Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:42, курсовая работа
Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Введение
Глава 1 «Я – концепция» и самооценка как предмет психологических исследований.
Глава 2 Особенности самосознания младшего школьника.
2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
2.2. Особенности самооценки младшего школьника.
Глава 3 Эмпирическое исследование самооценки в младшем школьном возрасте.
3.1. Организация исследования
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя психолого-
Когнитивный;
Оценочный;
Поведенческий;
Я-концепция — одно
из базовых понятий
Несмотря на устойчивость, «Я-концепция» — не статическое, а динамическое образование. На формирование «Я-концепции» влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я- концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:
Образ Я – представление индивида о самом себе.
Самооценка – аффективная
оценка этого представления,
Потенциальная поведенческая
реакция, то есть те
Предметом самовосприятия
и самооценки индивида могут,
в частности, стать его тело,
его способности, его
Также мы рассмотрели
особенности младшего
Я-концепции.
Я-концепции в учебно-
Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других учителей, сверстников относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами.
Ребенок не рождается
на свет с каким-то отношением
к себе. Как и все другие
особенности личности, его Я-концепция
складывается в процессе
В опытно - практической работе проведено диагностическое исследование во 2 «Б» классе школы №9 с использованием следующих методик:
1.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
2.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).
Результаты показали, что из 18 учащихся данного класса: у 2 учащихся высокий уровень самооценки, у 9-средний и у 7- низкий.
Мы видим, что наша гипотеза подтверждается: анализ современного состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической теории, изучение основных направлений решения данной проблемы в практике, проведение экспериментального исследования показали, что возможно качественное изменение характера Я-концепции личности младшего школьника при условии органичного включения в образовательный процесс начальной школы соответствующей модели организации учебно-познавательной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Алексеев, Н.Г. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности, поиска и принятия решения./ Н.Г.Алексеев.- Новосибирск: ,1991.
Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания./ Б.Г.Ананьев.- Л; 1978.
Бернс, Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание./ Р.Бернс.- М.: Просвещение, 1986.- 420с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И.Божович.-М., 1968.-464с.
Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива./ Я.Л.Коломинский.- М., Нар.асвета, 1984 – 239с
Кон, И.С. Открытие «Я». / И.С.Кон. - М., 1978.-367с.
Липкина, А.И. Психология самооценки школьника./ А.И.Липкина. - М., Просвещение,1968-235с.
Макаренко, А.С. Книга для родителей./ А.С.Макаренко. - М.: Педагогика, 1983.
Мерлин, В.С. очерк психологии личности./ В.С.Мерлин.- Пермь, 1959.
Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./ К.Р.Роджерс.- М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994.
Рубинштейн, С.Л. Человек и мир./ С.Л.Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1973.
Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности./ Л.И.Рувинский.- М., 1981.
Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание./А.Г.Спиркин.- М., 1972.
Фрейд, З. Психология бессознательного: Сб. произв./ З.Фрейд.- М.: Просвещение, 1989.
Чамата, П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии./ П.Р.Чамата.- М., 1960.
Черносвистов, Е.В. Личность и ее окружение./ Е.В.Черносвистов.- М.: Крон, 1996.
Шахова, И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии./ И.П.Шахова.- М. – Воронеж, 1998.
Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития./ Д.Б.Эльконин.- М.: Тривола, 1994.
Якобсон, С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения,/ С.Г.Якобсон.- 1997.
Ярошевский, М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии./ М.Г.Ярошевский.- М., 1974.
Слободчиков, В.И. Формирование Я-концепции, / В.И.Слободчиков.- журнал «Начальная школа» №3, 2002.
Психологический словарь./ Психологический словарь М., 1997.