Самооценка младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Содержание

Введение
Глава 1 «Я – концепция» и самооценка как предмет психологических исследований.
Глава 2 Особенности самосознания младшего школьника.
2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
2.2. Особенности самооценки младшего школьника.
Глава 3 Эмпирическое исследование самооценки в младшем школьном возрасте.
3.1. Организация исследования
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

самооценка младших школьников.docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

Поведенческая составляющая «Я- концепции».

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко  прямое, непосредственное выражение  установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком  твердым и суровым, не может проявлять  подобные качества характера по отношению  к своему школьному учителю.

 Всякая установка –  это эмоционально окрашенное  убеждение, связанное с определенным  объектом. Особенность «Я-концепции»  как комплекса установок заключается  лишь в том, что объектом  в данном случае является сам  носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с «Образом Я», являются очень сильными и устойчивыми.

Самой важной составляющей «Я-концепции» является самооценка. Советские  психологи рассматривают самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, порождаемый  всей ей жизнедеятельностью (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Самооценка, как и самосознание в целом, имеет  общественный характер и обусловлена  социальными условиями.

Исследования показывают, что критерии, по которым оценивают  качества человека в обществе и по которым он оценивает качества других, применяются им и по отношению  к самому себе. Подчеркивая детерминацию самооценки личности общественными  отношениями, С.Л. Рубинштейн писал: «  Общественная оценка человека основывается у нас … на его общественно  полезном труде … на том, что он собой представляет, и что он дает. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид  делает для общества. Это новое  … отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается  вся психология личности; оно же становится основой и стержнем ее самосознания» [11,с. 49].

По мнению Л.И. Божовича, познание другого не только опережает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой. Сравнение, сопоставление  себя с другими является общепризнанным критерием самооценки. Сравнивая  себя с другими людьми в процессе деятельности, человек замечает у  себя то, что сначала замечает у  других, и в результате приходит к осознанию своих поступков  и действий, свойств и качеств  собственной личности. Происходит своеобразный перенос различных свойств личности. Подмеченных у другого человека, на самого себя. Это подтверждается результатами ряда психологических  исследований [4,с. 350].

Важнейшим источником развития самооценки является оценка окружающими  людьми результатов поведения и  деятельности человека, а также непосредственно  качеств его личности. По мнению Л. И. Божович, общественная оценка выполняет  двоякую роль в формировании самосознания школьника. «Во-первых, являясь критерием  соответствия его поведения требования окружающих, она как бы указывает  человеку на характер его взаимоотношений  с окружающей средой и тем самым  определяет и его эмоциональное  благополучие, его поведение, и его  отношение к самому себе как субъекту поведения. Во-вторых, общественная оценка помогает человеку выделить то или  иное качество из конкретных видов  поведения и деятельности и сделать  его предметом сознания оценки самого человека» [4,с. 371]. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в образовании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку[2, с.68].

По мнению Д.Б. Эльконина, уже у детей старшего дошкольного  возраста управление своим поведением приобретает «внутренний механизм». Ребенок начинает регулировать свое поведение через отношение к  себе, к своим возможностям. Е.И. Савонько полагает, функция самооценки как  регулятора поведения развивается  наряду с развитием других психических  особенностей ребенка и на каждой возрастной ступени приобретает  качественное своеобразие. Развитие этой функции самооценки ученые связывают  со становлением ее устойчивости, так  как именно устойчивая самооценка выражает уже сформировавшееся отношение  человека к себе и может оказывать  существенное влияние на его поведение[18,с. 99].

Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение  к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком  собственных умений, поступков, качеств, мотивов и целей своего поведения, их осознание и оценочное к  ним отношение. Умение человека оценить  свои силы и возможности, устремления, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, умение самостоятельно ставить перед собой  ту или иную цель имеет огромное значение в формировании личности.

Самооценка в зависимости  от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать  или, наоборот, подавлять активность человека. Неадекватная, низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний человека, способствует развитию неуверенности  в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы человека. Такая самооценка может сопровождаться тяжелыми эмоциональными срывами, внутренним конфликтом и т.д. Заниженная самооценка наносит ущерб и обществу, так  как человек не в полной мере реализует  свои силы и возможности, трудится не с полной отдачей.

Западноевропейские и  американские психологи рассматривают  самооценку как механизм, обеспечивающий человеку ориентацию в окружающей среде, согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями. При этом социальная среда понимается ими как всегда враждебная человеку, враждебная его потребностям и стремлениям. Эта точка зрения З.Фрейда и неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм). Поскольку самооценка человека, считают они, складывается под давлением постоянного конфликта  между внутренними пробуждениями  и внешними запретами, адекватная самооценка невозможна в принципе. Представление  человека о самом себе является неполным, искаженным. По мнению З. Фрейда, наиболее сложные и острые внутренние конфликты  личности связанны с переоценкой  и недооценкой своей личности. Идеализированное представление человека о своем «Я» постоянно сталкивается с актуальным и реальными «Я» [14,с.67].

От самооценки человека зависит  характер его общения, отношения  с другими людьми, успешность его  деятельности, дальнейшее развитие его  личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Самооценка, особенно способностей и  возможностей личности, выражает определенный уровень притязаний, определяемый как  уровень задач, которые личность ставит перед собой в жизни  и к выполнению которых считает  себя способной. Уровень притязаний человека и, следовательно, характер его  самооценки ярко выявляются в различных  ситуациях выбора, как в трудных  жизненных ситуациях, так и в  повседневной деятельности, в общественной работе.

Можно выделить следующие  уровни развития самооценки:

Первый уровень развития самооценки можно назвать процессуально - ситуативным. На данном уровне самооценки человек не устанавливает связи  между своими поступками и качествами личности. Он оценивает свое «Я»  лишь по определенным непосредственным внешним результатам деятельности. В связи с тем, что эти результаты не обязательно адекватны личностным возможностям человека и могут быть всецело обусловлены стечением  внешних обстоятельств, самооценка имеет тенденцию к необъективности. Стихийность, случайность, противоречивость внешних ситуаций способствует тенденции  к неустойчивости самооценки.

Второй уровень развития самооценки можно назвать качественно  – ситуативным. Для него характерно то, что человек устанавливает  прямолинейные связи между своими поступками и качествами, т.е. совершение (несовершение) отдельного поступка отождествляет  с наличием (отсутствием) соответствующего качества. Человек не абстрагирует качество от поступка и не осознает, что качество личности выражается намного  богаче и сложнее, нежели отдельный  акт поведения. Так как отдельный  поступок не обязательно адекватен  отождествляемому с ним качеству и может иметь случайный и  порой противоречащий другим поступкам  характер, самооценка на этом уровне имеет  тенденцию к необъективности  и неустойчивости.

Третий уровень можно  назвать качественно-консервативным. Для него характерно разрешение прямолинейных, формальных связей между поступками и качествами личности. Качество личности абстрагируется человеком от конкретного  поступка, выступает в его сознании как самостоятельная объективная  реальность. Осознание того, что  конкретный поступок не означает усвоение соответствующего ему качества, разрушение прямолинейных связей между ними, недостаточная осознанность новых  сложных связей между свойствами личности и поведением приводят к определенному отрыву в сознании человека его внутреннего мира от непосредственного практического поведения.

Четвертый уровень можно  назвать качественно–динамическим. Он характеризуется осознанием сложных  связей между качествами личности и  поступками. Отрыв внутреннего мира от непосредственного поведения  преодолевается. Самооценка имеет тенденцию  к объективности, динамична в  соответствии с изменениями во внутреннем мире человека и при этом устойчиво  отражает реальный уровень развития качеств личности.

Уровни самооценки – это  последовательно восходящие, преемственно связанные между собой ступени  ее генезиса. Они качественно специфичны. Каждый генетически более поздний  уровень самооценки возникает не посредством уничтожения ранее  существующего, а на основе преобразования предшествующего. Генетически более  ранние уровни самооценки в процессе ее становления в преобразованном  виде входят в структуру более  поздних уровней, и эта многоступенчатость высоких уровней самооценки обуславливает  сложный характер их функционирования.

Выводы:

Изучая научную литературу,  мы выяснили, что самооценка является неотъемлемой частью «Я - концепции». Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Центральной характеристикой  любой личности является «Я- концепция».Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Формирование самооценки происходит на нескольких уровнях. Основными средствами и  приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень.

 

 

Глава 2. Особенности самосознания младшего школьника.

2.1. Психологическая характеристика  младшего школьного возраста.

В современной системе  воспитания младший школьный возраст  охватывает период жизни ребенка  семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). В тех странах, где  дети идут в школу с шести лет, а продолжительность начального обучения иная, чем в нашей стране, младший школьный возраст имеет, естественно, другие хронологические  рамки. Как особый период в жизни  ребенка он выделился исторически  сравнительно недавно. Так, он отсутствовал у детей, вообще не учившихся в  школе. Не было его и у детей, для  которых начальная школа являлась и первой, и последней ступенью образования. Появление младшего школьного  возраста связано с возникновением в экономически развитых странах  системы всеобщего и обязательного  неполного и полного среднего образования. Социальные задачи и содержание среднего образования окончательно еще не сложились. Поэтому хронологические  вехи и психологические особенности  младшего школьного возраста как  особого звена всего школьного  детства также нельзя считать  окончательными и неизмененными. С  научной точки зрения речь пока может  идти об относительно устоявшихся, наиболее характерных чертах этого возраста. Его роль в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости  от изменения целей и значения начального обучения в общей исторически  складывающейся системе общественного  воспитания детей от детского сада до завершения среднего образования. [3, с.98]

Наиболее характерная  черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в  этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в  себе черты дошкольного детства  с особенностями школьника. Эти  качества уживаются в его поведении  и сознании в виде сложных и  порой противоречивых сочетаний. Как  и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями  развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте. Поэтому  особое внимание ученых сейчас направлено на, выявление резервов развития младших  школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и  трудовой деятельности.

В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах  и тканях тела. Так, формируются все  изгибы позвоночника - шейный, грудной  и поясничный. Однако окостенение  скелета еще не заканчивается  отсюда - его большая гибкость и  подвижность, открывающие как большие  возможности для правильного  физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития).

У младших школьников энергично  крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются  раньше мелких. Поэтому дети более  способны к сравнительно сильным  и размашистым движениям, но труднее  справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к  девяти-одиннадцати годам, а запястья - к десяти-двенадцати. Если учесть это  обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко  с большим трудом справляется  с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно  длительно. Перегружать младших  школьников, особенно учащихся I-II классов, письменными заданиями не следуете. Встречающееся у детей желание  переписать графически плохо сделанное  задание чаще всего не улучшает результатов: рука ребенка быстро утомляется.

У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес  головного мозга заметно увеличивается  после семи лет. Особенно увеличиваются  лобные доли мозга, играющие большую  роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической  деятельности человека.

Информация о работе Самооценка младших школьников