Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:42, курсовая работа
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Введение
Глава 1 «Я – концепция» и самооценка как предмет психологических исследований.
Глава 2 Особенности самосознания младшего школьника.
2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
2.2. Особенности самооценки младшего школьника.
Глава 3 Эмпирическое исследование самооценки в младшем школьном возрасте.
3.1. Организация исследования
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников
Поведенческая составляющая «Я- концепции».
Тот факт, что люди не всегда
ведут себя в соответствии со своими
убеждениями, хорошо известен. Нередко
прямое, непосредственное выражение
установки в поведении
Всякая установка –
это эмоционально окрашенное
убеждение, связанное с
Самой важной составляющей
«Я-концепции» является самооценка. Советские
психологи рассматривают
Исследования показывают, что критерии, по которым оценивают качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными отношениями, С.Л. Рубинштейн писал: « Общественная оценка человека основывается у нас … на его общественно полезном труде … на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это новое … отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [11,с. 49].
По мнению Л.И. Божовича, познание
другого не только опережает познание
самого себя, но и служит для него
источником и опорой. Сравнение, сопоставление
себя с другими является общепризнанным
критерием самооценки. Сравнивая
себя с другими людьми в процессе
деятельности, человек замечает у
себя то, что сначала замечает у
других, и в результате приходит
к осознанию своих поступков
и действий, свойств и качеств
собственной личности. Происходит своеобразный
перенос различных свойств
Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Л. И. Божович, общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает человеку на характер его взаимоотношений с окружающей средой и тем самым определяет и его эмоциональное благополучие, его поведение, и его отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или иное качество из конкретных видов поведения и деятельности и сделать его предметом сознания оценки самого человека» [4,с. 371]. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку[2, с.68].
По мнению Д.Б. Эльконина,
уже у детей старшего дошкольного
возраста управление своим поведением
приобретает «внутренний
Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к ним отношение. Умение человека оценить свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности.
Самооценка в зависимости
от своей формы (адекватная, завышенная,
заниженная) может стимулировать
или, наоборот, подавлять активность
человека. Неадекватная, низкая самооценка
снижает уровень социальных притязаний
человека, способствует развитию неуверенности
в собственных возможностях, ограничивает
жизненные перспективы
Западноевропейские и
американские психологи рассматривают
самооценку как механизм, обеспечивающий
человеку ориентацию в окружающей среде,
согласованность его внутренних
требований к себе с внешними условиями.
При этом социальная среда понимается
ими как всегда враждебная человеку,
враждебная его потребностям и стремлениям.
Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов
(К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка
человека, считают они, складывается
под давлением постоянного
От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к выполнению которых считает себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его самооценки ярко выявляются в различных ситуациях выбора, как в трудных жизненных ситуациях, так и в повседневной деятельности, в общественной работе.
Можно выделить следующие уровни развития самооценки:
Первый уровень развития
самооценки можно назвать процессуально
- ситуативным. На данном уровне самооценки
человек не устанавливает связи
между своими поступками и качествами
личности. Он оценивает свое «Я»
лишь по определенным непосредственным
внешним результатам
Второй уровень развития
самооценки можно назвать качественно
– ситуативным. Для него характерно
то, что человек устанавливает
прямолинейные связи между
Третий уровень можно
назвать качественно-
Четвертый уровень можно
назвать качественно–
Уровни самооценки – это последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени ее генезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более поздний уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном виде входят в структуру более поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких уровней самооценки обуславливает сложный характер их функционирования.
Выводы:
Изучая научную литературу, мы выяснили, что самооценка является неотъемлемой частью «Я - концепции». Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой любой личности является «Я- концепция».Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень.
Глава 2. Особенности самосознания младшего школьника.
2.1. Психологическая
В современной системе
воспитания младший школьный возраст
охватывает период жизни ребенка
семи до десяти-одиннадцати лет (I-III
классы школы). В тех странах, где
дети идут в школу с шести лет,
а продолжительность начального
обучения иная, чем в нашей стране,
младший школьный возраст имеет,
естественно, другие хронологические
рамки. Как особый период в жизни
ребенка он выделился исторически
сравнительно недавно. Так, он отсутствовал
у детей, вообще не учившихся в
школе. Не было его и у детей, для
которых начальная школа
Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается отсюда - его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития).
У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к девяти-одиннадцати годам, а запястья - к десяти-двенадцати. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно. Перегружать младших школьников, особенно учащихся I-II классов, письменными заданиями не следуете. Встречающееся у детей желание переписать графически плохо сделанное задание чаще всего не улучшает результатов: рука ребенка быстро утомляется.
У младшего школьника интенсивно
растет и хорошо снабжается кровью
мышца сердца, поэтому оно сравнительно
выносливо. Благодаря большому диаметру
сонных артерий головной мозг получает
достаточно крови, что является важным
условием его работоспособности. Вес
головного мозга заметно