Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:56, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим. Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к школьному обучению.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………6
Психологические особенности младших школьников…………...6
1.2 Объем психологических знаний, необходимых для младшего школьного возраста………………………………………………………14
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………..19
2.1 Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………………..19
2.2 Методические средства и приемы преподавания психологии, приемлемые для младшего школьного возраста………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
№ занятия п/п |
Тема занятия |
Развивающие задачи |
Приемы организации деятельности |
Первый год обучения | |||
1 |
Давайте познакомимся |
Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новым формам взаимодействия. Знакомство с приемами доброжелательного общения |
Беседа, игра, тренинг |
2 |
Диагностическое занятие |
Диагностика основных психических процессов, влияющих на становление учебной деятельности |
Психодиагностические методы в форме индивидуальной самостоятельной работы |
3 |
Умеем ли мы общаться |
Выявление особенностей общения детей. Знакомство с правилами общения. Обучение приемам общения со сверстниками (в паре и в группе) |
Лекция-беседа, игра, тренинг, практическая работа, самостоятельная работа, самоанализ |
4 |
Как подружились Хочу и Надо |
Развитие произвольно-рефлексивных действий в поведении и деятельности |
Рассказ, беседа, практическая работа, игра, самоанализ |
5 |
Смешной и грустный человек |
Развитие произвольного внимания и восприятия. Формирование мотивационной направленности на действие контроля |
Беседа, игра, упражнение, тренинг |
6 |
Как мы воспринимаем информацию |
Развитие целостности и осознанности восприятия. Развитие произвольного внимания. Формирование мотивационной направленности на действия внимания и восприятия. Диагностика особенностей восприятия |
Тест, беседа, игры-тренинги, упражнения |
7 |
Секреты нашей памяти |
Расширение объема и развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Формирование произвольного восприятия и воспроизведения |
Лекция -беседа, упражнения, практическая работа, игра |
8 |
Развиваем память |
Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания |
Лекция -беседа, упражнения, аналитическая работа, тренинг памяти |
9 |
Образ и мысль |
Развитие мышления и речи на основе образов |
Упражнение, игра, самостоятельная работа, психодиагностика |
10 |
Думаем, играя |
Развитие аналитической наблюдательности и произвольного внимания. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений |
Беседа, упражнение-игра, самостоятельная работа |
11 |
Необычное в обычном |
Развитие функции анализа и аналитического сравнения. Формирование умения строить суждения на основе наблюдений. Развитие произвольного внимания и восприятия |
Игра, аналитическое упражнение, беседа |
12 |
Как Колобок превращается в Кубика |
Анализ существенных и несущественных признаков. Сравнение предметов |
Аналитическая беседа, игра, упражнение, самостоятельная работа |
13 |
Общее в различном |
Развитие обобщения на наглядно- образном и вербальном уровне. Обучение приемам групповой (парной) работы |
Беседа, упражнение, игра, групповая работа, самостоятельная работа, моделирование |
14 |
Развиваем мышление |
Развитие аналитического мышления. Развитие понятийного и образного обобщения. |
Аналитическая работа в парах, игра, творческая работа |
15 |
История о человеке, который нашел время |
Обучение приемам самоорганизации в процессе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования своей деятельности |
Беседа, игра-тренинг, упражнение по планированию, работа с планом-алгоритмом |
16 |
Когда я бываю Незнайкой |
Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их преодоление |
Беседа, самоанализ, сюжетно-дидактическая игра, самостоятельная работа |
17 |
Путешествие в страну Учебных задач |
Развитие мотивации достижения на основе самоанализа. Формирование познавательной мотивации |
Беседа, рисование, групповая работа |
18 |
Сочинение на тему «Чему я хочу научиться?» |
Развитие рефлексивного самоанализа. Диагностика познавательных потребностей |
Самостоятельная работа |
19 |
Учимся задавать вопросы |
Формирование умения строить суждения как формулировка вопроса. Развитие умения ориентироваться в тексте для вопроса |
Лекция беседа, упражнение, игра, практическая работа |
20 |
Учимся отвечать на вопросы |
Формирование умения строить суждения как ответ на вопрос. Развитие умения ориентироваться в тексте для ответа на вопрос |
Лекция беседа, упражнение, игра, практическая работа |
21 |
Что такое цель и зачем она нужна |
Развитие умения определять цель предстоящей деятельности. Осознание содержания сточки зрения цели деятельности |
Беседа, игра, упражнения, парная работа |
22 |
Как достичь цели |
Обучение целеполаганию и планированию. Формирование действий контроля и самоконтроля |
Упражнения, беседа, самостоятельная работа, работа в парах |
23 |
Учимся планировать |
Обучение составлению плана деятельности. Развитие навыков самоконтроля |
Упражнение, групповая работа по планированию, самостоятельная работа |
24 |
В лабиринте информации, или Приемы работы с текстом |
Обучение приемам целеполагания, планирования и анализа текста с целью его осмысления и выбора нужной информации |
Методика «Пчелиный рой» |
25 |
Мы выпускаем газету |
Обучение выбору и структурированию нужной информации. Развитие навыков учебного сотрудничества (в группе). Формирование навыков целеполагания и планирования |
Групповое сотрудничество |
26 |
Как я работал редактором |
Формирование навыков контроля и оценки. Развитие умения классифицировать ошибки |
Практическая работа, беседа, игра, упражнение |
27 |
Оценка и отметка |
Знакомство с правилами оценивания. Понимание критериального смысла отметки |
Лекция-беседа, упражнение, работа в парах |
28 |
Когда исчезают отметки |
Развитие навыков критериального оценивания. Развитие навыков анализа при критериальном оценивании. |
Беседа, упражнения, парная работа, самоанализ |
29 |
Как преодолеть неуверенность в себе (тренинг) |
Развитие адекватной самооценки на основе тренинга. Формирование мотивации достижения |
Тренинг, игра |
30 |
Когда помогает дневник |
Обучение приемам самоанализа и самоорганизации. Формирование навыков планирования |
Лекция-беседа, упражнение, игра, самостоятельная работа |
31 |
В мире образов |
Знакомство с приемами создания образов. Развитие репродуктивного и творческого воображений |
Беседа на основе зрительного и слухового восприятия, упражнение, самостоятельная работа |
32 |
Сочинение на тему «Моя мечта» |
Диагностика детских стремлений и ожиданий |
Самостоятельная работа |
33, 34 |
Диагностические занятия (итоговые) |
Диагностика развития компонентов учебной деятельности |
Индивидуальная самостоятельная работа |
Второй год обучения | |||
1 (35) |
График настроения |
Развитие рефлексивных действий. Формирование положительной эмоционально-познавательной направленности на занятии |
Вводная беседа; составление графика настроения
|
2 (36) |
Как научиться учиться? |
Обучение приемам организации учебной деятельности. Знакомство с требованиями основной школы |
Вводная беседа о различиях в обучении начальной и средней школы. Анализ приемов, помогающих учиться (Правило «6П», «Отложенный контроль», «Слоеный пирог»). Игровой тренинг «Вижу, слышу, ощущаю». Игра на развитие динамичности мышления |
3 (37) |
«Как готовить домашние задания |
Обучение приемам самостоятельной учебной деятельности. Развитие контрольно-оценочных действий |
Групповая работа. Упражнение «2П+6П». Аналитическая беседа: выстраивание последовательности действий, пользуясь правилом «6 П». Применение приема «Отложенный контроль» |
4 (38) |
Необычный урок-зачет |
Развитие связной речи. Формирование контрольно-оценочных действий. Преодоление учебной тревожности |
Игра «Зачет по литературе». Самостоятельная аналитическая работа |
5 (39) |
Техника запоминания |
Развитие различных приемов памяти. Диагностика способности к логическому запоминанию |
Диагностика словесно-логической памяти; беседа с детьми; игры и упражнения («Слова по теме», «Снежный ком», «Рассказ в числах») |
6 (40) |
Как развивать память (обобщающий урок) |
Обучение способам развития различных видов памяти. Развитие умения применять способы запоминания при выполнении заданий |
Беседа с анализом; приемы и мнемические действия по развитию памяти |
7 (41) |
Умею ли я думать? |
Диагностика способности к анализу и обобщению информации. Развитие приемов аналитико-синтетической деятельности |
Беседа с детьми; диагностика аналитического и обобщенного мышления; упражнения («Найди девятый», «Найди слово»)
|
8 (42) |
Что такое классификация? |
Обучение приемам классификации объектов. Развитие навыков планирования. Формирование связной речи |
Вводная беседа; поиск основания для классификации; групповая и практическая работа
|
9 (43) |
Что такое? Кто такой? |
Обучение умению определять понятия. Развитие связной речи |
Вводная беседа; чтение и обсуждение рассказа про Незнайку; практическая работа (упражнения: «Запиши в столбик», «Широкое – узкое») |
10 (44) |
Учимся давать определения |
Овладение алгоритмом определения понятий. Развитие связной речи. Развитие функций обобщения |
Дискуссия; упражнения в подборе видовых признаков; самостоятельная работа; взаимопроверка работы; игра «Угадай понятие» |
11 (45) |
Цепочка рассуждения |
Обучение построению суждения. Развитие логической связной речи |
Актуализация знаний; определение понятия с несколькими видовыми признаками; упражнения в построении суждения при определении понятий (упр. «Домашние животные»); построение суждений при ответе на вопрос; экспресс-диагностика субъективных умений строить суждения |
12 (46) |
Правила доказательства, или Как доказать черепахе, что она не рыба |
Обучение построению умозаключений. Развитие аналитико-синтетических действий. формирование связной речи |
Постановка проблемного вопроса; упражнения в построении доказательства; самостоятельная работа; игра «Доказательство цепочкой» |
13 (47) |
Можно ли решить задачу, которая не имеет решения? |
Обучение приемам преобразования задачи. Развитие навыков построения суждения и умозаключения |
Вводная беседа; упражнения в решении открытых задач; групповая работа по решению задач |
14 (48) |
Как съесть слона, или Учимся решать проблему |
Обучение приемам планирования при решении проблемных задач. Развитие действий логического анализа и обобщения. Активизация мыслительной деятельности и формирование познавательного интереса к решению логических задач |
Вводная сказка-беседа; построение алгоритма решения задачи
|
15 (49) |
Мысли на бумаге |
Развитие связной письменной речи. Обучение приемам планирования письменных работ |
Слушание письменного сообщения; исправление деформированного текста; обсуждение правил составления письменного сообщения (ПСПС); творческая самостоятельная работа |
16 (50) |
Сочинение «И снова о себе…» |
Диагностика отношений ребенка к учебной деятельности, к своим достижениям и оценка мотивационных ожиданий |
Формулировка примерного плана к построению сочинения
|
17 (51) |
Легко ли быть оратором? |
Развитие связной речи. Преодоление учебной тревожности |
Беседа с детьми о том, кто такой оратор; поиск и исправление речевых ошибок; самостоятельная работа; конкурс чтецов |
18 (52) |
Готовимся к докладу |
Знакомство с приемами построения доклада. Развитие связной речи |
Обсуждение с детьми важности специальной подготовки к написанию доклада; формулировка правил составления интересного доклада; групповая работа «Коллективный доклад»; коллективная оценка творческой работы |
19 (53) |
В мире интересного (урок-практикум) |
Преодоление учебной тревожности. Развитие связной монологической речи. Развитие умения правильно формулировать ответ |
Знакомство детей с новой формой ведения урока – «практикумом»; мини-лекция в диалоге; игра-соревнование
|
20 (54) |
Наша пресс-конференция |
Преодоление тревожности при монологическом выступлении. Развитие связной речи и умения отвечать на вопросы. Расширение словарного запаса и кругозора детей |
Деловая игра «Пресс-конференция»; подведение итогов в виде ответа на вопрос «журналиста»
|
21 (55) |
Учимся общаться без слов |
Развитие невербальных (эмоциональных) средств общения; формирование контроля эмоциональных состояний |
Обмен мнениями о способности общаться без слов; упражнение «Пойми меня»; тренинг «Поводырь»; обмен мнениями о ролях «слепого» и «поводыря» |
22 (56) |
Что такое «психологический портрет» |
Развитие рефлексивно-оценочных действий. Формирование адекватной самооценки. Развитие связной речи |
Знакомство с понятием «психологический портрет»; формулировка алгоритма составления психологического портрета; составление психологического портрета своего друга (подруги) |
23 (57) |
Я и мои одноклассники |
Развитие навыков доброжелательного общения со сверстниками. Диагностика межличностных отношений |
Социометрия; коллективный самоанализ; решение ситуаций
|
24 (58) |
Я и мои учителя |
Обучение правилам поведения и общения со взрослыми. Диагностика представлений детей об учителях |
Анкетирование детей; групповая работа по составлению «списка прав» учителя; беседа с детьми (анализ выполненной работы) |
25 (59) |
Я и моя семья |
Диагностика межличностных отношений в семье |
Проведение методики «Кинетический рисунок семьи»; интерпретация результатов теста |
26 (60) |
Легко ли быть взрослым? |
Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе. Формирование рефлексивно-контрольных действий. Диагностика общей самооценки |
Проведение теста на изучение общей самооценки ребенка; введение в тему (беседа с детьми); решение возможных трудных ситуаций
|
27 (61) |
Ближе к цели! |
Систематизация знаний об организации рабочего времени. Закрепление навыков целеполагания и планирования. Развитие контрольно-оценочных действий |
Вводная беседа о написании контрольных работ; анализ действий, необходимых для подготовки к контрольной работе; оценка умений использовать эти правила
|
28 (62) |
Наука отдыхать |
Знакомство с приемами релаксации. Обучение приемам организации отдыха |
Вводная беседа о необходимости отдыха для человека; групповая работа – методика «Пчелиный рой» (установление правил отдыха); формулировка и написание собственных правил отдыха |
29 (63) |
Сочинение «Когда я буду в 5-ом классе…» |
Диагностика мотивационных ожиданий, связанных со средней школой |
Написание сочинения на заданную тему
|
30-32 (63-65) |
У меня все получится! (итоговая диагностика) |
Диагностика психологической готовности детей к обучению в основной школе |
Самостоятельная работа по индивидуальным картам-занятиям
|
Информация о работе Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста