Самооценка младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:42, курсовая работа

Краткое описание

Формирование социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности – главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпа реформ школьной жизни. Одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогами современной школы, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Содержание

Введение
Глава 1 «Я – концепция» и самооценка как предмет психологических исследований.
Глава 2 Особенности самосознания младшего школьника.
2.1. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.
2.2. Особенности самооценки младшего школьника.
Глава 3 Эмпирическое исследование самооценки в младшем школьном возрасте.
3.1. Организация исследования
3.2 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

самооценка младших школьников.docx

— 80.02 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что  центральной характеристикой любой  личности является «Я-концепция», которая  состоит из следующих компонентов:

 Когнитивный; 

 Оценочный; 

 Поведенческий; 

 Я-концепция — одно  из базовых понятий гуманистической  психологии, относительно устойчивая  совокупность представлений индивида  о себе, интегральная характеристика, на базе которой индивидом  строится отношение к себе  и взаимодействие с другими  людьми.

 Несмотря на устойчивость, «Я-концепция» — не статическое, а динамическое образование. На формирование «Я-концепции» влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я- концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

 Образ Я – представление  индивида о самом себе.

 Самооценка – аффективная  оценка этого представления, которая  может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа  Я могут вызвать более или  менее сильные эмоции, связанные  с их принятием или осуждением.

 Потенциальная поведенческая  реакция, то есть те конкретные  действия, которые могут быть  вызваны образом Я и самооценкой.

 Предметом самовосприятия  и самооценки индивида могут,  в частности, стать его тело, его способности, его социальные  отношения и множество других  личностных проявлений.

 Также мы рассмотрели  особенности младшего школьного  возраста и выяснили, что данный возраст является наиболее благоприятным для формирования позитивной  
Я-концепции.

 Я-концепции в учебно-познавательной  деятельности, обусловливающей становление  значимых личностных качеств  учащихся (познавательная и контрольно-оценочная  самостоятельность, инициативность, ответственность как умение ставить  и достигать цели, способность  к конструктивному самовыражению  и взаимодействию, способность к  рефлексии, умение устанавливать  и устранять причины возникающих  трудностей, толерантность, сформированная  система нравственных и поведенческих  ориентаций).

Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы  и ценности, школьник начинает под  воздействием оценочных суждений других учителей, сверстников относиться определенным образом как к реальным результатам  своей учебной деятельности, так  и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей  определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными  личностными качествами.

 Ребенок не рождается  на свет с каким-то отношением  к себе. Как и все другие  особенности личности, его Я-концепция  складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит  семье и школе. 

В опытно - практической работе проведено диагностическое исследование во 2 «Б» классе школы №9 с использованием следующих методик:

1.Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.

2.Методика, направленная на определение эмоционального уровня самооценки (автор А.В. Захарова).

 Результаты показали, что из 18 учащихся данного класса: у 2 учащихся высокий уровень  самооценки, у 9-средний и у 7- низкий.

Мы видим, что наша гипотеза подтверждается: анализ современного состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической теории, изучение основных направлений решения данной проблемы в практике, проведение экспериментального исследования показали, что возможно качественное изменение характера Я-концепции личности младшего школьника при условии органичного включения в образовательный процесс начальной школы соответствующей модели организации учебно-познавательной деятельности.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алексеев, Н.Г. и др. Методология  рефлексии концептуальных схем деятельности, поиска и принятия решения./ Н.Г.Алексеев.- Новосибирск: ,1991.

Ананьев, Б.Г. Человек, как  предмет познания./ Б.Г.Ананьев.- Л; 1978.

Бернс, Р. Развитие «Я- концепции» и воспитание./ Р.Бернс.- М.: Просвещение, 1986.- 420с.

Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И.Божович.-М., 1968.-464с.

Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива./ Я.Л.Коломинский.- М., Нар.асвета, 1984 – 239с

Кон, И.С. Открытие «Я». / И.С.Кон. - М., 1978.-367с.

Липкина, А.И. Психология самооценки  школьника./ А.И.Липкина. -  М., Просвещение,1968-235с.

Макаренко, А.С. Книга для родителей./ А.С.Макаренко. - М.: Педагогика, 1983.

Мерлин, В.С. очерк психологии личности./ В.С.Мерлин.- Пермь, 1959.

Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека./ К.Р.Роджерс.- М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994.

Рубинштейн, С.Л. Человек и мир./ С.Л.Рубинштейн.- М.: Педагогика, 1973.

Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности./ Л.И.Рувинский.- М., 1981.

Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание./А.Г.Спиркин.- М., 1972.

Фрейд, З. Психология бессознательного: Сб. произв./ З.Фрейд.- М.: Просвещение, 1989.

Чамата, П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии./ П.Р.Чамата.- М., 1960.

Черносвистов, Е.В. Личность и ее окружение./ Е.В.Черносвистов.- М.: Крон, 1996.

Шахова, И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии./ И.П.Шахова.- М. – Воронеж, 1998.

Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития./ Д.Б.Эльконин.- М.: Тривола, 1994.

Якобсон, С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения,/ С.Г.Якобсон.-  1997.

Ярошевский, М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии./ М.Г.Ярошевский.-  М., 1974.

Слободчиков, В.И. Формирование Я-концепции, / В.И.Слободчиков.- журнал «Начальная школа» №3, 2002.

Психологический словарь./ Психологический  словарь М., 1997.

 

 


Информация о работе Самооценка младших школьников