Современное состояние психолого-педагогической антропологии как отрасли человековедения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:20, реферат

Краткое описание

Интеграция знаний о человеке как образовании целостном, о его жизни в гармонии с собой и окружающим миром, обретении способности к пониманию самого себя и путей самосовершенствования и пониманию каждого конкретного ребенка должны стать целью современной психолого-педагогической антропологии как учебной дисциплины. Достижения поставленной цели лежит в решении нескольких задач: введение обучаемых в современную научную дискуссию о человеке как целостном образовании, о его психики, о развитии личности и целостном проживании собственной жизни, раскрытие психологических проблем относительно познания самого себя и другого человека, отработка умений и навыков самопознания, самосовершенствования обучаемых.

Содержание

Введение……………...…………………………………………………...……………………………………….3
Глава 1.
История происхождения психолого-педагогической антропологи как отрасли человековедения……………………………………………………………..………………………………..4
Глава 2.
Психолого-педагогическая антропология как наука…………………………………………….………………………………........................................7
Заключение………………………………………………..…………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………………………………………11

Вложенные файлы: 1 файл

1. Современное состояние психолого-педагогической антропологии как отрасли человековедения.docx

— 27.71 Кб (Скачать файл)

      Федеральное агентство по образованию

      Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

      «Челябинский государственный педагогический университет»

      Факультет психологи

      Кафедра теоретической и прикладной психологии 
 
 
 
 
 
 

      Реферат

      на  тему: 

      «Современное состояние психолого-педагогической антропологии как отрасли человековедения» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                             Исполнитель:

                                                                студентка курса группа

                                                        дневного отделения

                                                      фак-та психологии

                                                                                

                                                                

                                                                Научный руководитель:

                                                   
 
 
 
 

Челябинск

 

  Оглавление

Введение……………...…………………………………………………...……………………………………….3

Глава 1.

История происхождения  психолого-педагогической антропологи как отрасли человековедения……………………………………………………………..………………………………..4

Глава 2.

Психолого-педагогическая антропология как наука…………………………………………….………………………………........................................7

Заключение………………………………………………..…………………………………………………….10

Список литературы……………………………………………………………………………………………11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Интеграция  знаний о человеке как образовании  целостном, о его жизни в гармонии с собой и окружающим миром, обретении  способности к пониманию самого себя и путей самосовершенствования  и пониманию каждого конкретного  ребенка должны стать целью современной  психолого-педагогической антропологии как учебной дисциплины. Достижения поставленной цели лежит в решении  нескольких задач: введение обучаемых  в современную научную дискуссию  о человеке как целостном образовании, о его психики, о развитии личности и целостном проживании собственной  жизни, раскрытие психологических  проблем относительно познания самого себя и другого человека, отработка  умений и навыков самопознания, самосовершенствования  обучаемых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1  

  Чтобы понять, что есть «педагогическая антропология», начнем с термина «антропология». Он расшифровывается как «знание  о человеке», «наука о человеке»  и возник в конце XVIII в. Этот термин был предложен И.Кантом (1724—1804) для  обозначения особой автономной области  знаний, новой науки — науки  о человеке, которой до того времени  не было.

  Самостоятельной наукой, признанной как реальное научное  человековедение, антропология стала благодаря Чарльзу Дарвину (1809—1882) лишь в середине XIX в. Свои представления о человеке, его развитии, изучающей его науке — антропологии Ч.Дарвин изложил в различных публикациях, прежде всего, в основном труде своей жизни «Происхождение видов путем естественного отбора». Комплекс разнообразных человековедческих знаний, который очень быстро накопила антропология, объективно сделал ее универсальной наукой о человеке — одновременно синкретичной и динамичной.     

   Сегодня существуют философская, религиозная, культурная, социальная, психологическая и другие антропологии. А бывшая универсальной антропология стала лишь одной из человековедческих наук естественно-научного направления. Она включает в себя расоведение, морфологию человека, антропогенез и, как ни странно, педагогическую антропологию. Этот раздел антропологии дает весьма поучительную информацию для человековедения, в том числе и для педагогики. Сам термин «педагогическая антропология» возник в 60-е гг. XIX в. в России. Его впервые употребил Н. И. Пирогов и К.Д.Ушинский. В настоящее время антропологический принцип — один из ведущих в педагогике, а антропологическое знание — стержень профессиональной подготовки учителя.

  Педагогическая  антропология в ясном виде существует в России с последней трети  ХIХ в. Каждый период ее развития привносил новые подходы к ее интерпретации. Впервые термин «педагогическая антропология» был употреблен в 1868 г. К. Д. Ушинским, который в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» открыто заявил, что в основе воспитания человека должно лежать целостное человекознание, что педагогика как наука невозможна без изучения человека во всех отношениях. К. Д. Ушинский не считал педагогическую антропологию самостоятельной наукой, синтезирующей знания о человеке. Он видел в своей педагогической антропологии  методологическое основание педагогики, синтезирующее и систематизирующее знание о человеке и вооружающее этими знаниями педагогику.

  К началу семидесятых  годов психологическая антропология забрела, казалось бы, в полный тупик. Проблема состояла в том, что культурное и психологическое оказалось невозможно изучать в неразрывном единстве. Если вычесть постмодернистскую критику, которая была скорее публицистикой, беллетристикой, но не наукой, то антропология раскололась на две составляющие: символическую антропологию и когнитивную антропологию*. Первая принялась изучать культуру как систему значений, не интересуясь тем, как эти значения отражаются в сознании индивидов, то есть, поставив между культурой и психологией непроницаемый барьер и отказавшись рассматривать какие либо психологические проявления в рамках науки антропологии. При этом было принято считать, что психология не проявляет ни малейшего интереса к антропологическим исследованиям. Такое впечатление имело под собой основание и антропологи прикладывали титанические усилия для того, чтобы разбить эту стену непонимания и заинтересовать психологов своими исследованиями. Но правдой является и то, что сама психология переживает острый кризис и независимо от антропологии обращается, в поисках выхода, к тем казавшимся ранее периферийными отраслям психологии, которые изначально признавали, что культура в той же мере является источником психологического, как и биология. Это направление вылилось в культурную психологию, которую начиная с девяностых годов можно рассматривать как составную часть психологической антропологии.

  Специфика данной отрасли человековедения состоит в том, что педагогическая антропология сама не открывает ничего нового. Как учебная дисциплина в системе высшего образования стала разрабатываться в России параллельно с возрождением педагогической антропологии как самостоятельной области знания в начале 90-х гг. Следуя за К. Д. Ушинским, расставляет акценты в уже известном, актуализирует и интегрирует в педагогику самую разнообразную информацию, имеющую отношение к ребенку, его физическому и духовному бытию, развитию, воспитанию. __________________________________________________________

*Когнитивная сфера – сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания о мире и о самом себе.

  Эта интеграция и эти акценты делают педагогическую антропологию и вечно живой, и  постоянно обновляющейся, и актуальной научной дисциплиной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2

  Антропология  — это специальная наука о человеке как сложном и чрезвычайно значительном феномене.

  Современная педагогическая антропология интегрирует  все значения названного понятия. Она  обогащается за счет различных наук, в том числе и за счет таких «отраслевых» антропологий, как философская, религиозная, культурная, социальная, психологическая и пр. Традиция философской антропологии — подходить к человеку как целостному, уникальному явлению — один из ведущих принципов современной педагогической антропологии. Концепция О. Больнова, трактующая человека как существо, изначально имеющее потребность и способность активно включаться в процесс воспитания, наиболее близка и органично интериоризирована российской педагогической антропологией. В то же время подходы и иных антропологий существенны для педагогического человековедения, поскольку позволяют ярче представить отдельные грани, различные ипостаси человека и ребенка. Основа психолого-педагогической антропологии сегодня - типы отношений человека к человеку и человечеству. Они рассматриваются в пространстве жизнедеятельности, пространстве опыта и пространстве времени.

     Объектом современной педагогической антропологии являются отношения человек—человек. Предметом — ребенок как участник воспитательного процесса.

  В системе антропологически ориентированных наук об образовании главное место должно принадлежать психологии, дающей педагогу знания о развитии человека и о специфике педагогического руководства этими знаниями педагога должно быть максимально профессионально ориентированным, т. е. психология должна стать составной частью педагогической антропологии.

  Педагогическая  антропология представляет собой систему  антропологически ориентированных наук об образовании, где психология является главной составной частью. Следовательно, психологическое образование педагога должно быть профессионально ориентированным.

  При всем многообразии подходов, все учебные курсы педагогической антропологии ориентированы на реализацию тезиса К. Д. Ушинского, согласно которому воспитать человека во всех отношениях можно только изучив его во всех отношениях.

  Педагогическая  антропология помогает расширить образовательные возможности каждой личности, помогает  человеку осознать свою уникальность, ориентирует педагогику на построение индивидуальной траектории образования для каждого человека.

  Воспитание человека невозможно без постижения его сущности, без понимания его природы. Изучение человека как воспитателя и воспитуемого, как субъекта образовательной деятельности - основная функция педагогической антропологии – области человекознания, находящейся в настоящей момент в процессе обретения дисциплинарного статуса, разработки методологии, теории, содержания, дифференциации основных направлений исследований.

  Но неструктурированность исследовательского поля ведет нас к неизбежной терминологической путанице. Но это было бы еще полпроблемы. Авторы заимствуют друг у друга терминологию, вставляя ее в новый смысловой контекст. При этом данные контексты могут быть взаимоисключающими. Поэтому нам нередко придется затрагивать то или иное понятие, поясняя его применительно к данному контексту, а развернутое его определение давать ниже, когда речь пойдет о концепции автора данного понятия.

В настоящее время  складывается сложно разветвленная  система теоретического и практического  человекознания, значение которого для будущности человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.

  Происходящий  парадигмальный сдвиг *в системе ориентаций современной психологии ставит ее перед лицом принципиально новых теоретических проблем, наиболее важные из которых центрируются вокруг, может быть, самой главной сегодня проблемы - психологии развития человека.

  __________________________________________________________

  *Парадигма- система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.

    Психологическая антропология – это не только последовательно и обосновано выстроенная психологическая модель человеческой реальности, но и система общенормативных представлений о траектории и динамике человеческой жизни. Согласно концепции развития субъективной реальности в онтогенезе жизненный путь человека представляет собой последовательность двух этапов (биографических эпох). На первом этапе человек овладевает внутренними (телесными, психическими) и внешними (социокультурными) обстоятельствами своего существования, только становится субъектом собственной жизнедеятельности. Апогеем и одновременно переломным моментом первой фазы является точка «обретения души», открытия собственного Я. Социальной фиксацией вступления человека в новое качество в традиционных обществах являлись обряды инициации и посвящения, символизирующие переход от «безответственного детства» к необходимости самоопределения и полноте ответственности за свою жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Современное состояние психолого-педагогической антропологии как отрасли человековедения