Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:56, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим. Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к школьному обучению.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………6 Психологические особенности младших школьников…………...6 1.2 Объем психологических знаний, необходимых для младшего школьного возраста………………………………………………………14 ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………..19 2.1 Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………………..19 2.2 Методические средства и приемы преподавания психологии, приемлемые для младшего школьного возраста………………………….34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
Способность владеть своими
чувствами, по мнению Г.М. Бреслава, становится
лучше год от года. Свой гнев и раздражение
младший школьник проявляет не столько
в моторной форме – лезет драться, вырывает
из рук и т.д., сколько в словесной форме
ругается, дразнит, грубит; появляются
оттенки, которые не наблюдаются у дошкольников,
например, в выражении лица и интонациях
речи – ирония, насмешка, сомнение и т.д.
Если дошкольник в состоянии каприза способен
лечь на пол и начать кричать, брыкаться,
бросать предметы, то с младшим школьником
этого не бывает; формы выражения каприза
или сильного раздражения у него иные,
чем у дошкольника. Переживания злости:
к стыду проявляются в более скрытой форме,
правда, достаточно явной для окружающих
(особенно взрослых).
Таким образом, на протяжении
младшего школьного возраста нарастает
организованность в эмоциональном поведении
ребенка. У первоклассников активно развивается
сенсорно-перцептивная сфера, наглядно-образное
мышление. Во 2 классе начинает формироваться
словесно-логическое мышление, внутренний
план действий. К концу младшего школьного
возраста формируются такие волевые черты
характера, как самостоятельность, настойчивость,
выдержка.
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ
МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
2.1 Система занятий
по психологии с детьми младшего школьного
возраста
Детский практический психолог,
работая в школе, имеет дело с детьми разного
возраста: с младшими школьниками, подростками,
старшеклассниками. При этом он видит
возраст в динамике помочь переходу с
одной ступени на другую более выгодную
– одна из задач школьного психолога.
Многогранное интеллектуальное
и личностное развитие учащихся требует
создание оптимальных психологических
и педагогических условий, обеспечивающих
полноценное переживание детьми каждого
возрастного периода и тем самым способствующих
реализации их индивидуальных творческих
потенций.
Л.С. Выготский рассматривал
возраст как относительно замкнутый период
развития, значение которого определяется,
его местом в общем цикле развития и в
котором общие законы развития находят
всякий раз качественно своеобразное
выражение. Возрастные особенности существуют
как наиболее типичные наиболее характерные
общие особенности возраста, указывающие
на общее направления развития. Тот или
иной возрастной период сензитивен к развитию
определенных психических процессов и
свойств, психологических качеств личности,
а поэтому и к определенному типу воздействий.
Поэтому ребенок на каждом возрастном
этапе нуждается в особом к себе подходе.
Каждый возрастной период стабильный
или критический является переходным,
подготавливающим человека к переходу
на более высокую ступень. Сложность возрастного
этапа состоит в том, что он содержит в
себе психологические навыки сегодняшнего
дня, ценностной смысл которых во многом
определяется потребностями дня завтрашнего.
Именно полноценное развитие
каждого возрастного периода подготовят
его к переходу его на следующую возрастную
ступень, позволит сформироваться необходимым
для этого психологическим новообразованиям.
В основе наиболее благоприятных
психолого-педагогических условий лежит
реализация в работе с детьми всех возрастов
принципа «зоны ближайшего развития»
(Л.С. Выготский) использование этого принципа
в разработке психолого-педагогических
программ позволяет проектировать тот
уровень развития, который школьник может
достичь в ближайшее время.
В школе никто не занимается
специальной организацией деятельности
общения. Поэтому перед педагогом-психологом
встает сложнейшая задача: специально
организовать ведущую для младшего школьного
возраста деятельность, создать внутри
этой деятельности атмосферу сотрудничества,
взаимного доверия детей друг с другом,
детей и взрослых.
Одно из важнейших
решений этой задачи разработка
психологом или использование
им имеющихся в психологической
литературе личностных развивающих
программ, способных помочь детям
успешно пройти адаптацию к начальной
школе, осознать свои силы и индивидуальность,
почувствовать вкус успеха.
Наиболее эффективно реализуются
эти программы в групповых формах работы,
что объясняется не только той особой
ролью, которую в указанном возрасте играет
общение со сверстниками, но и широко доказанной
сегодня продуктивностью этих форм психологической
работы.
По существу, грамотно составленные
и профессионально реализованные в группах
развивающие программы могут рассматриваться
как «как зона ближайшего развития» младших
школьников. Здесь важен вопрос о преемственности
этих программ в соответствии с основными
потребностями возрастного развития.
Поэтому при работе с детьми
младшего школьного возраста упор следует
делать на пробуждения интереса и развития
доверия самому себе, на постепенном понимании
своих возможностей, способностей, особенностей
характера и пр.
При этом следует помнить, что
сам возраст не определяет какого-то стандартного
психического развития личности, так как
возрастные особенности существуют лишь
в единстве с особенностями индивидуальными,
«в форме индивидуальных вариантов развития»
быть может, основной смысл «зоны ближайшего
развития», в младшем школьном возрасте
состоит в осознании школьниками своей
способности усваивать учебный материал,
устанавливать контакты с учителем и сверстниками.
Немаловажно отметить трудности,
связанные с личностью психолога: только
высоко нравственный уровень и личностная
зрелость психолога способны создать
почву для развития личности и индивидуальности
учащихся; только высокий профессионализм
психолога позволит ему не навязывать
ребенку своих взглядов, не стараться
(хотя бы и невольно) воспитать ребенка
по своему образу и подобию, а способствовать
развитию психологических образований,
обеспечивающих возникновение и укрепление
собственных взглядов, мнений, оценок,
переживаний, отношений и стремлений младшего
школьника.
По своей структуре урок, или
занятие, по психологии делится на вводную
часть, основную и заключительную. Задачей
вводной части является создание у учащихся
определенного положительного эмоционального
фона, без которого эффективное усвоение
знаний невозможно. Этот эмоциональный
настрой, постоянно создаваемый на уроках
психологического развития, постепенно
должен у учащихся закрепиться и переноситься
на другие школьные уроки. В качестве приема
создания положительного эмоционального
фона может выступить просьба учителя
улыбнуться друг другу и сказать добрые
слова (Л.И. Латохина, 1993).
По мнению П. и Г. Деннисон важным
моментом вводной части является выполнение
упражнений для улучшения мозговой деятельности.
Стимулирующее воздействие физических
упражнений на психическую деятельность
известно давно. Тем самым обеспечивается
более высокий уровень работоспособности,
который не может не влиять положительно
на успешность учебной деятельности.
Задания для основной части
урока необходимо подбирать с учетом их
направленности на осуществление дифференциации
познавательных структур и с точки зрения
удобства для коллективной работы в классе.
Для достижения развивающего эффекта
необходимо неоднократное выполнение
заданий. Однако для предотвращения снижения
интереса учащихся к повторным выполнениям
одного и того же задания целесообразно
стремиться обеспечить разнообразие внешнего
оформления содержания ряда заданий, но
сохранить единство их внутренней психологической
направленности.
Задача заключительной части
урока состоит в подведении итогов занятия,
обсуждении результатов работы учащихся
и тех трудностей, которые у них возникали
при выполнении заданий. Существенным
моментом здесь являются ответы учащихся
на вопрос, чем же они занимались и чему
научились на данном уроке.
Совпадая по форме и структуре
(вводная, основная и заключительная части)
с обычными предметными уроками, урок
психологического развития существенно
отличается от них. Отличия связаны как
с задачей этих уроков, так и с их содержанием
и направленностью. Общая задача этих
уроков - внести вклад в формирование целостной
психологической основы обучения, которая
обеспечит не только развитие личности
школьников, но и возможность их самостоятельного
развития в будущем.
Необходимо начать решать эту
задачу уже в младших классах школы. Не
менее важной задачей, решаемой на уроках
психологического развития, является
формирование позитивных личностных характеристик
школьников путем целенаправленного развития
и формирования их когнитивной сферы.
Кроме того, существенным отличием уроков
психологического развития от традиционных
предметных уроков является перенесение
акцента с результативной стороны учения
на его процессуальную сторону.
На уроках психологического
развития не ставятся отметки, но оценивание
осуществляется обязательно. Ученики
на этих уроках избавляются от «отметочной»
психологии, они не боятся дать ошибочный
ответ, так как никаких неудовлетворительных
отметок за ним не последует, все ответы
детей принимаются, внимательно выслушиваются,
и в итоге коллективного обсуждения дети
приходят к правильному решению. У них
постепенно формируется отношение к этим
урокам как средству развития своей личности.
Главным вопросом для учеников становится
вопрос «Чему я научусь (научился) сегодня
на уроке?», а не «Какую отметку я получу
(получил)?».
Общая атмосфера на уроках психологического
развития создает особый положительный
эмоциональный фон: раскованность, интерес,
желание научиться выполнять предлагаемые
задания. Осознание своих успехов способствует
раскрытию психологических возможностей
учащихся, повышению их самооценки, уверенности
в себе. Этот эмоциональный фон, положительное
отношение к заданиям учителя на уроках
психологического развития имеют определенное
последействие и постепенно распространяются
на обычные школьные уроки.
Тем самым уроки психологического
развития становятся одним из способов
формирования положительного отношения
и интереса к учению в целом. Уроки психологического
развития могут быть эффективными только
при условии их систематического проведения
(как минимум один раз в неделю). Материал
целесообразно рассчитывать на весь учебный
го по 40-45 минут в каждом классе.
При разработке содержания
психологических занятий основное внимание
нами было уделено таким двум основным
направлениям работы педагога-психолога
с детьми младшего школьного возраста,
как: сопровождение процесса адаптации
первоклассников к условиям начальной
школы; развитие личностного и творческого
потенциала младших школьников с целью
их подготовки к переходу в среднюю школу.
Так, психологическая адаптация,
понимаемая как адекватное включение
ребенка в новую социальную ситуацию,
является важным фактором стабилизации
социальной ситуации развития, существенно
влияет на развитие личности ребенка.
Поступление ребенка в школу требует от
него перестройки всех представлений
и отношений с окружающими людьми. Было
выявлено, что характер и особенности
общения ребенка со взрослым и сверстниками
решающим образом определяют динамику
адаптации ребенка к детскому учреждению.
Соответственно коррекция дезадаптации
должна проводиться 1) как предупреждение
и преодоление негативных последствий
социальной депривации и 2) как задача
формирования у ребенка адекватных форм
общения со взрослым и сверстниками.
Соответственно одним из важных
направлений работы школьного психолога
в начальной школе является развитие мотивационной
сферы детей, рост эффективности их адаптации.
Эта работа может проводиться как в виде
познавательно-обучающих занятий (которые
вызывают интерес к обучению, открывают
перед ребенком мир знаний и, соответственно,
приводят к росту учебной мотивации), так
и виде «больших» игр (организованной
игровой деятельности).
В Приложении 1 представлен
набор познавательно-развивающих занятий
(«Соль и перец», «Невидимые чернила»,
«Согнутые косточки», «Летающие пробки»),
организованных групповых игр («Волшебная
поляна»).
Также исходя из названных выше
особенностей методики проведения занятий
по психологии нами был разработан курс
развивающих занятий по психологии, рассчитанный
на два года обучения (третий и четвертый
классы).
Первая часть курса (3-й класс)
рассчитана на коррекцию и формирование
интеллектуально-психических свойств
ребенка, несформированность которых
может затруднять обучение уже в начальной
школе.
Цель первого этапа работы –
активизировать мотивационный и интеллектуальный
потенциал ребенка, в привлекательной
для него форме показать интересные стороны
познавательной деятельности и собственные
возможности ребенка в этой сфере. Учитывая
основные трудности развития младших
школьников, в качестве основных развивающих
задач 1-го этапа (года) занятий в курсе
выделены следующие:
– развитие навыков произвольного
внимания и восприятия;
– формирование приемов образного
и логического запоминания;
– расширение объема памяти;
– обучение приемам аналитико-синтетической
деятельности;
– развитие рефлексивно-регулятивных
и контрольно-оценочных действий;
– знакомство с приемами целеполагания
и планирования деятельности;
– формирование связной и последовательной
речи учащихся.
На 2-м этапе обучения (4 класс)
продолжается работа по направлениям
первого этапа, однако в качестве особой
добавляется задача знакомства детей
с условиями и характером учебной деятельности
в основной школе и формирования у учащихся
адаптивного поведения при переходе на
вторую ступень обучения.
Таким образом, в целом вводимый
психологический развивающий курс включает
в себя следующие содержательно-целевые
блоки:
1. Коррекция и развитие основных
интеллектуально-познавательных функций.
2. Обучение способам решения
интеллектуально-познавательных задач
(на основе формирования учебных действий).
3. Формирование социально-коммуникативных
действий.
4. Формирование общих представлений
учащихся о характере учебной деятельности
в основной школе и развитие приемов адаптивного
поведения при переходе на вторую ступень.
Каждый из представленных содержательных
блоков включает в себя как системообразующие
задачи развития субъектности
ребенка (во всех представленных аспектах
деятельности), так и формирования у него познавательной
мотивации, как ведущих показателей
психологической готовности на новом
этапе.
В тех классах, где интеллектуальный
потенциал и уровень обучаемости детей
достаточно высок, педагог-психолог может
использовать не всю программу курса,
а структурировать занятия, исходя из
способностей и потребностей учащихся.
Поэтому в таких случаях возможно сокращение
курса до одного года обучения с акцентированием
внимания на формировании компонентов
готовности к обучению в основной школе.