Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:42, научная работа
Цель исследования – изучить связь между стрессоустойчивостью и волевыми качествами старшеклассников.
Опираясь на поставленную цель, мы определили следующие задачи:
- проанализировать теоретические подходы к понятиям «стрессоустойчивость» и «волевые качества»;
- определить уровень развития устойчивости к стрессу и ряда волевых качеств у учащихся старших классов;
Введение 3-5
1. Теоретические подходы к стрессоустойчивости и волевых
свойств личности 6-9
2. Эмпирическое исследование связи между стрессоустойчивостью
и волевыми качествами личности старшеклассников 10-26
2.1 Изучение стрессоустойчивости и волевых качеств личности
детей старшего школьного возраста 10-20
2.2 Комплекс тренинговых упражнений для развития волевых
качеств личности и повышения стрессоустойчивости 21-26
Заключение 27-28
Список использованной литературы
11 если Вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть?
12 если Вам дарят ненужные предметы?
13 громкий разговор в общественном транспорте?
14 слишком сильный запах духов?
15 человек, который жестикулирует во время разговора?
16 знакомый, который часто употребляет иностранные слова?
Обработка результатов:
Подсчитывается сумма набранных баллов. За ответ «очень» присваивается 3 балла, «не особенно» - 1 балл и за ответ «ни в коем случае» - 0 баллов. Полученный результат соотносится с ключом теста.
Ключ
Более 40 баллов. Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все, даже незначительные вещи. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это расшатывает нервную систему, отчего страдают и окружающие.
От 12 до 40 баллов. Вас можно
отнести к самой
11 баллов и менее. Вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий и Ваши наиболее уязвимые стороны не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о Вас можно сказать, что Вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия.
Приложение Б
Методики диагностики волевых качеств личности
1 Тест «Самооценка силы воли»
Методика описана Н. Н. Обозовым и предназначена для обобщенной характеристики проявления «силы воли».
Инструкция: «На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» или «бывает» - 3, «случается» - 2, «нет» -1.
Текст опросника
1 В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независима от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?
2 Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно было сделать что-то вам неприятное?
3 Когда попадаете в конфликтную ситуацию на учебе или дома, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?
4 Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны?
5 Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?
6 Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7 Быстро ли Вы отвечаете на присланные письма (сообщения в телефон)?
8 Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9 Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство, которое Вам рекомендовал врач?
10 Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет Вам немало хлопот, являетесь ли вы человеком слова?
11 Без колебания ли Вы предпримите поездку в незнакомый город, если это необходимо?
12 Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий и т.д.?
13 Относитесь ли Вы неодобрительно к должникам?
14 Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?
15 Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?
Подсчитывается сумма набранных баллов: 0-12 баллов – «сила воли» слабая; 13-21 балл – «сила воли» средняя; 22-30 баллов – «сила воли» большая.
2 Опросник для самооценки терпеливости
Методика разработана Е. П. Ильиным и Е. К. Фещенко
Инструкция: «Ответьте, согласны ли вы с предложенными Вам утверждениями. Если согласны, то поставьте рядом знак «+», если не согласны, то знак «-».
Текст опросника
1 Если я устаю при выполнении трудной работы, то сразу ее бросаю.
2 У меня не хватает терпения дочитать до конца скучный рассказ.
3 Я очень не люблю стоять в длинных очередях и часто ухожу из них, не достояв до конца.
4 Я могу долго терпеть боль, например, зубную.
5 Обычно я могу долго переносить жажду.
6 Я бы не выдержал длительной голодовки, например, чтобы похудеть, вылечиться от болезни.
7 Когда на уроке физкультуры я устаю, то быстро перестаю выполнять упражнения.
8 Я редко бросаю скучную работу, не доведя ее до конца.
9 Обычно мне трудно заставить себя работать «через не могу».
10 Я не бросаю работу на половине пути, не смотря на усталость.
11 Мне нравится такая физическая работа, в которой я должен пересилить себя, чтобы выполнить задание.
12 Я с уверенностью могу сказать, что я терпеливый.
13 Несмотря на усталость, я стараюсь изо всех сил поддержать при беге высокий темп.
14 Меня раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже когда я не тороплюсь.
15 Я нетерпелив к боли.
16 Я не хочу считать себя слабовольным, поэтому каждый раз стараюсь довести тяжелую физическую работу до конца.
17 Я действую по принципу: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж».
18 Я не считаю, что «терпение и труд все перетрут»; работать надо с умом, а не переутомляться.
Ключ к расшифровке
По одному баллу начисляется за ответы «да» по позициям 4, 5, 8, 10, 11, 12, 13, 16,17 и за ответы «нет» по позициям 1, 2, 3, 6, 7, 9, 14, 15, 18.
Подсчитывается общая сумма баллов. Оценка своей терпеливости низкая, если отвечающий набирает до 6 баллов включительно, и высокая, если респондент набирает 12 баллов и больше.
3 Опросник для оценки своей настойчивости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)
Инструкция: «Вам предлагается ряд ситуаций. Представьте себя в этих ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если не согласны – знак «-» после каждой ситуации».
Текст опросника
1 Я уже определил свою цель на будущее и готовлюсь к ее достижению.
2 Я систематически стремлюсь к намеченной цели, какой бы далекой она ни была.
3 У меня обычно пропадает желание добиваться далекой цели, если что-нибудь этому препятствует.
4 Даже при неудачах я уверен, что все равно добьюсь своего.
5 Я стараюсь не ставить перед собой очень далеких целей, так как считаю, что легче жить сегодняшним днем.
6 Я несколько раз пытался заниматься самосовершенствованием, но из этого так ничего и не вышло.
7 Неудачи выбивают меня из колеи, и я отказываюсь от намерения достичь чего-нибудь значительного.
8 Если уж я поставил перед собой важную для меня цель, то меня трудно остановить.
9 Поражение побуждает меня действовать с удвоенной силой.
10 Я много раз пытался спланировать свою неделю, но так и не смог выполнить намеченного из-за плохой самоорганизованности.
11 При возникновении трудностей я начинаю сомневаться, стоит ли продолжать начатое.
12 Мне часто бывает трудно довести дело до конца, особенно если для этого требуются недели и месяцы.
13 Мои близкие считают меня одержимым.
14 Я испытываю большое удовлетворение, когда добиваюсь намеченного вопреки имевшимся трудностям.
15 Я часто бросаю на половине пути начатые дела, теряя к ним интерес.
16 Я умею ждать и терпеть, поэтому отдаленные цели меня не пугают.
17 Препятствия лишь раззадоривают меня, делают мои решения более твердыми.
18 Лень, а не сомнения в успехе, вынуждает меня слишком часто отказываться от достижения цели.
Ключ к оценке ответов
По 1 баллу начисляется за ответы «да» по позициям: 1, 2, 4, 8, 9, 13, 14, 16, 17 и за ответы «нет» по позициям: 3, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, ,18.
Чем больше сумма набранных по всем позициям баллов, тем больше у обследованного выражена самооценка настойчивости, свидетельствующая о его склонности доводить начатое дело до конца.
4 Методика определения робости, стеснительности (решительности)
Инструкция: «Прочитайте утверждения опросника и в случае согласия с ним поставьте рядом знак «+», при несогласии, знак «-».
Текст опросника
1 Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.
2 В компании я чувствую себя несколько неловко и из-за этого произвожу впечатление хуже, чем мог бы.
3 Я редко заговариваю с людьми первым.
4 Мне бывает трудно изложить свои мысли словами, и поэтому я не включаюсь в беседу с такой готовностью, как другие.
5 Часто я лишь с большим трудом могу скрыть свою застенчивость.
6 Я схожусь с людьми так же легко, как и другие.
7 Мне трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми.
8 Я часто много теряю из-за своей нерешительности.
9 Иногда из-за своей сдержанности мне бывает трудно отстаивать свои права.
10 В школе мне трудно говорить перед всем классом.
11 Я без страха и смущения вхожу в комнату, где уже собрались и беседуют люди.
12 Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
13 Мне бы хотелось быть менее застенчивым.
14 Мне кажется, что, попадая в новый коллектив, я быстро приспосабливаюсь.
15 Если люди наблюдают за мной, мне становится не по себе.
Обработка результатов.
Баллы начисляется за ответы «да» по позициям 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 15 и ответы «нет» по позициям 6, 11, 12, 14. Подсчитывается сумма баллов.
Вывод: высокие оценки по фактору «робость, стеснительность» свидетельствуют о застенчивости, нерешительности, неуверенности. Такие лица избегают рискованных ситуаций, при необходимости принять решение либо чрезмерно колеблются, либо подолгу оттягивают его выполнение.
5 Тест «Самооценка организованности»
Инструкция: «Прочитайте утверждения, перечисленные в опроснике, и в случае согласия с ним поставьте рядом знак «+», при несогласии, знак «-».
Текст опросника
1 С вечера я планирую свои дела на будущий день.
2 Я всегда радуюсь успехам других людей.
3 Часто мне не удается сделать то, что я наметил.
4 Считаю, что готовиться сразу к нескольким делам невозможно.
5 На моем рабочем столе обычно порядок.
6 Свои обещания я всегда выполняю.
7 Я, как правило, затягиваю ответ на полученное письмо.
8 Вернувшись домой в грязной обуви, я сразу же привожу ее в порядок.
9 Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
10 Не откладываю на завтра то, что могу сделать сегодня.
11 Занятость общественной, домашней работой, занятия спортом неблагоприятно сказываются на моей учебе.
12 Меня не тревожит, когда на следующий день выпадает много всяких дел, так как подготовку к ним я планирую заранее.
13 При любых обстоятельствах предпочитаю работу развлечениям.
14 Часто я убегаю на учебу, не успев позавтракать.
15 Я могу опоздать на учебу без всяких серьезных причин.
16 Могу поддержать разговор на любую тему.
17 Если наступает полоса невезения в учебе, у меня пропадает охота ходить туда.
18 Каждую вещь сразу кладу на место.
19 Иногда я говорю вслух не то, что думаю.
20 Когда приходится опаздывать даже на пустяковое мероприятие, мне становиться как-то не по себе.
21 Мой стиль – тщательно выполнять задания, только когда о них может спросить учитель.
22 На учебу я прихожу минимум минут за десять до начала занятий.
23 Я всегда выполняю все правила поведения в общественных местах.
24 Я делаю утреннюю зарядку.
25 Если я основательно готовлюсь к одному делу, то остальные остаются неподготовленными.
26 Я всегда перехожу улицу в положенном месте.
27 Порой я убегаю в школу, не застелив постель.
28 Общественные поручения я выполняю без напоминаний.
Обработка результатов
Организованность вычисляется
путем подсчитывания суммы
Вопросы 2, 6, 9, 13, 16, 19, 23 и 26 служат для проверки искренности ответов. Если опрашиваемый отвечает «да» на все эти вопросы (кроме 19, где учитывается ответ «нет») и набирает 4 балла и более, то анкета обработке не подлежит.
Вывод. Чем больше сумма баллов, тем выше организованность респондента.
Информация о работе Связь стрессоустойчивости и волевых качеств личности старшеклассников