Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 10:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель - провести диагностику и коррекцию синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) детей с нарушением интеллекта. Гипотеза. Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, следует решить следующие задачи:
- изучить особенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с нарушением интеллекта;
- исследовать детей старшего возраста СДВГ с нарушением интеллекта в ГУ «Областная специальная коррекционная школа-интернат».

Содержание

Введение 3
1 1 ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 5
1.1 Дети с интеллектуальными нарушениями 5
1.2 Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с интеллектуальными нарушениями 7
1.3 Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с интеллектуальными нарушениями 8
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СДВГ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ГУ «ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» 12
2.1 Организация и методы исследования 12
2.2 Анализ результатов анкетирования 13
2.3 Методика выявления комфортности детей дома с помощью теста тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен) 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 3 - Ответы на вопрос: «Кто помогает вам воспитывать больного ребенка?»

 

В соответствии с рисунокм 3, на вопрос: «С какими проблемами сталкивается ваша семья в связи с воспитанием умственно отсталого ребенка?» родители отметили, что несмотря на бесплатное медицинское обслуживание их детей и приобретение лекарств, 75% родителей приходится тратить деньги на медицинское обслуживание их ребенка. При этом 33,3% родителей, ответивших так, тратят деньги на приобретение лекарств, 25% - на лечение, диагностическое обследование, 16,7% - на медицинские процедуры.

Также родители отметили повседневные трудности, с которыми сталкивается семья в связи с воспитанием умственно отсталого ребенка. На первом месте здесь оказалась проблема организации летнего отдыха – ее отметили 41,6% родителей. Второй по важности проблемой оказалось отсутствие общение со сверстниками вне школы (33,3%). Также родители отметили следующие трудности: постоянный прием лекарств (16,7%), регулярное проведение процедур (16,7%).

В ответах на вопрос: «Какую помощь вы хотели бы получить в связи с воспитанием умственно отсталого ребенка?» преобладает материальная заинтересованность. 25% опрошенных родителей ответили: «материальную», еще 16,7% выразили желание получить бесплатные лекарства и лечение. Другими наиболее распространенными пожеланиями были «возможность в будущем получить специальность для детей и трудоустройство» (25%).

На вопрос: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы родителям было легче растить больного ребенка?» 75% родителей ответили – необходимость создания физкультурно-спортивных центров в каждом районе, где ребенок мог бы заниматься оздоровительной физкультурой, доступными видами спорта, плавать. 75% родителей выразили пожелание организовывать осмотры и лечение ребенка недалеко от дома (50%) и регулярные консультации специалистов в районной поликлинике (41,6%).

Наибольшее беспокойство родителей, думающих о будущем своего ребенка, вызывает невозможность для ребенка в будущем жить без посторонней помощи (50%), трудности в получении профессии, доступной для умственного развития ребенка (41,6%). Значительную часть родителей (58,3%) волнуют трудности с будущим трудоустройством ребенка, также они озабочены проблемами с обучением (33,3%).

Как видно из приведенных данных, на первый план среди проблем, связанных с воспитанием ребенка с нарушениями интеллекта, выходят острейшие социальные проблемы, решить которые семья сама не в состоянии, здесь необходима поддержка общества.

Важное значение для воспитания ребенка с нарушениями интеллекта имеет стратегия семейного воспитания. Для ее выявления родителям был предложен тест (Приложение 2).

Обработка результатов.

Таблица для определения стиля поведения представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Определение стиля поведения родителей

 

 

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Авторитет

ный

Б

В

В

Г

В

Г

А

Б

Г

Б

авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

А

либеральный

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

В

индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Г

Б

Г


 

По таблице 1 определялся стиль родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в семье определенный стиль воспитания.

Если среди ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Родителям необходимо понять, каким же они все-таки хотят видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Родитель осознает свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Родитель трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Родитель хорошо представляет, каким должен вырасти его ребенок, и прилагает к этому максимум усилий. В своих требованиях он, вероятно, очень категоричен и неуступчив. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под его контролем.

Либеральный стиль. Родитель высоко ценит своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общается с ним, доверяет ему, не склонен к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для этого родителя первостепенными, поскольку у него иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с стороны родителей!

По результатам тестирования выяснилось, что подавляющее число родителей использует со своим умственно неполноценным ребенком авторитарный стиль поведения (83,3%). Это, по-видимому, объясняется болезнью ребенка, нарушениями его интеллекта. 16,7% родителей используют в воспитании авторитетный стиль. Данные представлены на рисунке 4.

 

Рисунок 4 - Стили родительского поведения при воспитании ребенка с нарушениями интеллекта

 

2.3 Методика выявления  комфортности детей дома с  помощью теста тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

 

С целью выявления комфортности детей дома использовался тест тревожности. Этот тест применяется для детей младшего школьного возраста, однако он подходит для детей 12-13 лет с нарушениями интеллекта.

Экспериментальный материал-14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом- печальное.

Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, дается инструкция следующего содержания:

- игра с младшими детьми. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами»;

- ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое? Он (она) гуляет со  своей мамой и малышом»;

- объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого  ребёнка: печальное или весёлое»;

- одевание. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) одевается»;

- игра со старшими детьми. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: печальное или  весёлое? Он (она) играет со старшими детьми»;

- укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребёнка: печальное  или весёлое? Он (она) идёт спать»;

- умывание. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) в  ванной»;

- выговор: «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»;

- игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого  ребёнка: печальное или весёлое?»;

- агрессивное нападение. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка: печальное или весёлое?»;

- собирание игрушек. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребёнка: печальное или  весёлое? Он (она) убирает игрушки»;

- изоляция. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»;

- ребёнок с родителями. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребёнка: печальное или  весёлое? Он (она) со своими мамой  и папой»;

- еда в одиночестве. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка фиксировались в специальном протоколе. Пример протокола приведен в таблице 2.

 

Таблица 2 - Протокол выявления тревожности у детей

Имя: Роман Возраст: 12 лет

 

Рисунок

Высказывание

Выбор

Весёлое

Печальное

лицо

лицо

1.Игра с младшими

Мальчику надоело играть

+

 

детьми

     

2.Ребёнок и мать

Я люблю гулять с мамой

+

 

с младенцем.

     

3.Объект агрессии

Хочется ударить его стулом

 

+

4.Одевание

Я люблю одеваться на прогулку

+

 

5.Игра со старшими

Мама играет с ребёнком

+

 

детьми

     

6.Укладывание спать

Когда иду спать, беру игрушку

 

+

в одиночестве

     

7.Умывание

Потому что он умывается

+

 

8.Выговор

Мама его ругает

 

+

9.Игнорирование

Потому что тут малыш

+

 

10.Агрессивность

Кто-то отбирает игрушку

 

+

11.Собирание

Мама заставляет его собирать

 

+

игрушек

игрушки

   

12.Изоляция

Дети не хотят с ним играть

 

+

13.Ребёнок

Родители играют с ним

+

 

с родителями

     

14.Еда в одиночестве

Пьёт чай,я тоже люблю пить чай

+

 

Протоколы были подвергнуты количественному анализу. На основании данных протокола вычислен индекс тревожности ребёнка (И.Т.), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков.

 

 

Число эмоционально негативных выборов

 

ИТ=

14

100%


 

Данные протокола приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Анализ тревожности детей с нарушениями интеллекта

 

Ф.И

    • Вычисление ИТ

ИТ(%)

Роман Т.

ИТ= 6 :14*100%

ИТ=42,8%

Катя И.

ИТ= 3 :14*100%

ИТ=21,4%

Ваня С.

ИТ= 1 :14*100%

ИТ=7,1%

Дима Г.

ИТ= 10 :14*100%

ИТ=71,4%

Юрий В.

ИТ= 2 : 14*100%

ИТ=14,2%

Таня М.

ИТ= 4 : 14*100%

ИТ=28,5%

Илья П.

ИТ= 1 : 14*100%

ИТ=7,1%

Сергей Т.

ИТ= 5 : 14*100%

ИТ=35,7%

Марина Т.

ИТ= 6 : 14*100%

ИТ=42,8%

Наташа М.

ИТ= 4 :14*100%

ИТ=28,5%

Юля Д.

ИТ= 7: 14*100%

ИТ=50%

Света М.

ИТ= 3 : 14*100%

ИТ=21,4%


 

На основании данных таблицы строится график, показывающий уровень тревожности у детей представленный на рисунке 5.

Х

                               

71,4%

                   

А

         

50%

                           

Б

 

42,8%

                               

35,7%

                               

28,5%

                               

21,4%

                       

В

     

14,2%

                               

7,1%

                               

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

У

Информация о работе Синдром дефицита внимания и гиперактивности