Свобода воли и личная ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:35, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы воли и ответственности личности.
Для формирования личности необходимы определенные условия, есть ряд характеристик свидетельствующих о достаточной зрелости личности – сила воли, волевая регуляция, понятие личной ответственности.
Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить понятие свободы воли и личной ответственности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Свобода воли…………………………………………………………..5
1.1 Понятие о воле……………………………………………………………...5
1.2 Теории воли………………………………………………………………...8
1.3 Волевая регуляция поведения……………………………………………11
1.4 Развитие воли у человека………………………………………………...14
Глава 2 Личная ответственность……………………………………………..16
2.1 Понятие ответственности………………………………………………...16
2.2 Эмоциональная ответственность………………………………………...19
Заключение ……………………………………………………………………22
Список литературы и источников……………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. свобода воли и личная ответственность..docx

— 66.25 Кб (Скачать файл)

     Человек - единственная существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям (М.Шелер). «Человек не свободен от социальных влияний, но от него зависит, сдастся ли он или сможет противодействовать социальным обстоятельствам. В этом плане свобода – это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро, уступить ли ему злу» (Ф.М. Достоевский). Свобода личности может перейти в произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Некоторые люди склонны «списывать» свои неблагоприятные поступки, подлость, предательство на «объективные условия»: несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли.

     Свобода личности проявляется в осознании  необходимости и целесообразности именно выбранного варианта поведения  с полным при знанием своей  ответственности за сделанный выбор  и будущее последствия своих  действий.

     Говоря  о становлении представлений  о ценности человека, нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное  несводимо к "полезности" человека для общества. Попытки делить людей  на "нужных" и "ненужных" порочны  по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий  к деградации и человека и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. Ее нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей. Как объективные  критерии (плоды труда, акты творчества), так и их субъективная оценка со стороны современников грешат односторонностью. История многократно доказывала, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей  становится очевиден спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы непрерывно возрастает и, в  то же время, немало примеров, когда  время развенчивает дутые авторитеты. Поэтому ценность человека в принципе несоизмерима только с плодами его  деятельности. Оставляя после себя вещи, детей и идеи (заветы), человек  не может быть сведен к сумме этого  наследства.

     Однако  в жизни возникают непростые  вопросы - чем в принципе отличается продажа своих рук или мозга  от продажи своих органов и  вправе ли человек распоряжаться  в этом отношении сам собой? Очевидно, ответы типа "или да или нет" не могут удовлетворить и приходится анализировать эту сложнейшую проблему. Решать ее нужно с учетом того, что человек является не только материальным, но и духовным существом, а последний род ценностей не имеет стоимостных характеристик. Образно говоря, человека можно купить и продать целиком или частично, он сам вправе это сделать, но необходимо помнить, что самое страшное, говоря словами Гёте – «продать душу дьяволу, отказавшись от самого себя».

     Важным  феноменом меры культуры являются вещи, производимые человеком на протяжении всего исторического пути. Мир  вещей обнимает собой все - от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров  и ускорителей, космических аппаратов  и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет как  бы "неорганическое тело" человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая его способности и таланты. Вещный мир стал "второй природой" человека и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием личности самого человека. Вопрос о соотношении ценности человека, его жизни и здоровья и его имущества всегда был центральным для любой мировоззренческой системы.

     Вещи  сами по себе в ценностном отношении  нейтральны, как и сам феномен  свободы, хотя человечество в течение  тысячелетий мечтало переплавить  «мечи на орало». Ценностное отношение  возникает только в том или  ином социальном контексте. С одной  стороны, как говорят в отношении  ученых и науки: "Что бы они не сделали, у них все равно получается оружие». С другой стороны, представление о том, что есть "мирный" атом в корне отличающийся от «военного», рухнуло после чернобыльской катастрофы. Следовательно, человечеству приходится все время сталкиваться с этим противоречием, непрерывно давая оценку новым явлениям в жизни человека и общества и вписывая их в традиционные системы ценностей. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей и их роли в становлении личности.

     Свобода воли - свобода выбора

     Свобода воли - понятие, означающее возможность  беспрепятственного внутреннего самоопределения  человека в выполнении тех или  иных целей и задач личности. В  истории философской и богословской мысли понятие свободы воли связывалось  с вменяемостью человека, с его  ответственностью за свои деяния, с  исполнением своего долга и осознанием предназначения. Утвердительный, отрицательный  или ограничительный ответы на вопрос о возможности свободы воли предопределен  выбором той или иной мировоззренческой  системы. Сама же воля - это сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели, которая  для него представляет определенную ценность. Волевой акт имеет характер духовного явления, коренящегося в  структуре личности человека и выражающий долженствование. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям, а также в ряде ситуаций ивитальным потребностям человека (в случаях самоубийства). Как правило, понятие воли относят к зрелой личности, полностью отдающей себе отчет в своих действиях и поступках. В истории философской мысли воля трактовалась двояко: во-первых, как следствие природной или сверхприродной детерминации (Бог, Абсолют), во-вторых, - как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс человека (Шопенгауэр, Ницше). Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности.

     Развитие  воли

     Значение  принципов в деле выработки воли. Религия, как источник этих принципов.

     Остается  нам теперь разобраться в вопросе  о воспитании и развитии воли человека. От направления и силы воли более  всего зависит нравственный характер и нравственная ценность личности человека. И, конечно, всякому понятно, что для человека важно, во 1-х, иметь волю сильную и решительную, а. во 2-х, иметь волю, твердо направленную ко благу ближнего в сторону добра, а не зла.

     Как же приобрести сильную волю? Ответ  прост: прежде всего- чрез упражнение ее. А для этого - опять-таки, аналогично телесным упражнениям - нужно начинать с немногого, с небольшого. Но - начавши упражнять свою волю в чем-либо - уже не оставлять этой работы над собой. При этом, с самого начала, человек, желающий укрепить свою волю, свой характер- должен избегать всякой разбросанности, беспорядочности и непостоянства в поведении. Иначе он будет человеком бесхарактерным, не представляющим из себя ничего определенного. На такого человека не могут положиться ни другие люди, ни он сам.

     Для каждого из нас нужна дисциплина. Она имеет настолько важное значение, что без нее невозможен правильный, нормальный порядок и успех работы - напр. в школьной, или в военной жизни. Еще важнее это в жизни каждого отдельного человека, причем место внешней школьной или военной дисциплины здесь занимает внутренняя самодисциплина. Человек должен сам поставить себя в известные рамки, создав определенные условия и порядок жизни - и от этого уже не отступать.

     Заметим еще вот что: в деле укрепления воли большое значение имеют привычки человека. Мы уже видели, что привычки дурные, греховные - большая помеха для нравственной жизни. Зато добрые привычки - ценное приобретение для  души, а поэтому ко многому хорошему человек должен себя именно приучать, чтобы это хорошее сделалось  для него своим - привычным. В особенности  важно это в молодые годы, когда  еще формируется, складывается человеческий характер.

     Недаром говорят, что вторая половина земной жизни человека - складывается из привычек, накопленных за первую половину этой жизни (сравн. поговорку: „привычка - вторая натура").

     Против  того, что сильная воля нужна человеку - вероятно, никто спорить не будет. В жизни мы встречаем людей  с разной силой воли, И часто  бывает так, что человек очень  одаренный, талантливый, с сильным  умом и глубоким, добрым сердцем, оказывается  слабовольным, и не может провести в жизнь свои планы, как бы хороши и ценны они ни были. И обратно - бывает так, что человек менее  талантливый и одаренный - но более  волевой, сильный характером - успевает в жизни, и, как говорят, свою линию  проводит до конца. 


Информация о работе Свобода воли и личная ответственность