Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:42, научная работа
Цель исследования – изучить связь между стрессоустойчивостью и волевыми качествами старшеклассников.
Опираясь на поставленную цель, мы определили следующие задачи:
- проанализировать теоретические подходы к понятиям «стрессоустойчивость» и «волевые качества»;
- определить уровень развития устойчивости к стрессу и ряда волевых качеств у учащихся старших классов;
Введение 3-5
1. Теоретические подходы к стрессоустойчивости и волевых
свойств личности 6-9
2. Эмпирическое исследование связи между стрессоустойчивостью
и волевыми качествами личности старшеклассников 10-26
2.1 Изучение стрессоустойчивости и волевых качеств личности
детей старшего школьного возраста 10-20
2.2 Комплекс тренинговых упражнений для развития волевых
качеств личности и повышения стрессоустойчивости 21-26
Заключение 27-28
Список использованной литературы
Воля – самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения, но и в ситуации действий, их осуществлении и контроле. Само проявление воли в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. Волевые качества понимаются как частичное проявление воли. Они, как и другие психологические свойства выявляются только в поведении и могут являться своеобразными факторами, влияющими на устойчивость человека к стрессу. В ситуации напряженности еще в детстве у человека формируется психологический механизм, регулирующий саму эту напряженность. Этот механизм не что иное, как воля. Именно сознательная регуляция психической напряженности обеспечивает личности психологическую устойчивость, и, следовательно, успех выполняемой деятельности. Чаще всего отмечаются такие волевые качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание, инициатив-ность, сила воли и другие8.
2 Эмпирическое исследование связи между стрессоустойчивостью и волевыми качествами старшеклассников
2.1 Изучение стрессоустойчивости и волевых качеств личности детей старшего школьного возраста
Прежде чем перейти к непосредственному описанию процедуры диагностики стрессоустойчивости и волевых качеств старшеклассников, мы посчитали достаточно важным охарактеризовать эмоционально-волевую сферу данной категории детей.
Старший школьный возраст, который также называют ранним юношеским, охватывает период от 15 до 16-17 лет. В это время в основных чертах завершается формирование физических и психологических качеств личности. Старшеклассникам импонирует чувство своей силы, привлекательности, уверенности в себе, бодрости и жизнерадостности. На годы юности приходится первая любовь, которая оставляет свой заметный след на всю жизнь.
И. С. Кон выделяет несколько типов взросления. В частности, он пишет, что у одних людей юность – период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими и самим собой. У других юность протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы им не свойственны; такие люди доставляют меньше хлопот воспитателям, но в их развитии механизм приспособления может блокировать формирование самостоятельности. Третий тип юности характеризуется быстрыми, скачкообразными изменениями, которые эффективно контролируются самой личностью. Такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины. Они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита эмоциональная жизнь9.
Эмоциональная сфера старшеклассника отличается:
- многообразием переживаемых
- большей устойчивостью эмоций и чувств;
- способностью к сопереживанию;
- развитием эстетических чувств,
способностью замечать
- большей устойчивостью и
- появлением чувства любви,
Юношеский возраст чрезвычайно значим для развития эмоциональной сферы человека. Можно сказать, что он «критический» возраст, поскольку в это время закладываются основы эмоциональной жизни человека в зрелые годы.
Стресс, возникающий в период взросления,
является нормой для адекватного
развития молодых людей. Причиной возникновения
стресса у старшеклассника
Теперь обратимся к волевой сфере психики учащихся старших классов. Для старшего школьного возраста характерно дальнейшее интенсивное развитие волевых свойств и относительная завершенность их формирования. Волевые свойства становятся чертами характера. Развитие воли в этом возрасте идет наряду с формированием мировоззрения, самосознания. Это именно тот период, когда человек начинает руководствоваться в своем поведении не случайными влечениями и ситуативными побуждениями, а системой усвоенных, ставших достоянием личности правил и норм поведения.
У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в проявлении ими волевой активности. Самостимуляция не только лучше осмысливается, но и более дифференцированно используется при преодолении трудностей, она становится главным компонентом в психологической структуре волевой активности учащихся. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели, резко увеличивается способность к терпению, например, при физической работе на фоне усталости. Однако у девочек старших классов резко снижается смелость, что создает определенные трудности в их физическом воспитании.
В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой для общества, товарищей. Часто волевая активность старшеклассника приобретает характер целеустремленности.
Что касается величины волевого усилия
старшеклассника, то для преодоления
трудности он, как и взрослый,
может приложить максимум волевого
усилия. Если же говорить о других компонентах
волевой регуляции –
В организованном нами исследовании по выявлению связи стрессоустойчивости и волевых качеств личности старшеклассников принимали участие 40 учеников 10-11 классов МОУ «СОШ № 27 г. Саранска».
Для исследования уровня стрессоустойчивости учащихся использовались следующие тесты-опросники:
1. Тест на самооценку
2. Тест на определение уровня
стрессоустойчивости, целью
Волевые качества личности изучались
нами с помощью следующих
1. Тест «Самооценка силы воли».
Методика описана Н. Н.
2. Опросник для самооценки
3. Опросник для оценки своей настойчивости (авторы – Е. П. Ильин и Е. К. Фещенко). Этот опросник внешне похож на предыдущий, но направлен на изучение самооценки настойчивости. Уровень выраженности исследуемого качества определяется набором баллов по всем позициям (см. приложение Б).
4. Методика определения робости,
стеснительности (
5. Тест «Самооценка
Осуществив первый этап исследования, мы получили сведения о степени развития стрессоустойчивости личности старшеклассников. Индивидуальные показатели испытуемых представлены в таблице В.1 приложения В. Таблица 1 содержит данные о количестве испытуемых, относящихся к разным категориям в соответствии с выявленным уровнем развития стрессоустойчивости.
Таблица 1 – Распределение испытуемых по уровню развития стрессоустойчивости
Название теста |
Низкий уровень развития стрессоустойчивости |
Средний уровень развития стрессоустойчивости |
Высокий уровень развития стрессоустойчивости | |||
Самооценка стрессоустойчивости |
4 |
10 % |
22 |
55 % |
14 |
35% |
Определение уровня стрессоустойчивости |
5 |
12,5 % |
26 |
65 % |
9 |
22,5 % |
Анализируя данные, полученные по тесту на определение самооценки стрессоустойчивости личности, мы можем сказать, что высоким уровнем развития данного свойства обладают 14 испытуемых, что составляет 35 % от общего числа. Средний уровень имеют 22 человека (55 %); низкий уровень – 4 испытуемых (10 %). Для того чтобы повысить достоверность полученных данных, нами было проведено еще одно тестирование. С помощью теста на определение уровня стрессоустойчивости, разработанного Е. И. Роговым, были также получены индивидуальные количественные показатели стрессоустойчивости, которые мы сопоставили с результатами первого теста. Сравнение показало, что небольшая группа испытуемых в количестве шестерых человек «изменила» свои прежние результаты (сменив высокий уровень на средний, а средний на низкий). Так, к группе с низким уровнем стрессоустойчивости принадлежат 5 испытуемых (12,5 %), к группе со средним уровнем – 26 испытуемых (65 %), к группе с высоким – 9 (22,5 %). Но мы считаем, что незначительные несовпадения результатов тестов между собой не могут быть существенными, а значит, и не могут изменить итоги всего исследования в целом.
Обобщая результаты диагностики стрессоустойчивости, можно констатировать, что около трети испытуемых относятся к группе лиц, имеющих высокий уровень развития данного свойства. Такие люди спокойны, адекватно воспринимают жизнь. Их трудно вывести из внутреннего равновесия, они имеют достаточно большие адаптационные ресурсы, мало подвержены стрессу. Почти две третьих выборки характеризуются средним уровнем развития стрессоустойчивости. Это самая распространенная группа людей. Их раздражают вещи только самые неприятные для них, слабые стрессоры не вызывают бурной и быстроразвивающейся стресс-реакции. Они способны абстрагироваться от мелких неприятностей и достаточно легко забывать о них. Старшеклассников, обладающих низкой стрессоустойчивостью, среди испытуемых оказалось довольно мало. Таких людей сложно назвать терпеливыми и спокойными людьми. Их раздражает все, даже самые незначительные вещи. Чаще всего они вспыльчивы, легко выходят из себя, медленно приспосабливаются к новым или быстро меняющимся условиям окружающей среды.
Следующий этап нашего исследования имел своей целью продиагностировать волевые качества испытуемых, поскольку, по нашему предположению, они оказывают влияние на развитие стрессоустойчивости. Полученные индивидуальные показатели испытуемых отражены в таблицах В.2, В.3, В.4, В.5, В.6 приложения В.
Таблица 2 - Распределение испытуемых по уровню развития волевых качеств личности
Волевые качества личности |
Высокий уровень развития |
Средний уровень развития |
Низкий уровень развития | |||
«Сила воли» |
18 |
45% |
18 |
45% |
4 |
10% |
Настойчивость |
19 |
47,5% |
17 |
42,5% |
4 |
10% |
Решительность |
19 |
47,5% |
15 |
37,5% |
6 |
15% |
Организованность |
7 |
17,5% |
28 |
70 % |
5 |
12,5% |
Терпеливость |
11 |
27,5% |
27 |
67,5% |
2 |
5% |
Информация о работе Связь стрессоустойчивости и волевых качеств личности старшеклассников