Свобода воли и личная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:35, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы воли и ответственности личности.
Для формирования личности необходимы определенные условия, есть ряд характеристик свидетельствующих о достаточной зрелости личности – сила воли, волевая регуляция, понятие личной ответственности.
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить понятие свободы воли и личной ответственности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Свобода воли…………………………………………………………..5
1.1 Понятие о воле……………………………………………………………...5
1.2 Теории воли………………………………………………………………...8
1.3 Волевая регуляция поведения……………………………………………11
1.4 Развитие воли у человека………………………………………………...14
Глава 2 Личная ответственность……………………………………………..16
2.1 Понятие ответственности………………………………………………...16
2.2 Эмоциональная ответственность………………………………………...19
Заключение ……………………………………………………………………22
Список литературы и источников……………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. свобода воли и личная ответственность..docx

— 66.25 Кб (Скачать файл)

     Выделяют  две концепции ответственности: классическую и неклассическую. Согласно классической концепции субъект действия несет ответственность за его последствия. Как носитель ответственности он должен быть самостоятельным и свободным. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно, а не в качестве «винтика». Наконец, он должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Отвечать приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого. Этика ответственности – этика поступка; если поступка нет, нет и ответственности. Данную этику можно назвать этикой конструктивности, т.е. субъект конструктирует свои действия, характер действий изначально не задан.

     Неклассическая  концепция ответственности состоит в том, что субъект выступает участником группы, где из-за разделения функций в принципе невозможно предусмотреть своих действий. Здесь классическая концепция теряет свою применимость, ведь субъект действия ответственен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Несмотря на все неопределенности, субъект решает задачу правильной организации дела, управления ходом его осуществления; ответственность связана теперь с нормами и функциями демократического общества, а не с абсолютной свободой человека.

     Классической  концепции соответствует понятие свободы субъекта. Неклассическая концепция ответственности имеет своей параллельно свободное общество с требованиями, с которыми приходится считаться каждому.

     Неклассическая  концепция насыщена проблемными  аспектами. Одна из проблем – проблема разделения ответственности. Представьте, что группа людей делает общее  дело. Необходимо при этом определить степень ответственности каждого  субъекта действия. Многие ученые ломают себе голову, они понимают, что в  современном обществе нельзя экономить  усилия на развитие актуальной ответственности. 

     2.2 Эмоциональная ответственность 

     Эмоциональная ответственность – это внутреннее состояние человека, при котором все решения исходят изнутри, из сердца. Вся его жизнь строится под руководством своей интуиции и личных знаний.

     Что значит нести личную эмоциональную  ответственность?

     Первое, надо признать, что чувства приходят от мыслей, убеждений и поведения  больше, чем от других людей или  внешних событий, обстоятельств. Затем  приходит понимание, что человек  сам способен творить свои чувства. Постепенно внешние события уже  не так легко выводят из равновесия. Так начинается личная ответственность за свое эмоциональное состояние.

     Эмоционально  зависимый человек чувствует  себя испуганным, тревожным, пристыженным, сердитым, когда другой, кто рядом, в гневе. Он может даже винить себя за то, что стал причиной гнева другого. Но если принять на себя ответственность  за свое эмоциональное состояние, то можно определить совершенно иную стратегию  поведения. Быть осведомленным в том, что разгневанный человек может чувствовать боль или неудовлетворенность, помогает быть ответственным за свои эмоции больше, чем за чужие. Помнить, что разгневанный партнер пытается решить свой внутренний дискомфорт за счет того, чтобы унизить или обидеть того, кто рядом, дает силы брать ответственность на себя за свои реакции.

     Что бы ни было причиной гнева другого  человека, он несет сам ответственность  за свою ярость или злость. Можно  быть отстраненным от злости другого, беря ответственность за свои эмоции, и отказаться принимать негативные чувства других на свой счет в любой  ситуации.

     Эмоционально  ответственный человек понимает, что не может иметь контроль над  чувствами других, только над своими.

     Следующая важная вещь, которую эмоционально ответственный человек предпринимает  – это сочувствие и сострадание  к тому, кто испытывает злость или  ненависть. Эмоционально зрелый человек  открыт, чтобы помочь понять своему собеседнику, что происходит. Например, можно сказать: «Мне не нравится твоя злость. Но я хочу понять, что тебя расстроило. Мы можем поговорить об этом?» Если человек отказывается говорить, продолжает злиться, то нет  смысла с ним что-то обсуждать, можно  только проявить любовь и понимание, что и будет свидетельствовать  об ответственности за личные эмоции, а не чужие. Можно сказать: «Я не желаю  быть на другом конце твоего гнева, слушать твои слова сейчас. Когда ты будешь готов поговорить со мной, дай мне знать».

     Если  вы примете на себя ответственность  за свои эмоции во время горячего спора, то сможете выйти из диапазона  нападения и не пытаясь изменить другого человека.

     Вместо  того, чтобы чувствовать себя жертвой чьего бы то ни было поведения, можно стать эмоционально ответственным за реакцию, чувства на конфликт, ссору. После внутренней работы со своими неприятными переживаниями развивается эмоциональная устойчивость.

     Любые взаимоотношения развиваются и  укрепляются, когда каждый в этих отношениях движется от эмоциональной  зависимости к эмоциональной  ответственности. Эмоционально зависимый  человек не может наслаждаться чувством свободы.

     Через жизнь необходимо пройти каждому  самостоятельно, ее надо прожить, прожить  шаг за шагом, используя весь богатейший арсенал эмоций, которым природа наградила каждого. И в конце концов, стать во главе бурных эмоциональных переживаний, которые придают жизни много разных оттенков. 

 

Заключение 

     Свобода личности в психологическом плане  – это, прежде всего, свобода воли. Она определяется по отношению к  двум величинам: к витальным влечениям  и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек – это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да».

     Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него – в пределах его ограничений – зависит, не сдастся ли он, уступит ли он условиям. В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, или уступить злу. 
Сущность личностной ответственности состоит уже в обязанности, индивида выполнять соответствующие политические, юридические и моральные требования, предъявляемые ему обществом, государством, коллективом. Поступая ответственно, человек должен, с одной стороны, правильно выбрать социальные ориентиры, с другой – использовать все имеющиеся возможности (знания, опыт), также учитывать последствия своих действий.

     Субъективно ощущаемая свобода воли и вытекающая из нее личная ответственность включают механизмы всестороннего и повторного анализа последствий того или  иного поступка, что делает окончательный выбор более обоснованным. Чувство личной ответственности, как и механизм прогнозирования последствий, формируется в процессе онтогенеза. Вот почему до определенного возраста мы не считаем ребенка ответственным за свои поступки и перекладываем его вину на родителей и воспитателей.

     Человеческое  существо – это реагирующий механизм, и его реакции полностью зависят  от комбинации прошлого опыта (включая  генетическую программу) и обстоятельств  в настоящем.

     Поэтому, можно сказать, что нашу так называемую личную ответственность полностью разделяют между собой люди, которые нас родили, воспитывали, обучали, с которыми мы сталкивались на улице, на работе, с кем мы живем или жили, общались, а также весь род по генетической линии. (А за их действия несут ответственность их предки; и так далее по цепочке.) Так можно проследить линию ответственности до Адама и Евы, а там и до Бога недалеко. Мы сейчас такие, какие мы есть, благодаря всей истории, произошедшей с момента сотворения мира и до момента сейчас. Мы не виноваты, что мы такие плохие, в той же степени, как и не наша заслуга, что мы такие хорошие. И это здорово помогает принять себя такими, какие мы есть.

     В конце проделанной работы хотелось бы особенно отметить рассмотренные  нами вопросы.

     Свобода – одна из основных категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

     Воля  – это необходимый атрибут, для любого целенаправленного человека, который желает достичь определенных результатов в любой деятельности.

    Анализ  психологической литературы, в которой так или иначе освещается проблема ответственности, позволяет говорить о том, что подходы к изучению данного феномена близки по своей сути и в большинстве случаев оперируют теми же понятиями. Экзистенциальное направление в философии и психологии в основе рассматривает проблему смысла, стремления к ценностям, к свободе и ответственности. Предметом экзистенциальной психологии, как отмечают В. В. Знаков, Д. А. Леонтев, М. Палуш и др., являются такие глобальные вопросы, как проблема жизни и смерти человека, свободы и детерминизма, выбора и ответственности, общения и одиночества, смысла и бессмысленности существования. В поле внимания психологов, исследующих закономерности психики человека с позиций психологии человеческого бытия (вне которой мы не можем рассматривать проблему ответственности), находятся фактически те же проблемы, однако подходы к их решению в этих направлениях существенно различаются. Между психологией человеческого бытия и экзистенциальной психологией есть принципиальные различия, и некоторые особенности последней, согласно В. В. Знакову, не позволяют исследователю эффективно, научно, корректно изучать психологические особенности понимания мира субъектом. 7 Он объясняет это, прежде всего, экзистенциалистской ориентацией, имеющей уже более глубоко интуитивный, а не эмпирический фундамент, и другими существенными различиями.

    С позиций экзистенциального анализа  человек признается свободным лишь условно, поскольку он не может делать все, что захочет: человеческая свобода  не равна всемогуществу и произволу. Человек признается свободным, если в то же время он признается ответственным  в противоположность психоаналитическому  представлению о человеке как  о существе детерминированном преимущественно влечениями и стремлением к наслаждению.

    В целом остается заключить, что, несмотря на прошедшие века, эта проблема актуальна и сейчас. 
 
 

Список  литературы и источников 

  1. Аткинсон Р.Л. Введение в психологию: Учебник. / Аткинсон Р.Л. и др. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с.
  2. Большой психологический словарь/Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко; Под ред. Б.Г. Мещерякова. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
  3. Дубровина, И.В. Психология: Учебник. – 2-е изд., стер. / И.В. Дубровина и др. – М.: Академия, 2003 – 464 с.
  4. Знаков В.В. Понимание как проблема человеческого бытия //Психологический журнал. Т. 21. 2000. №2. – С. 7-15.
  5. Калин В.К. На путях построения теории воли//Психологический журнал. – Т. 10. – 1989. – № 2.
  6. Немов Р.С. Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.
  7. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. – 414 с.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989. – 328с.
  9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. –720 с.
  10. Лиз Бурбо. Ответственность, обязательство, чувство вины. /Электронный ресурс: http://nkozlov.ru/library/psychology/d4520/
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Абрамова, Г.С. Практическая  психология. - М.: Академия, 2003. - 496с.  
2. Аткинсон, Р.Л. Введение в психологию: Учебник. / Аткинсон Р.Л. и др. - М.: Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.  
3.
Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко; Под ред. Б.Г. Мещерякова. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.  
4. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Учебное пособие. / М.В. Гамезо, И.А Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 276 с.  
5. Гудвин, Д. Исследование в психологии: методы и планирование: Учебник. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 558 с.  
6. Деловая психология. Курс лекций: Учебное пособие. - СПб.: Союз, 2008. - 576 с.  
7.
Дубровина, И.В. Психология: Учебник. - 2-е изд., стер. / И.В. Дубровина и др. - М.: Академия, 2003 - 464 с.  
8. Зимняя, И.А.Педагогическая психология. – М.: Акдемия, 2004. - 384с.  
9. Морозов, А.В. Общая психология: Учебник. / Под ред. Р.Х. Тугушева. - М.: Эксмо-Пресс, 2006. - 560 с.  
10. Осипова, А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 315 с.  
11. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – М.: 2003. - 560с.  
12. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Гардарики, – 2004. - 592с.  
13. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – М.: КОКн, - 2006. - 1096с.  
14. Психология: Учебник для гуманитарных вузов./ Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.  
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.  
16. Сорокун, П.А Основы психологии. Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005. - 312с.  
17. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 416 с.  
18. Тертель, А.Л. Психология в вопросах и ответах. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 248 с.  
19. Чередниченко, И.П. Психология управления. - Ростов - на/Д.: Феникс, 2004. - 608 с.  
20. Чалдини, Р. Психология влияния. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.  
21. Чалдини, Р.Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя. / Р. Чалдини, Д. Кенрик, С. Нейберг . - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 256 с.  
22. Узнадзе, Д.Н. Общая психология: Учебник. - СПб.: Питер, 2004. - 413 с.  
23. Хьелл, Л. Теории личности. / Л.Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.

Информация о работе Свобода воли и личная ответственность