Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 10:07, курсовая работа
Цель - провести диагностику и коррекцию синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) детей с нарушением интеллекта. Гипотеза. Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, следует решить следующие задачи:
- изучить особенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с нарушением интеллекта;
- исследовать детей старшего возраста СДВГ с нарушением интеллекта в ГУ «Областная специальная коррекционная школа-интернат».
Введение 3
1 1 ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 5
1.1 Дети с интеллектуальными нарушениями 5
1.2 Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с интеллектуальными нарушениями 7
1.3 Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей с интеллектуальными нарушениями 8
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СДВГ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В ГУ «ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» 12
2.1 Организация и методы исследования 12
2.2 Анализ результатов анкетирования 13
2.3 Методика выявления комфортности детей дома с помощью теста тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен) 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
Приложение 25
Рисунок 5 - Анализ тревожности детей
Условные обозначения:
- У-количество учавствовавших
- Х-индекс тревожности ребёнка.
- А-дети, обладающие высоким уровнем тревожности;
- Б-дети, обладающие средним уровнем тревожности;
- В-дети, обладающие низким уровнем тревожности.
В зависимости от индекса тревожности все дети под разделяются на три группы:
- высокий уровень тревожности (индекс тревожности выше 50%);
- средний уровень тревожности (индекс тревожности от 20 до 50 %);
- низкий уровень тревожности (индекс тревожности от 0 до 20%).
Таким образом, из 12 человек, которые принимали участие в тестировании, выявлено:
- 3 человека с высоким уровнем тревожности;
- 5 человек со средним уровнем тревожности;
- 4 человека с низким уровнем тревожности.
Семья является наиболее значимым фактором социализации детей и подростков в общество, и ее влияние значительно превосходит влияние общественных образовательный учреждений, групп сверстников. В случае с ребенком с нарушениями интеллекта роль семьи неизмеримо возрастает, так как в силу особенностей их образа жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. Соответственно возрастают материальные, психологические и эмоциональные нагрузки семьи. Присутствие в семье ребенка, имеющие особые проблемы и требующие повышенного внимания, оказывает влияние на жизнь всех членов семьи, включая и других, здоровых детей.
Воспитывая ребенка в семье, родителям следует задуматься о его будущем. Если предполагается, что он всю жизнь пробудет только в семье, нигде не работая, то ему достаточно иметь навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Если возникают другие перспективы, то надо заранее готовить к ним умственно отсталого ребенка.
Одним из основных направлений коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками является формирование у них положительного отношения к контактам со взрослыми и сверстниками. Надо дать ребенку почувствовать, что его любят, ему рады, он не одинок. Родители должны быть ласковы со своим ребенком, доброжелательны, терпеливы и, вместе с тем, требовательны и строги, когда это необходимо.
Очень важно для воспитания и социализации умственно отсталого ребенка развивать у него культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания и элементарного бытового труда. Надо хвалить ребенка, когда он старается быть опрятным, и не ругать, а помогать, если навык по какой-то причине утрачивается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из анализа литературных источников следует, что гиперактивное поведение у детей является объектом исследования различных специалистов. Формирование концепции синдрома гиперактивности с дефицитом внимания имело тесную связь с развитием представлений о минимальных мозговых дисфункциях.
В развитии синдрома гиперактивности с дефицитом внимания играют роль генетические, биологические и социально-психологические факторы. Клиническую картину СДВГ определяют не только избыточная двигательная активность и импульсивность поведения, но также нарушения когнитивных функций (внимания и памяти) и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью. Эти проявления в значительной степени связаны с недостаточностью организации, программирования и контроля психической деятельности и указывают на важную роль дисфункции префронтальных отделов больших полушарий головного мозга в генезе синдрома гиперактивности с дефицитом внимания.
Таким образом, синдром гиперактивности с дефицитом внимания представляет особый вариант поведения, который выражается в характерных особенностях двигательного развития и тесно связан с нарушением внимания и эмоциональной сферы. Коррекция синдрома гиперактивности с дефицитом внимания должна быть комплексной и включать в себя как медикаментозные (корковые стимуляторы) так и психотерапевтические (поведенческая, семейная психотерапия и пр.) методы коррекции.
В результате органических изменений центральной нервной системы, у детей с умственной отсталостью отмечаются нарушения в работе всех анализаторов. Недоразвитие мозга и связанные с этим нарушения динамики нервных процессов приводят к тому, что корковый анализ и синтез раздражителей, воздействующих на ребенка, в той или иной степени нарушаются. Интеллектуальное недоразвитие приводит к нарушению познавательной деятельности. Для детей с нарушениями интеллекта характерен ограниченный словарный запас, их речь маловыразительна, часто аграмматична.
Умственно отсталые дети не должны быть изолированы от своих нормально развивающихся сверстников. Общаясь с ними, они расширяют свой социальный опыт, у них появляется чувство товарищества, взаимопомощи, доброжелательность. Общение с нормально развивающимися детьми - это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Родителям следует это всячески поощрять, за исключением общения с детьми с асоциальным поведением.Следует заметить, что для нормально развивающихся детей общение с умственно отсталым ребенком не принесет вреда. Напротив, оно будет способствовать формированию доброго отношения, желания помочь товарищу.
Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью плохо фиксируется, легко рассеивается. Все новое усваивают очень медленно и только после многократного повторения, больше всего страдает смысловая память, недостаточно и логически опосредованное запоминание. Однако хорошо развита механическая память.
В деятельности детей с нарушениями интеллекта отсутствует план, они несамостоятельны, с трудом переключаются на новые виды деятельности, могут длительный срок заниматься одним и тем же делом. Нарушение интеллекта обуславливает особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей.
Познавательная деятельность детей с нарушением интеллекта нарушена и развивается значительно медленнее, чем у детей с нормальным интеллектом, поэтому обучение умственно отсталых детей имеет свою специфику. Особенности детей с нарушением интеллекта с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В ходе выполнения работы достигнута поставленная цель – изучена диагностика и коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) детей с нарушениями развития.
При проведении исследования выяснилось, что родители почти все свободное время проводят вместе с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Им помогают воспитывать ребенка бабушки, подруги, реже – старшие дети или няня. Родители испытывают материальные трудности при воспитании таких детей, им недостает средств на лечение. Родители озабочены будущем своего ребенка, их волнуют проблемы обучения и трудоустройства детей.
Большая часть родителей использует при воспитании детей с нарушениями интеллекта авторитарный стиль общения.
Анализ комфортности детей в семье выявил не плохие результаты:
- 3 детей показали высокий
- 5 человек – средний;
- 4 человека - низкий уровень тревожности.
Изменив окружение ребёнка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания. При наличии эмоциональных нарушений проводят холдинг-терапию, используют методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха. В цикл занятий включают упражнения на развитие внимания и памяти. Однако в случае, когда затронуты области фронтальной коры, отвечающие за когнитивные функции, помогают методики развития мышления и речи, при этом происходит определенная компенсация нарушенных функций. При выявлении речевых нарушений необходимы логопедические занятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях./ И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. − 96с.
2 Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - №1. - 2005. - С.31-36.
3 Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. - М.:НИИ семьи, 2001. - 64 с.
4 Гиперактивные дети: учебное пособие для студентов ВУЗов. Под ред. Пассольта М.; -М., Академия, 2004- 160с.
5 Марилов В.В. Общая психопатология. М., «Академия», 2002, - 220с.
6 Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2004.-285 с.
7 Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности // Российский вестиник перинаталогии и педиатрии. 2000. № 3.
8 Бессоница, неврозы и другие заболевания нервной системы: Н. И. Мазнев - Санкт-Петербург, Дом. XXI век, Рипол Классик, 2011 г.- 64 с.
9 Болезни периферической
10 Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение: Под редакцией В. Л. Голубева - Москва, Медицинское информационное агентство, 2010 г.- 642 с.
11 Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: О. И. Политика — Москва, Речь, 2008 г.- 208 с.
12 Заболевания нервной системы.
Профилактика и лечение
13 Заболевания нервной системы:
Николай Мазнев — Санкт-
14 Лечение заболеваний нервной системы растениями и диетой: Л. В. Николайчук, Е. С. Козюк, Э. В. Владимиров — Москва, Современная школа, 2008 г.- 320 с.
15 Лечение заболеваний нервной системы у детей: — Санкт-Петербург, Триада-X, 2009 г.- 416 с.
16 Соматоневрология: Под редакцией А. А. Скоромца — Санкт-Петербург, СпецЛит, 2009 г.- 656 с.
17 Семаго, М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования : методическое пособие / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. – М. : АРКТИ, 2007. -288 с.
18 Сорокин, В. М. Специальная психология : учеб. пособие / В. М. Сорокин; под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб. : Речь, 2009. - 260 с.
19.Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова, ? М.: Акад. Проект, 2000 ? 672с.
20.Добсон Дж. Непослушный ребенок: Практическое руководство для родителей / Дж. Добсон ? М.: Пенаты, ? 1992, ? 52с.
21.Дубровина И.В., Лисина
М.И. Возрастные особенности
22.Заваденкий Н.Н., Суворинова Н.Ю., Григорьева Н.В. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: современные подходы к фармакотерапии. ? [Электронный ресурс] ? Режим доступа: http://www.studzona.com.
23.Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог, ? 2000, ? №4, ? с.2-6.
24. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка / А.Д. Кошелева, Л.С. Алексеева .М.: НИИ семьи, ? 1997, ? 64с.
28.Сатир В. Как строить
себя и свою семью / В. Сатир, –
М.: Педагогика-Пресс, 1992 − 156с.
29. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая
психология / П.И. Сидоров, А.В. Парняков,
− М: ГЭОТАР-МЕД, 2002 − 864 с.
30.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е.И. Рогов- М.: ВЛАДОС, 1996, − 529с.
Приложение 1
Анкета
1 Сколько времени вы проводите со своими детьми?
2 На что вы тратите большую часть времени при общении с ребенком?
3 Оказываете ли вы помощь детям при подготовке школьных занятий?
4 Как вы организуется досуг детей?
5 Как относятся другие дети к ребенку с нарушением интеллекта?
6 Кто помогает вам воспитывать больного ребенка?
7 С какими проблемами
8 Какую помощь вы хотели бы получить в связи с воспитанием умственно отсталого ребенка?
9 Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы родителям было легче растить больного ребенка?
10 Что вызывает наибольшее
Приложение 2
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Информация о работе Синдром дефицита внимания и гиперактивности