Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:56, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы обусловлена следующим. Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе. К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым в начальной школе ребенок оказывается не вполне готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к школьному обучению.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………6 Психологические особенности младших школьников…………...6 1.2 Объем психологических знаний, необходимых для младшего школьного возраста………………………………………………………14 ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………..19 2.1 Система занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста………………………………………………………………………..19 2.2 Методические средства и приемы преподавания психологии, приемлемые для младшего школьного возраста………………………….34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
Представленная программа рекомендуется
к применению прежде всего в тех классах,
где есть дети с пониженной обучаемостью
и трудностями в развитии. Групповые занятия
с учащимися (на которые рассчитан данный
курс) не заменяют индивидуальных занятий
психолога с тем или иным ребенком, нуждающимся
в особой психологической помощи. Как
известно, и групповые, индивидуальные
занятия с детьми являются плановыми формами
работы школьного психолога.
Важность именно групповой
формы психологических занятий обусловлена,
по крайней мере, двумя факторами:
– во-первых, реализация задач
по развитию у учащихся коммуникативных
навыков, навыков учебного сотрудничества,
а также профилактика социальной дезадаптации
требуют организации различных форм межличностного
общения детей;
– во-вторых, многие проблемы
учебной деятельности школьников связаны
именно с ее коллективным характером,
в частности, трудности организации внимания
и восприятия в условиях коллективной
деятельности.
Поэтому в задачи работы психолога
входят также тренинговые занятия, приобщающие
детей к условиям коллективной познавательной
деятельности.
Таким образом, специальный
психологический курс развивающих занятий
педагога-психолога в начальной школе
решает комплекс задач по интеллектуально-личностно-деятельностному
развитию младших школьников, подготавливая
их к переходу на следующую ступень школьного
образования.
Итак, кратко представим тематический
план курса развивающих занятий по психологии
на 1-ый год обучения.
Занятий №1 на тему «Давайте
познакомимся...»: представление психологом
себя и нового курса занятий. Правила знакомства,
процедура знакомства с человеком и с
группой людей. Правила и приемы доброжелательного
общения.
Занятие №2 на тему «Диагностическое
занятие»: диагностика основных психических
процессов, влияющих на становление учебной
деятельности.
Занятий №3 на тему «Умеем ли
мы общаться?»: почему люди общаются; как
можно общаться; кого называют общительным
человеком; формирование навыков общения
со сверстником.
Занятий №4 на тему «Как подружились
Хочу и Надо»: рассказ о «Хочу» и «Надо»,
которые доставляют много хлопот человеку,
не умеющему определить, что бывает важнее;
анализ собственных потребностей и обязанностей.
Занятие №5 на тему «Смешной
и грустный Человек Рассеянный»: значение
внимания в жизни человека; как внимание
помогает учиться; способы развития и
тренировки внимания.
Занятие №6 на тему «Как мы воспринимаем
информацию»: особенности восприятия
человеком предметов окружающего мира,
диагностика целостности восприятия;
развитие внимания и восприятия в играх
и упражнениях.
Занятие №7 на тему «Секреты
нашей памяти»: информация о возможностях
человеческой памяти; анализ трудностей
запоминания и воспроизведения; приемы
развития зрительной и слуховой памяти;
мотивация на запоминание.
Занятие №8 на тему «Развиваем
память»: как запомнить больше и лучше;
связи между запоминаемым; логическая
цепочка запоминаемого; образы при запоминании.
Занятие №9 на тему «Образ и
мысль»: построение последовательного
ряда сюжетных картин: создание образа
на основе отдельных понятий и его логическая
вербализация.
Занятие №10 на тему «Думаем
играя»: кого называют наблюдательным
человеком; почему важно уметь наблюдать;
установление причинно-следственных отношений
на основе житейских наблюдений.
Занятие №11 на тему «Необычное
в обычном»: анализ и сравнение признаков
раз личных предметов; поиск недостающих
признаков; что можно и что нельзя сравнивать;
упражнения по аналитическому сравнению.
Занятие №12 на тему «Как Колобок
превращается в Кубик»: выделение «главных»
и «неглавных» признаков объекта; поиск
существенных признаков; синтезирование
объекта по его признакам.
Занятие №13 на тему «Общее в
различном»: выделение существенных признаков
в различных объектах для обобщения в
новое понятие.
Занятие №14 на тему «Развиваем
мышление»: анализ, сравнение и обобщение
объектов в форме парного сотрудничества;
взаимная помощь и контроль; придумывание
задач на анализ, сравнение, обобщение.
Занятие №15 на тему «История
о человеке, который нашел время»: что
значит «потерять время»; когда мы «теряем
время»; приемы организации своего времени;
планирование режима дня.
Занятие №16 на тему «Когда я
бываю Незнайкой»: когда и почему человек
может быть Незнайкой; анализ трудностей
в обучении; игра «Альпинисты» как способ
развития мотивации достижения; составление
«маршрута преодоления».
Занятие №17 на тему «Путешествие
в страну Учебных Удач»: составление карты
страны «Учебных удач» и помещение на
ней объектов, требующих достижения («математической
горы», моста через речку «литературную»,
плана обработки долины «русского языка»
и т.п.).
Занятие №18 на тему «Сочинение
на тему «Чему я хочу научиться»: анализ
собственных потребностей и ожиданий,
связанных с учебной деятельностью.
Занятия №19 и №20 на темы «Учимся
задавать вопросы», «Учимся отвечать на
вопросы»: как можно ответить на поставленный
вопрос (верно-неверно, полно-кратко, точно-неточно);
упражнение в построении суждений для
ответа.
Занятие №21 на тему «Что такое
цель и зачем она нужна»: понятие о цели;
какие могут быть цели (обмен мнениями),
какие цели достигнуты и какие еще впереди;
учимся определять и формулировать цель
деятельности.
Занятие №22 на тему «Как достичь
цели»: определение самой точной цели
из нескольких; построение плана-алгоритма
достижения цели (на материале арифметической
задачи и текста).
Занятие №23 на тему «Учимся
планировать»: составление планов к различным
заданиям (для различных групп); исправление
деформированных планов.
Занятие №24 на тему «В лабиринте
информации, или Приемы работы с текстом»:
групповая работа по определению цели,
плана деятельности, поиска информации,
формулировке вопросов и ответов на них.
Занятие №25 на тему «Мы выпускаем
газету»: выпуск мини-газеты, посвященной
той или иной области знания: математике,
русскому языку, литературе (чтению), природоведению
(сданным общим планом выбора информации),
оригинальное название газеты, нужность
этого знания, в мире интересного, смешные
случаи на уроках (информация детям дается).
Занятие №26 на тему «Как я работал
редактором»: исправление печатного текста
(ошибок) и их классификация (объяснение),
«ловушки» в тексте; доказательство правильности
исправлений; деформированный текст и
его коррекция.
Занятие №27 на тему «Оценка
и отметка»: в чем разница между оценкой
и отметкой; за что ставится отметка; критерии
отметок письменных работ (как пример);
тренировка в критериальном оценивании.
Занятие №28 на тему «Когда исчезают
отметки»: контроль и оценка классной
работы по выделенным критериям; само-
и взаимооценка, выделение положительных
характеристик и недостатков работы.
Занятие №29 на тему «Как преодолеть
неуверенность в себе»: тренинги на преодоление
неуверенности в себе, повышение самооценки,
самоанализ с выделением положительных
качеств личности партнера по общению.
Занятие №30 на тему «Когда помогает
дневник»: что такое личный дневник и зачем
он нужен; как вести дневник; анализ ситуации
в дневнике; планирование своих действий
в различных ситуациях.
Занятие №31 на тему «В мире
образов»: эмоциональный анализ художественных
образов (на основе живописи и музыки);
приемы создания некоторых образов; творческая
работа.
Занятие №32 на тему «Сочинение
на тему «Моя мечта»: описание собственных
стремлений и желаний по специально построенному
плану.
Занятия №33-34 на тему «Я многое
умею... (диагностические занятия)»: изучение
особенностей учебной деятельности детей,
интеллектуальных учебных действий (целеполагание,
планирование, самоконтроль, самооценка)
и психических функций (внимание, восприятие,
память, мышление, речь).
Тематический же план курса
развивающих занятий по психологии на
2-ой год обучения (4 класс) выглядит следующим
образом.
Занятий №1 на тему «График
настроения (вводное занятие)»: налаживание
положительных эмоциональных отношений;
настройка на рефлексивный анализ своих
эмоций и чувств.
Занятий №2 на тему «Как научиться
учиться?»: выявление уровня детских представлений
об учебной деятельности в средней школе;
определение ведущей анализаторской системы
ребенка; изучение особенностей отложенного
воспроизведения.
Занятий №3 на тему «Как готовить
домашние задания»: применение способов
организации и выполнения самостоятельной
деятельности; формирование осознанного
отношения к ретроспективному анализу
и оценке.
Занятий №4 на тему «Необычный
урок-зачет»: развитие активности в процессе
коллективной учебной деятельности; обучение
детей логическому анализу и оценка этой
деятельности на основе критериальных
шкал.
Занятий №5 на тему «Техника
запоминания»: осмысление значимости
диагностики памяти; механическое воспроизведение
цепочки слов; воспроизведение текста
на основе опорной информации.
Занятий №6 на тему «Как развивать
память (обобщающий урок)»: актуализация
знания о целеполагании; определение порядка
упражнений по развитию различных видов
памяти.
Занятий №7 на тему «Умею ли
я думать?»: формирование мотивации к самоанализу;
диагностика уровня развития мыслительных
операций.
Занятий №8 на тему «Что такое
классификация?»: проблемное целеполагание;
вербализация основания классификации;
контроль уровня понимания выполняемых
действий и их вербализация; обучение
действиям классификации.
Занятие №9 на тему «Что такое?
Кто такой?: формирование мотивации для
осмысления цели; классификация понятий
и подведение их под категорию.
Занятие №10 на тему «Учимся
давать определения»: осознание специфики
видовых признаков, развитие аналитического
мышления детей; закрепление и самоконтроль
умения находить родовое понятие и видовые
отличия при определении понятий; закрепление
умения синтезировать признаки в понятие.
Занятие №11 на тему «Цепочка
рассуждения»: стимулирование краткости
суждений; изучение особенностей ранее
сформированных умений и расширение активного
словаря детей.
Занятие №12 на тему «Правила
доказательства, или Как доказать черепахе,
что она не рыба»: активизация мыслительной
деятельности; подведение к необходимости
построения доказательства; закрепление
умения и активизация речевой деятельности.
Занятие №13 на тему «Можно ли
решить задачу, которая не имеет решения?»:
показ не арифметического, а логического
ответа на вопрос; формирование навыка
логического анализа и суждений.
Занятие №14 на тему «Как съесть
слона, или Учимся решать проблему»: решение
неоконченных предложений, изображенных
на доске; осознание логики и последовательности
решения.
Занятие №15 на тему «Мысли на
бумаге»: формирование мотивации к распознаванию
речевых ошибок; перенос знаний в самостоятельную
деятельность.
Занятие №16 на тему «Сочинение
«И снова о себе…»: тренировка умений
высказывать свои мысли в письменной форме.
Занятие №17 на тему «Легко ли
быть оратором?»: мотивационная подготовка
к работе; синтезирование речевых умений
детей; структурирование текста на основе
синтеза логических единиц; формирование
адекватной самооценки на основе определенных
критериев.
Занятие №18 на тему «Готовимся
к докладу»: подготовка памятки при написании
доклада; оценка положительных умений
и недочетов при составлении доклада.
Занятие №19 на тему «В мире
интересного» (урок-практикум): обучение
умению перестраиваться с обычного чтения
написанного доклада на его выборочный
рассказ.
Занятие №20 на тему «Наша пресс-конференция»:
осмысление новых терминов; использование
«слов-помощников»; ответ на оценочный
вопрос.
Занятие №21 на тему «Учимся
общаться без слов»: формирование внимательности
детей, мимических средств и выражения
эмоций; развитие чуткости по отношению
к партнеру; анализ собственных эмоциональных
переживаний.
Занятие №22 на тему «Что такое
«психологический портрет»: преодоление
стеснительности и тревожности; понимание
смысла психологического портрета; перенос
полученных навыков на самооценку.
Занятие №23 на тему «Я и мои
одноклассники»: выявление лидеров в личностной
и учебной ситуациях; переход к модели
поведения в процессе общения; моделирование
своего поведения.
Занятие №24 на тему «Я и мои
учителя»: систематизация и уточнение
бытовых знаний детей о деятельности учителя;
акцент на влияние прав ученика на его
обязанности, анализ их самостоятельности.
Занятие №25 на тему «Я и моя
семья»: диагностика особенностей межличностных
отношений в семье.
Занятие №26 на тему «Легко ли
быть взрослым?»: осуществление процедуры
самоанализа; осознание детьми необходимости
преодоления трудных ситуаций с достоинством;
предоставление детям установки на положительное
решение проблемы.
Занятие №27 на тему «Ближе к
цели!»: выстраивание системы действий
по преодолению трудностей при подготовке
к контрольной работе; рефлексивные действия
по оценке собственных умений.
Занятие №28 на тему «Наука отдыхать»:
анализ «умения отдыхать»; создание памятки
с правилами организации своего отдыха.
Занятие №29 на тему «Сочинение
«Когда я буду в 5 классе…»: создание настроя
на важность предстоящих занятий и самостоятельной
работы.
Занятия №№30-32 на тему «У меня
все получится!» (итоговая диагностика):
решение логико-арифметической, логико-лингвистической
задачи, установление логических закономерностей,
поиск и классификация ошибок, решение
учебной задачи в ходе совместного взаимодействия,
изучение мотивационного аспекта.
Развивающие задачи и приемы
организации деятельности каждого занятия
представлены в Приложении 2.
4. Методические
средства и приемы преподавания
психологии, приемлемые для младшего школьного
возраста
В практической работе педагога-психолога
с учащимися младшего школьного возраста
чрезвычайно важно учитывать, что критерии
самооценок в этот период еще очень не
самостоятельны: школьники остро хотят
знать, что о них думают окружающие – и
сверстники, и взрослые. Как правило, прослеживается
следующая закономерность: чем выше успеваемость
ребенка в школе, тем, как правило, выше
его самооценка. В связи с этим, можно сделать
вывод, что педагоги играют первостепенную
роль в развитии самооценки подростков.