Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:35, контрольная работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы воли и ответственности личности.
Для формирования личности необходимы определенные условия, есть ряд характеристик свидетельствующих о достаточной зрелости личности – сила воли, волевая регуляция, понятие личной ответственности.
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить понятие свободы воли и личной ответственности.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Свобода воли…………………………………………………………..5
1.1 Понятие о воле……………………………………………………………...5
1.2 Теории воли………………………………………………………………...8
1.3 Волевая регуляция поведения……………………………………………11
1.4 Развитие воли у человека………………………………………………...14
Глава 2 Личная ответственность……………………………………………..16
2.1 Понятие ответственности………………………………………………...16
2.2 Эмоциональная ответственность………………………………………...19
Заключение ……………………………………………………………………22
Список литературы и источников……………………………………………25
Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятельности, по прежнему сильны, и исход научной борьбы между ними и теорией активного волевого поведения будет существенно зависеть от того, насколько психологам удастся соответствующими экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколько убедительно смогут они объяснить разнообразные виды поведения, не прибегая к понятию рефлекса. Большие надежды в этой связи возлагаются на современную психологию сознания и когнитивную психологию, на новейшие методы экспериментального исследования человеческой психики.
Как же с учетом сказанного понимается воля в современных психологических исследованиях? В. И. Селиванов определяет волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкивается с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уровень выделения препятствия, связанного с субъектом деятельности), его сознание на время как бы отрывается от объекта, предмета деятельности, или партнера и переключается в плоскость субъектных отношений. При этом осуществляется сознательная рефлексия на разных уровнях:
1-ый уровень – осознание субъектом своих способов действий, своего состояния, режима и направления активности; понимание степени соответствия функциональной организации психики необходимой форме деятельности;
2-ой
уровень – активное изменение функционирования
психики, выбор необходимого способа его
преобразования.
Волевая
регуляция деятельности есть сознательное,
опосредованное целями и мотивами предметной
деятельности создание состояния оптимальной
мобилизованности, нужного режима активности,
концентрации этой активности в необходимом
направлении.4
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности.
Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.
Есть
еще группа качеств, которые, отражая волю
человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными
ориентациями. Это – ответственность,
дисциплинированность, принципиальность,
обязательность. К этой же группе, можно
отнести те качества в которых одновременно
выступают воля человека и его отношение
к труду: деловитость, инициативность.
Такие качества личности
обычно
формируются только к подростковому возрасту.
Главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.
Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.
Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Волевое
действие всегда связано с сознанием
цели деятельности, ее
значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.
Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.
Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям.
Волевая
регуляция контроля исполнения действия
состоит в том, что человек сознательно
заставляет себя тщательно проверять
правильность
выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.
При
волевой регуляции поведения, порожденной
актуальными потребностями, между
этими потребностями и
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Внутри
каждого из этих направлений развития
воли по мере ее укрепления происходят
свои, специфические преобразования,
постепенно
поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. Внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии – планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.
Еще
одно направление в развитии воли
проявляется в том, что человек
сознательно ставит перед собой все более
трудные задачи и преследует все более
отдаленные цели, требующие приложения
значительных волевых усилий в течение
достаточно длительного времени.
Глава
2 Личная ответственность
Быть
ответственным означает способность
отвечать за последствия всех своих
решений, своих действий, слов и реакций.
Именно «своих», а не решений, действий,
слов и реакций других людей. Это означает,
что мы не несем ответственности за внешние
события, которые напрямую затрагивают
нас, например, за то, что другие делают
или говорят нам. Может быть, мы не должны
отвечать за автомобильную катастрофу
или за пожар в нашем доме; зато мы однозначно
несем ответственность за свою реакцию
на эти события! Вот в чем разница. Наша
реакция на какое-либо событие влечет
за собой ряд действий – они могут быть
весьма различными в зависимости от того,
какую реакцию мы проявляем. Все, что с
нами происходит, делается для того, чтобы
помочь нам взять на себя ответственность
за собственную жизнь, то есть отвечать
за последствия каждого сделанного нами
выбора.6
2.1
Понятие ответственности
Ответственность широко определяется – как осознание субъектом своего поведения, его последствий, социальной значимости. Речь идет об ответственности, связанной с активной, инициативной, сознательной правомерной деятельностью субъектов. Ответственность прямо отождествляется с самодеятельностью населения по решению вопросов местного значения. Смешение ответственности за позитивное исполнение обязанностей – подготовку и принятие решений и ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Такой подход послужил основанием для рассмотрения ответственности в двух аспектах: позитивном – перспективном, за будущие действия, и ретроспективном – традиционном, за совершенные действия.
Позитивная
ответственность определяется свободой
личности, возможностью выбрать свою
линию поведения, самостоятельно определить
направленность своих поступков. Ответственность
является условием подлинной свободы.
Действительно свободный
По
сути, позитивная ответственность отражает
такой аспект социальных связей и
отношений людей, которые характеризуют
процесс осуществления
Взгляды,
трактующие ответственность как
осознание личностью
В
традиционном (ретроспективном) понимании
рассматриваемая категория