализации разработанной программы самовоспитания.
Правильное использование самоанализа и самоотчета способствует тому, что самооценка становится более самостоятельной и объективной, достаточно независимой и устойчивой от воздействий случайных оценок других. Один из способов самооценки – это социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих.
Самоконтроль – это
способность человека устанавливать
отклонения реализуемой программы
деятельности от заданной и вносить
коррективы в план деятельности. Следовательно,
наличие программы
Самооценка – результат
постоянного сопоставления
По мнению Роберта Бернса, «Я - концепция» включает в себя следующие три составляющие [3, с.43]:
Когнитивная составляющая « Я - концепции».
Представления индивида о
самом себе, как правило, кажутся
ему убедительными мнении, являются
ли они истинными или ложными.
Описывая какого-то человека, мы обычно
прибегаем к помощи прилагательных:
“надежный”, “ общительный”, “сильный”
и т.д. Все это абстрактные
Оценочная составляющая «Я-концепции».
Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, «Я- концепция» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний.
Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным, сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной «Я- концепции» могут возникнуть серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе открытую оценку.
Человек усваивает оценочный смысл различных характеристик, присутствующих в его «Я –концепции». При этом усвоение новых оценок может изменять и значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальных резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вынесена на второй план каким–нибудь другим ценностным ориентиром, скажем спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизится, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств.